Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ».
методическая разработка (младшая группа)
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuradilova_shs.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ».
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа.
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Задачами здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие;
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников;
4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.
Выделяются следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:
- физкультурно-оздоровительные;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов;
- валеологического просвещения детей и их родителей.
Этапы внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:
- анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валелогических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
- освоение педагогами методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;
- работа валеологической направленности с родителями.
В этой работе освещены вопросы здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном пространстве ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса, предложены рекомендации по использованию различного оборудования и технологий, описан практический опыт, применяемый в педагогической деятельности воспитателя. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.
Применять методическую разработку для воспитателей в условиях детских образовательных учреждений.
Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (специалистов по работе с ИКТ, родителей.
Способы взаимодействия:
1. проведение НОД с использованием здоровьесберегающих технологий;
2. консультации воспитателей;
3. Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателей.
Применение и актуальность здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Результативность использования данной методической разработки: использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ позволит сохранить и улучшить здоровье всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поможет воспитателю грамотно составить конспект для работы с детьми.
Принцип построения методической разработки:
- Доступность;
- Стимулирование познавательных процессов;
- Последовательность и системность.
Ожидаемый результат:
- Повышение – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство.
Введение
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Давным-давно, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
2. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые педагоги применяют в ДОУ
«Минутки здоровья»
Самомассаж от простуды
У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Под воздействием массажа организм и взрослого и ребенка начинает лечить сам себя. Самомассаж делать несложно. Например, массаж рук.
«Веселые пальчики».
Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
«Карандаш щекочет пальчики
Веселятся девочки и мальчики!
2. «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
«Быстро палочкой мы трем-
Огонек сейчас найдем»
3. «Юла».
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.
«Стану я сейчас юлой-
на ноге кручусь одной»
4. «Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.
«Вертолет готов к полету,-
Говорим ми все пилоту.
Винт скорее закрути и лети, лети, лети».
5. «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
«Гладко вниз сейчас скольжу,
Съехать с горки я спешу».
6. «Послушный карандаш»
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу».
7. «Лягушки»
Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном положении карандаша.
«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!
Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»
Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательный процесс"
Методическая разработка...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ"
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ"...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Педагоги наряду с медиками осознают свою ответственность за здоровье учащихся. Их внимание сконцентрировано сегодня на профилактике заболеваний и охране здоровья детей. В целях уменьшения ...
Методическая разработка МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ. ...
Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»...