Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
статья
В статье раскрывается смысл понятия "Здороьесберегающие технологии", применяемые в дошкольном образовании, их цели, а также рекомендации для воспитателей, использующих данные технологии в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveformiruyushchie_i_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пахомова Наталья Александровна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №85
Приморского района Санкт-Петербурга
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.
В дошкольном возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия ребенка и воспитателя, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Цель здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни;
- научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы воспитателями в работе с детьми.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика, логоритмика.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: игротренинги и игротерапия, самомассаж.
- Коррекционные технологии: арттерапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, фонетическая гимнастика.
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие техники, которые я использую в работе со своими воспитанниками.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика позволяет поддерживать организм в тонусе, укрепляет и развивает мышечную систему, способствует закаливанию организма.
В течение дня в процессе образовательной деятельности для снижения утомляемости детей, активации мышления и повышения умственной работоспособности я обязательно ввожу динамические паузы, устраиваю физкультминутки, провожу пальчиковую гимнастику.
Для развития речевых органов и речевого дыхания мы выполняем упражнения по артикуляционной гимнастике, а именно – разучиваем различные скороговорки, а также упражнения по дыхательной гимнастике, например, упражнения «Чудо-нос», «Охота», «Ныряние», «Ветерок».
После дневного сна ежедневно проводится гимнастика пробуждения, способствующая бодрому настроению детей. Во время проведения гимнастики пробуждения я также ввожу элементы самомассажа, босохождения и растяжки.
Особое внимание я уделяю зрительной гимнастике и провожу ее несколько раз в течение дня, так как гимнастика для глаз является отличной профилактикой зрительного переутомления и снижения остроты зрения. Вместе с ребятами мы выполняем «Упражнение для бровей», «Филин», а также следующее стихотворное упражнение:
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Также я нахожу необходимым проводить родителям воспитанников консультации с рекомендациями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Прежде всего, необходимо использовать свободное время для повышения двигательной активности всех членов семьи (прогулки на свежем воздухе, желательно подальше от городского шума и загазованности, утренняя гимнастика, подвижные игры, занятия со спортивным оборудованием).
Очень важно строго соблюдать режим дня, рекомендованный педиатрами и установленный в детском саду.
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Необходимо дома оградить ребенка или научить правильно пользоваться предметами, которые могут представлять опасность для жизни ребенка.
Хождение босиком укрепляет своды и связки стопы, идёт профилактика плоскостопия. В летний период необходимо давать детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Тёплый песок, мягкий ковёр, трава действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.
Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры – метод профилактики заболевания носоглотки.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....
"Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками" (из опыта работы воспитателя)
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками" (из опыта работы воспитателя)...