Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
статья (средняя группа)

Заморская Оксана Сергеевна

В статье описывается система закаливания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamorskaya_o.s.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья

дошкольников.

Заморская Оксана Сергеевна,

Мурманская область, город Снежногорск,

МБДОУ №8 «Якорек»,

воспитатель

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нашим ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проанализировав заболеваемость детей в группе, я пришла к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет 17%. Часть детей группы болеет ежегодно, 8% детей переносят 2 и более заболеваний в год. Поэтому я решила работать над укреплением здоровья своих воспитанников. И задачу сохранения и укрепления здоровья детей считаю приоритетной.

Одним из средств решения обозначенной задачи становится применение здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

На ряду с многими здоровьесберегающими технологиями, в работе с детьми, я делаю упор на технологию закаливания.

Технология закаливание- чаще применяется в домашних условиях, но данный метод можно применять и в детском саду. Метод  закаливание- это мощное оздоровительное средство; важный и необходимый элемент здорового образа жизни человека. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Я расскажу, c чего начинается закаливание.

Прежде всего я придерживаюсь нескольких правил, прививаю их детям и родителям.

МОИ ПРАВИЛА:

1. - научиться правильно, реагировать на любую сложившуюся ситуацию в течение рабочего дня;

2. - не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного;

3. - позитивный настрой, хорошее настроение;

4. - уверенность в обучении и воспитании, спокойствие;

5. - научиться быть наблюдателем ситуации.

6. - хорошо подготовленное форма занятия, - один из методов здоровьесбережения ребенка, к этому нужно подходить интересно, правильно.

 Следую основным принципам закаливания:

  1. Постепенность и умеренность
  2. Систематичность
  3. Индивидуальность

Начиная в 1 младшей группе – с игр с водой. Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее на 1*С, доводя до 18*С. Затем следует, интенсивное растирание, массаж ручек. Следующее используемое мной закаливание -  сон без маечек. При температуре в спальне от 18*С полезно укладывать детей спать без маечек. Температура под одеялом достигает 38-39* С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20* С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата.  Закаливание воздухом продолжается вовремя корригирующей гимнастики после сна, с постепенным понижением температуры от 23 до 20 *С, а к 5 годам до 18*С. Продолжительность по времени также постепенно увеличивается от 3-4 мин. В младшей группе до 20 минут в старшем возрасте.  Ослабленным детям продолжительность воздушных ванн по 5 минут несколько раз в день без снижения температуры.

Далее с каждой возрастной группой процедуры закаливания видоизменяются, дополняются: во 2 младшей группе я использую босохождение по солевым дорожкам. Процедура проводится после дневного сна. Солевой раствор (10%) способствует усилению кровообращения, имеет свойство «вытягивать» из организма скопившиеся вредные вещества. Так же ввожу криомассаж кистей рук который относится к интенсивным методам закаливания.  Интенсивные   методы закаливания — это те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом или льдом, ледяной водой или морозным воздухом. Криомассаж способствует тренировки сосудов кистей рук, снижению возбудимости и оказывает успокаивающее воздействие. Продолжительность криомассажа — от 1 до 5 минут, в зависимости от возраста и желания детей. Рекомендуется проводить криомассаж не более 2-3 раз в неделю. На первом этапе, я замораживаю воду в капсулах от киндера яиц и дети с ними играют от 30 сек. Далее увеличивая время. На следующем этапе предварительно замороженные кусочки льда кладу на блюдечко и раздают детям. Величина льдинок зависит от возраста: чем младше ребёнок, тем меньше льдинка.

1. Дети берут льдинку поочерёдно правой и левой рукой, считают: 1,2,3 (далее — по желанию)

2. Проводят поглаживание тыльной стороны кисти, по желанию предплечье, плеча. Эффективность будет больше, если поглаживание и растирание проводить по кругу, зигзагообразно. Чем разнообразнее траектория движения, тем лучше.

Если ребёнок не хочет проводить массаж льдом, то как методический приём можно использовать поглаживание мокрыми прохладными руками. Для этого подержать лёд в руках, затем руками произвести поглаживание различных частей тела, лица, плеч, ног и т. д.

Для повышения интереса детей к криомассажу конечно он проводится в игровой форме с рассказыванием сказок, стишков и т.д.

 В старшем дошкольном возрасте на ряду с традиционными формами   физкультуно-оздоровительной работы такими как утренний приём и утренняя гимнастика на свежем воздухе, разные виды гимнастик и т.д. я использую  криомассаж  стоп ребенка — это новая, современная методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Массаж основан на перепадах температур, в результате которых кровеносные сосуды ребенка тонизируются, а иммунная система укрепляетсяю. Эта методика экономичная, доступная, эффективная. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси.

Данная методика криомассажа для закаливания и оздоровления детей является высокоэффективной, адекватной и физиологичной. Дело в том, что при кратковременном действии холода организм ребенка отвечает положительной терморегуляторной реакцией. Эта реакция ведет к полезным сдвигам в организме детей.

По этой методике осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедура проводится через день, длительность каждой 7-20 сек. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны, то есть примерно в течение 7-8 месяцев. По окончании процедуры ребенок одевает х/б носочки, т.к. они хорошо пропускают воздух и спит в них. 

И заключительный этап закаливания -  босохождене по снегу. Вводится уже в подготовительной группе, сначала идет разогрев ступней ног, во время корригирующей гимнастики с использованием ходьбы по различным тренажёрам, затем проходим в ёмкости со снегом наступая двумя ногами. Постепенно время увеличивается от 20-30 секунд до минуты. На последнем этапе проводится растирание стоп.

Благодаря системе закаливания применяемой мной в педагогической практике, заболеваемость воспитанников моей группы снижается.

Могу сделать вывод, что применение данной системы позволяет качественно снизить уровень заболеваемости. Таким образом, предлагаемая система закаливания и оздоровления детей высокоэффективна, так как существенно улучшает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, ребенок реже болеет острыми респираторными заболеваниями, при этом отсутствуют осложнения после острых вирусных инфекций, если ребенок ими заболевает.   У вновь поступивших детей, отмечается более быстрая адаптация к условиям детского дошкольного учреждения. Кроме того, предложенная система закаливания проста в исполнении, не требует больших материальных затрат и может быть широко внедрена в работу дошкольных учреждений.

По результатам мониторинга посещаемости, родители стараются не пропускать посещение детского сада, а дети с удовольствием участвуют в процедурах закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»В настоящее время состояние здоровья детей является одной ...

Проблемы и современные подходы к сохранению и укреплению здоровья педагога – как полноправного субъекта воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения

Изучение  вопросов касающихся  профессионального  здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений  и моделирование  здоровьеразвивающих технологий   целью к...

ПРОГРАММА «Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование солетерапии

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20 » г. Усинска (далее – Детский сад) задачу сохранения и укрепления здоровья...

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников...

Проект «Классики» (Бифункциональный подход в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста)

Инновационный проект по здоровьесберагеющим технологиям в Дошкольном отделении...

Презентация к педсовету «Целостный подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников в процессе детско-родительских проектов»

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И  если  мы  хотим  вырастить ...

Профессиональная компетентность воспитателей является основой для реализации подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.

Данная статья посвящена проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя в организации, сберегающей здоровье, обслуживания воспитанников. Автор указывает факторы готовности педагога к фо...