ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Аннотация: статья посвящена проблеме поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка через применение современных фитнес технологий в ДОУ.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, детский фитнес, фитнес технологии.
Нынешние дети проводят большую часть времени в сидячем положении за столами, за просмотром телевизора, за играми компьютерами и гаджетами, можно сказать, очень мало двигаются. Таким образом, у них происходит задержка в развитии основных физических качеств, нарушение осанки, искривление позвоночника и плоскостопие, в связи с тем, что мышечные группы утомляются от малоподвижности. Для того чтобы этого не происходило главная задача взрослых заключается в том, чтобы найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников, создать все необходимые условия чтобы выработать у детей привычку к занятиям спортом. Во всем этом может помочь детский фитнес.
В первую очередь, детский фитнес представляет собой спортивную программу, которая разработана с учетом физической подготовки, возраста ребенка и включает в себя сочетание разных общеукрепляющих упражнений. На таких занятиях у детей развивается гибкость и ловкость, достаточно хорошо выплескивается накопившаяся энергия.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста детского сада №64 г. Чебоксары мы используем элементы фитнеса, которые позволяют увеличить интерес к занятиям физическими упражнениями, и помогают повысить объем двигательной активности, а также уровень физической подготовленности. Можно сказать, что с помощью этих занятий создаются благоприятные условия, для физического, так и психомоторного развития дошкольников. В своей работе мы используем следующие фитнес технологии:
‒ занятия на тренажерах (степы, мячи-фитболы, пластмассовые гантели, шведские стенки и т. д.), которые способствуют укреплению здоровья дошкольников и развитию общей выносливости, содействуют приобретению двигательных умений и навыков;
‒ упражнения с элементами игрового стретчинга (сюда входят упражнения на растяжку мышц тела, рук, ног, позвоночника, позволяющие предупредить, также исправить нарушение осанки). Данные элементы должны выполняться детьми по ходу сюжетно-ролевой игры, охватывать все группы мышц и желательно чтобы были основаны на сказочном сценарии;
‒ фитбол-гимнастика. С помощью занятий на фитболах формируется правильное дыхание, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, активно развивается чувство равновесия, мелкая моторика ребенка, создается хороший мышечный корсет;
‒ степ-аэробика – танцевальная аэробика, в которой применяются специальные невысокие платформы – степы. Благодаря этим занятиям происходит развитие координации, совершенствование точности движений, формирование осанки, устойчивого равновесия, заметно улучшается психологическое и эмоциональное состояние ребенка, также укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная система;
‒ классическая (базовая) аэробика – одна из результативных форм работы, при которой повышается двигательная активность детей. Можно сказать, что базовая аэробика – это система упражнений, в которую входят танцевальные движения, шаги и гимнастика в танцевальном сопровождении. Эта технология детям помогает улучшить их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии, развивает двигательные навыки.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для достижения оптимального результата на занятиях и для того, чтобы избежать монотонности воспитательно-образовательного процесса мы использовали различные виды работы с воспитанниками: работа в парах, тройках, малых группах, индивидуальная, фронтальная.
За основу структуры занятий фитнесом были приняты рекомендации автора М.В. Левина, которые нами адаптировались согласно особенностям детского фитнеса.
Подготовительная часть занятия – 10 минут, она должна быть заранее запланирована. Устанавливает контакт между детьми и воспитателем, организует и вводит детей в работу. В этой части, детский организм должен подготовиться к выполнению физической нагрузки, которую ей предстоит выполнить. Для первой части занятия присущи упражнения в ходьбе и беге, упражнения на дыхание, комплексы психогимнастики и суставной гимнастики.
Продолжительность основной части занятия 15 минут. Ее задачи: овладение основными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые способствуют освоению такого вида, как «фитнес-аэробика». Главное условие – обязательно использовать коррекционные упражнения и упражнения с оборудованиями и инвентарем. А в завершении должна быть эмоциональная игра, соревновательного характера.
Продолжительность заключительной части занятия составляет 5 минут. В этой части необходимо завершить работу снижением нагрузки на организм. Основными средствами являются: упражнения на дыхание, на релаксацию и телесно-тактильные упражнения.
Наиболее востребованным является детско-родительский фитнес «Фитнес вместе с мамой». На таких занятиях властвует естественная обстановка, дается свобода движениям, здесь возможно отступление от правил, можно придумать бесконечное количество вариантов использования спортивно-игрового оборудования. Замечено, что дети с большим удовольствием занимаются, исполняют все задания, при выполнении которых развивается активность, самостоятельность, творческий подход и повышается интерес к физкультурным занятиям.
Мы заметили, что при регулярных и усердных тренировках у детей значительно улучшается физическое состояние. Они становятся более сильными, выносливыми, гибкими. Результативность работы можно проследить при мониторинге физического развития и развития физических качеств. Имеется устойчивая положительная динамика: у детей формируется хорошая осанка, мышечный корсет. Занятия фитнесом вызывает у дошкольников радость и восторг, дарит им свободу движения, значительно улучшает самочувствие и надолго сохраняет хорошее настроение.
Таким образом, использование фитнес-технологий в работе с детьми способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.
Список литературы
1. Борисова М.М. Использование фитнес технологий в ДОУ / М.М. Борисова, В.В. Горелова // Инструктор по физической культуре. – 2012. – №2. – С. 15–16.
2. Рыбкина О.Н. Фитнес в детском саду / О.Н. Рыбкина, Л.Д. Морозова. – М.: Аркти, 2012. – 99 с.
3. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5–7 лет / Е.В. Сулим. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.
Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. ...
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Использование фитнес технологии в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Статья раскрывает особенности проведения занятий по фитнес – аэробике в детском саду, основные принципы работы с детьми и методы обучения. Публикация предназначена для педагогов дошкольных учреж...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.
Можно выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...
Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»
В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...