Методическая разработка МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка (средняя группа)
Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/mudrova_v_portfoliomaster_klass.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №16 городского округа Вичуга
Методическая разработка
МАСТЕР – КЛАСС
«Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе ДОУ»
С.В. Мудрова,
воспитатель МБДОУ д/с №16
2021 год
МАСТЕР – КЛАСС
«Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе ДОУ»
Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, тема которого: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
Цель мастер-класса: освоение и последующее применение педагогами здоровьесберегающих технологий в практической деятельности с детьми.
Задачи:
- раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
- познакомить с методикой стретчинга;
- распространять педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий.
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть друзья?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Вступительное слово.
«Здоровью научить нельзя – надо воспитывать потребность быть здоровым. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан Жак Руссо.
Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т.е. физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. На нашем мастер - классе мы предложим новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.
I часть. Теоретическая
Задания для педагогов
Педагогам предлагается «Цветик –семицветик».
Необходимо оторвать лепесток и выполнить предложенное задание.
1. Красный лепесток - Дать определение понятию «Здоровье».
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, из каких составляющих состоит здоровый образ жизни?
2.Оранжевый лепесток – Решение проблемной ситуации:
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.
3. Желтый лепесток
Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье будет здоровье – будет - все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т.д.
4. Зеленый лепесток
Вопрос: Назовите виды деятельности, относящиеся к «Технологии сохранения и стимулирования здоровья».
Ответ: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика после сна, стретчинг, ритмопластика.
5. Голубой лепестка
Вопрос: Назовите виды деятельности, относящиеся к «Технологии обучения здоровому образу жизни»
Ответ: Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный массаж, самомассаж.
6. Синий лепесток
Вопрос: Назовите виды деятельности, относящиеся к «Коррекционным технологиям»:
Ответ: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия.
7.Фиолетовый лепесток
Продолжи фразу:
Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие)
Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).
Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии)
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - …(основные виды движения)
2 часть. Практическая
А теперь приглашаю Вас поучаствовать в практической части мастер – класса.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышает работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируется двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция.
Предлагаю всем, кто сегодня хоть раз улыбнулся, встать и немножко размяться.
Уважаемые коллеги! Как вы думаете, с чем же связан рост человека? (Организм растёт, удлиняются туловище, ноги, рук). Мышцы…растягиваются, то есть происходит – растяжка. (Значит, рост человека связан с растяжкой).
«Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжка – это гибкость. Гибкость – это молодость» (Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки»).
Предлагаю настроиться на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Самомассаж «Путешествие по телу».
- А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Пальчиковая гимнастика «Моя семья», предлагаю вам сделать её с усложнением, с использованием шарика.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца или шарики по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Гимнастика для глаз «Солнышко»
В небе солнце катится
Словно желтый мячик,
(прослеживание глазами за движением солнышка
вверх – вниз, вправо – влево).
То за тучку спрячется
То по елкам скачет.
(- движение глазами по кругу в одну и другую стороны).
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось.
(- поморгать и зажмурить глаза).
Одной из технологий, которую я применяю в работе с детьми, является игровой стретчинг. Почему стретчинг? Эта методика позволяет с детства сохранить гибкость тела, правильную осанку, следовательно, здоровье и хорошее расположение духа.
Что же такое стретчинг?
Вы можете сами ответить на мой вопрос?
Стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Стретчинг – это работа над приобретением необходимой гибкости и подвижности всех суставов рук и ног, и что самое главное, опоры всего тела и источника силы – позвоночника. Одно из распространённых упражнений стретчинга.
Для выполнения упражнений приглашаются 6 человек.
Упражнение «Звездочка».
И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.
1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.
2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.
Упражнение «Деревце».
И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.
1) Поднять прямые руки над головой – вдох.
2) Опустить руки, расслабиться – выдох.
Упражнение «Солнышко»
И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.
1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. «Свеча». Дыхательные упражнения.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
3 Итоговая. Рефлексия.
Каждый из присутствующих, за время проведения мастер – класса испытывал определённые чувства.
- Какие чувства вызвало у Вас участие в работе мероприятия?
- Что полезного и интересного, приятного вы возьмёте для себя сегодня?
Вам предлагаются карточки, выберите и допишите фразы, выражающие Ваше эмоциональное состояние после проведённого, мастер – класса.
Сегодня я узнала….
Мне было….
Теперь я могу….
Меня удивило….
Мне бы хотелось…
На этом наш мастер – класс заканчивает свою работу. Надеюсь, Вы приобрели новые знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и Ваши воспитанники, Ваши дети и близкие Вам люди! Предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не покидали нас, предлагаю соединить их в аплодисменты!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Литература
Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. 2008.
Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы Вавилова Е.Н. – М.: Скрипторий, 2008.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М., 2002.
Назарова А.Г. Игровой стретчинг / А.Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Типография ОФТ. Г.С. – Петербург.
Овчинникова. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Изд.: КАРО.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально-валеологического воспитания дошкольников
В свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально использовать здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Проводить интегрированные музыкально-валеологические занятия. ...
Мастер – класс:«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ...
Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...
Мастер класс «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»
Мастер класс «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ» Спасибо чей материал использовала...
«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников
Данные методические рекомендации посвящены использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников и подготовлены в помощь воспитателям ДОУ....