Закаливание в дошкольных образовательных учреждениях
статья
«ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Закаливание - существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.
Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:
• Рациональный выбор процедур
• Систематичность их проведения
• Постепенность и увеличение силы воздействия
• Непрерывность
• Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы
Закаливание в повседневной жизни дошкольников
Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольных учреждениях является создание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей.
Проветривание
Сквозное проветривание проводят кратковременно – не менее 10 минут в отсутствие детей. Перепад температуры воздуха может достигать 4ºС.
Сквозное проветривание проводится:
- утром перед приходом детей,
- перед занятиями,
- перед возвращением детей с прогулки,
- во время дневного сна,
- после полдника.
Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну-две фрамуги по одной стороне. В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствие детей.
Для контроля за температурой воздуха в помещении термометр помещается на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.
Прогулка
Прогулка при ее правильной организации также является одним из важнейших моментов закаливания детей.
В зимний период дети должны находиться на свежем воздухе не менее 3-х часов ежедневно. При этом важна правильная одежда и обувь у детей.
Дети выходят на прогулку зимой:
- до 4-х лет при температуре до -15ºС и скорости ветра менее 15 м/с,
- до 7-ми лет при температуре до -20ºС и скорости ветра менее 15 м/с
Летом вся жизнь детей должна быть максимально перенесена на открытый воздух.
Хождение босиком
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. Так перед дневным сном можно предложить детям дойти до своей кроватки по дорожке босиком. Для детей 5-7 лет рекомендуется проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий сначала в носках, а потом и босиком.
Физкультурные занятия
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Особенно в течении круглого года.
После физкультурных занятий дети в раздевалке или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье. После перенесенных заболеваний дети освобождаются от физкультуры на 2-3 занятия.
Использование воды
Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у детей навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температур воды при умывании. Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия6 моют руки до локтя, шею. Верхнюю часть грудины, спины.
Специальные меры закаливания
Все специальные меры закаливания различаются:
- по силе воздействия –
- местные, это обтирания, обливания, ванны;
- общие, это обтирания, обливания, ванны, купания в открытых водоемах.
- по действующему фактору –
- солнце,
- вода,
- воздух.
Начинают закаливание с более мягких воздействий, то есть с местных закаливающих процедур. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.
Воздушные ванны
Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны.
Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде во время физкультурного, музыкального занятия, ежедневной утренней гимнастики.
Общую воздушную ванну ребенок получает при смене белья, после дневного и ночного сна.
Обтирание и обливание
- местное и общее, сухое и влажное обтирание варежкой,
- местное обливание ног,
- контрастное обливание ног,
- общие водные процедуры (купание, обливание).
Полоскание рта
Кроме перечисленных закаливающих процедур хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно учить детей полоскать горло.
Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.
Медицинских отводов от закаливающих процедур не должно быть. Исключение составляет лишь острое заболевание ребенка.
Необходимо помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружащей среды.
Деятельность персонала при организации закаливающих процедур в ДОУ
Воспитатели
- Осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детей своей группы;
- Ведут учет проведения закаливающих процедур, отмечая в нем, кто из детей получил закаливающие процедуры, в какой дозировке (количестве);
- Следят за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, регулярно информируют медицинский персонал ДОУ об изменениях в состоянии здоровья ребенка;
- Контролируют соблюдение режима проветривания в группе и уборки помещений;
Помощники воспитателей
- Обеспечивают режим проветривания помещений группы;
- Оказывают помощь при проведении оздоровительных мероприятий с детьми, в подготовке детей к прогулке (одевание, раздевание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_v_dou.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Закаливание - существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.
Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:
• Рациональный выбор процедур
• Систематичность их проведения
• Постепенность и увеличение силы воздействия
• Непрерывность
• Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы
Закаливание в повседневной жизни дошкольников
Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольных учреждениях является создание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей.
Проветривание
Сквозное проветривание проводят кратковременно – не менее 10 минут в отсутствие детей. Перепад температуры воздуха может достигать 4ºС.
Сквозное проветривание проводится:
- утром перед приходом детей,
- перед занятиями,
- перед возвращением детей с прогулки,
- во время дневного сна,
- после полдника.
Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну-две фрамуги по одной стороне. В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствие детей.
Для контроля за температурой воздуха в помещении термометр помещается на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.
Прогулка
Прогулка при ее правильной организации также является одним из важнейших моментов закаливания детей.
В зимний период дети должны находиться на свежем воздухе не менее 3-х часов ежедневно. При этом важна правильная одежда и обувь у детей.
Дети выходят на прогулку зимой:
- до 4-х лет при температуре до -15ºС и скорости ветра менее 15 м/с,
- до 7-ми лет при температуре до -20ºС и скорости ветра менее 15 м/с
Летом вся жизнь детей должна быть максимально перенесена на открытый воздух.
Хождение босиком
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. Так перед дневным сном можно предложить детям дойти до своей кроватки по дорожке босиком. Для детей 5-7 лет рекомендуется проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий сначала в носках, а потом и босиком.
Физкультурные занятия
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Особенно в течении круглого года.
После физкультурных занятий дети в раздевалке или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье. После перенесенных заболеваний дети освобождаются от физкультуры на 2-3 занятия.
Использование воды
Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у детей навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температур воды при умывании. Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия6 моют руки до локтя, шею. Верхнюю часть грудины, спины.
Специальные меры закаливания
Все специальные меры закаливания различаются:
- по силе воздействия –
- местные, это обтирания, обливания, ванны;
- общие, это обтирания, обливания, ванны, купания в открытых водоемах.
- по действующему фактору –
- солнце,
- вода,
- воздух.
Начинают закаливание с более мягких воздействий, то есть с местных закаливающих процедур. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.
Воздушные ванны
Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны.
Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде во время физкультурного, музыкального занятия, ежедневной утренней гимнастики.
Общую воздушную ванну ребенок получает при смене белья, после дневного и ночного сна.
Обтирание и обливание
- местное и общее, сухое и влажное обтирание варежкой,
- местное обливание ног,
- контрастное обливание ног,
- общие водные процедуры (купание, обливание).
Полоскание рта
Кроме перечисленных закаливающих процедур хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно учить детей полоскать горло.
Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.
Медицинских отводов от закаливающих процедур не должно быть. Исключение составляет лишь острое заболевание ребенка.
Необходимо помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружащей среды.
Деятельность персонала
при организации закаливающих процедур в ДОУ
Воспитатели
- Осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детей своей группы;
- Ведут учет проведения закаливающих процедур, отмечая в нем, кто из детей получил закаливающие процедуры, в какой дозировке (количестве);
- Следят за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, регулярно информируют медицинский персонал ДОУ об изменениях в состоянии здоровья ребенка;
- Контролируют соблюдение режима проветривания в группе и уборки помещений;
Помощники воспитателей
- Обеспечивают режим проветривания помещений группы;
- Оказывают помощь при проведении оздоровительных мероприятий с детьми, в подготовке детей к прогулке (одевание, раздевание).
Консультацию составила З.И. Малиновская, старший воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 50 Кировского района Санкт-ПетербургаСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
Организация закаливания в условиях дошкольных образовательных учреждений с целью оздоровления детей.
С чего начать и как проводить закаливание в ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Возможности закаливания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья (отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма в...
Провидения воздушного закаливания в дошкольных образовательных учреждениях
Доклад-выступления на педсовете на тему воздушное закаливание...
Закаливание и оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Статья о видах закаливания, которые применяютя в образовательном учреждении...