Стресс - великая сила. Оригами
проект

Снятие эмоционального напряжения методами арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_-_velikaya_sila_origami.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс – великая сила.

Оригами.

Семинар – практикум для педагогов.

Разработала Баталова Анна Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ Дс №24.


Пояснительная записка.

Стресс – великая сила.

Цель: познакомить педагогов с методами сознательной саморегуляции, повышения устойчивости к стрессу и возможностями полноценной реализации своих способностей.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «стресс» с точки зрения психофизиологии;
  2. Научить педагогов технике саморегуляции, путем синхронизации психического и физиологического уровней организма.
  3. Показать педагогам методы самовыражения и самореализации средствами Арт-терапии (Метод «Оригами»).

Аудитория: педагоги.

Занятие: из цикла «Стресс – великая сила».

Оборудование:         просторное помещение, компьютер, мультимедийный проектор, столы для складывания модулей оригами, цветная бумага, раздаточный материал на каждого участника, клей – карандаш на каждый стол.


План.

  1. Вступление.
  2. Теория стресса.
  3. Методы управления стрессом:
  • Двигательная активность;
  • Арт-терапия.
  1. Заключение.

  1. Вступление.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поговорить с вами о стрессе. Вы наверняка и сами знаете, что такое стресс, вам, наверное, так же не раз рассказывали и показывали различные методы борьбы со стрессом. Возникает вполне резонный вопрос: «Что же такого нового я могу вам рассказать, чего бы вы сами не знали». В принципе, что касается самого стресса, его функций, фаз протекания – здесь, в общем – то ничего не изменилось. Большая часть из того, о чем мы с вами будем говорить вам в большей или меньшей степени уже известно. Что же нового я могу вам предложить? Я хочу предложить вам взглянуть на известные вам вещи под другим углом зрения. И в качестве вступления позвольте рассказать одну греческую притчу. За достоверность не ручаюсь, как услышала сама, так и расскажу вам.

        «Собрали как-то боги на Олимпе совет. Проблема серьезная. Выступает Зевс: «Землю мы сотворили. Всяких тварей на ней тоже. Сотворили человека. И здесь беда. Творя человека, мы не поскупились, силы дали ему слишком много. В результате не можем теперь им управлять, не поддается контролю. Уничтожить эту силу нельзя. Один выход – спрятать. Но куда? Как спрятать эту силу так, чтобы человек не смог ее найти?». Долго совещались боги, много спорили, но так и не смогли придумать такого места, где бы человек не смог найти свою силу. И вдруг услышали они голос из самого дальнего и темного угла зала. Там сидела одна очень старая и всеми забытая богиня. Храмы ее уже давно разрушились, жертв и даров уже много веков ей никто не приносит. Даже имя ее уже давно забыли и сами боги. Вот что она сказала: «Куда бы ни спрятали вы силу человеческую, везде найдет ее человек. На дне морском, в самых высоких горах, в самых глубоких пещерах. Есть лишь одно место, где человек даже и не подумает искать ее». Боги были очень удивлены, что же это за место такое, о котором они сами не смогли додуматься. Они спросили старую богиню: «Где же это место?». А она ответила «Спрячьте эту силу в самом человеке. Ему и в голову не придет ее там искать».

Так вот есть мнение, что именно стресс и является той великой силой, которая спрятана в человеке и которую он никак не может найти. Но обо все по порядку.


  1. Теория стресса.

Автор теории стресса – канадский ученый Ганс Селье (1907 – 1982), опубликовавший первые работы на эту тему еще в конце 30-х годов прошлого столетия. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни»

Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.

Стресс – это состояние, которое развивается в организме, когда на него действуют сверхсильные раздражители.

При помощи этого состояния организм приспосабливается к новой суровой действительности. Особенность этого приспособления состоит в том, что оно идет через разрушение организма. (Представьте себе, что в лютую стужу у вас оказалось разбитым окно и полстены. Вам срочно нужно этот дефект залатать. Запасных частей у вас нет. В ход идут внутренние двери и перегородки, полы и мебель. Это суровая необходимость. В комнате стало тепло. Но теперь необходимо вставить стекла, вновь построить внутренние перегородки и купить мебель…).

Согласно окончательным воззрениям Г. Селье, люди не должны избегать стресса, ибо многие факторы, вызывающие стресс (стрессоры), являются важнейшими активаторами в жизни человека. Не получая стимулирующих стрессовых воздействий, организм человека перестает функционировать должным образом и постепенно начинает «погибать». На последнем этапе жизни Г. Селье во многих отношениях пересмотрел свои прежние взгляды и ввел понятие «дистресс». «Дистресс» в переводе с английского означает «несчастье, недомогание». В противовес дистрессу шведский ученый Леннард Леви предложил еще один термин – «эвстресс» (греческая приставка «эв» означает «хороший, благоприятный»).

В настоящее время любое воздействие на организм является стрессом, если оно причиняет вред, его называют дистрессом, а если приносит пользу – эвстрессом.

Стресс в своем развитии проходит три стадии (или фазы):

  1. Первая стадия (или фаза) стресса – это фаза тревоги. За время этой фазы происходит активизация всех систем организма, происходит психическое и эмоциональное напряжение, а также формируется готовность к физической деятельности.
    В период эволюции человека эта фаза была направлена на сохранение вида и выражалась в возникновении реакций защиты и нападения.
  2. Вторая стадия (фаза) стресса – это фаза повышенной устойчивости (резистентности). В организме поддерживается новый, повышенный, режим работы систем организма (когда идет ломка внутренних перегородок, снятие с петель дверей и т. п.).
  3. Третья стадия (фаза) стресса – фаза исхода. Любой стресс заканчивается одним из двух явлений:
  1. – хороший (благоприятный) выход (когда все «дырки закрыты»). В результате стрессовой реакции повышается функциональный резерв организма, что в итоге приводит к ликвидации самого стресса. Наступает стадия адаптации.
  2.  – дистресс – плохой (неблагоприятный) выход (когда вредный фактор продолжает действовать и делает новые «дырки», которые заткнуть не удается, наступает стадия истощения и организм погибает). Данная фаза проявляется в виде симптомов стресса или даже возникновением заболеваний. Именно дистресс в нашей обыденной речи мы называем стрессом.

Если же нет никаких объективных физических факторов, а человек впадает в стресс с такими же внутренними разрушениями и последствиями, как при действии физических факторов, то тогда мы говорим об эмоциональном стрессе. И здесь могут быть три варианта: фрустрация, конфликт и кризис.

Состояние фрустрации  и следующий за ней стресс у нас развивается тогда, когда нас неожиданно и без всяких оснований лишают того, что нам положено по праву. Фрустрация возникает при внезапной потере престижа. В рабочей ситуации чаще всего во фрустрацию вгоняет подчиненных начальство.

Конфликт возникает при столкновении интересов. К сожалению, люди конфликтовать не умеют и упрямо пытаются отстоять свою позицию вместо того, чтобы понять. Тогда конфликт перерастает в ссору, спор, столкновение, сражение. В общем, в споре истина выкипает.

А вот кризис возникает тогда, когда рушится прежняя система отношений и приходится полностью перестраивать свою жизнь. Можно ли обойтись без кризисов? Конечно, нельзя. Сама наша жизнь начинается с кризиса. Это кризис развития. Их у нас много. Без кризисов не прожить. Лучше к ним подготовиться. А кто не подготовился, тот кроме кризисов развития получает еще кучу случайных кризисов, без которых можно было бы и обойтись, имея соответствующую подготовку.


  1. Методы управления стрессом.
  • Двигательная активность.

Хасай Алиев «Синхрогимнастика».

  1. Хлест руками по спине (1 мин.).

Свободно бросать руки за спину, перекрещивая их на груди. «Руки-плети» свободно ударяют по спине.

  1. Лыжник (1 мин).

Поднять руки вверх. Опустить руки вниз, отбрасывая их назад и одновременно поднимаясь на носки. Поднимая руки вверх, опуститься с носков на полную стопу.

  1. Шалтай – Болтай (1 мин).

Свободные повороты туловища вправо – влево с расслабленными руками. «Руки – плети» свободно двигаются за телом.

  1. Вис назад и вперед (1 мин.).

Ноги чуть шире плеч. Наклон назад полумостиком, голову не откидывать, руки скрестить на животе. Делать наклоны головы в стороны, либо другие удобные движения, расслабляя плечевой пояс. Сконцентрировать внимание на плечевом поясе. Затем свободно наклониться вперед, чувствуя расслабление и снятия напряжения в области поясницы. После того как напряжение в пояснице ушло, ее нужно «отпустить» и свободно «упасть» (еще больше наклониться вперед, доставая кулаками до пола) вниз. Можно немного согнуть ноги в коленях.

  1. Легкий танец (1 мин.).

Направлен на межполушарное взаимодействие. На счет раз – шаг вперед левой ногой – мах правой рукой, два – мах правой ногой влево, левой рукой – мах вправо, три – правая нога возвращается в исходное положение, четыре – левая нога возвращается в исходное положение.

На счет раз – шаг вперед правой ногой – мах левой рукой, два – мах левой ногой вправо, правой рукой – мах влево, три – левая нога возвращается в исходное положение, четыре – правая нога возвращается в исходное положение.

  • Арт-терапия. Метод «Оригами».

Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением...

Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!

Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием-в-мире, попросту — делает нас несчастливыми.

Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.

Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле... Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.

Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит...

«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями...

Первая и главная заповедь арт-терапии

Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Вторая заповедь арт-терапии

Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть попросту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.

Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.

Третья заповедь арт-терапии.

В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Традиционное японское искусство оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания - все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия. В наше время оригами как метод арт- терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций.

Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление . Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние пациента. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.

Влияние занятий оригами на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы, чей сайт оригами был в свое время признан лучшим в мире. Они пришли к выводу, что такие занятия:

 -повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

 - повышают уровень интеллекта в целом;

 - активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

- улучшают память и глазомер.

 -метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека;

- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.

В нашей стране оригами в арт-терапии только начинает свой путь, а в педагогической практике существует уже более, 15 лет. И первыми весомый вклад в дело популяризации этого искусства сделали М.Г. Яременко и О.М. Сухаревская из Полтавы.

Интересно, что одни из самых древних фигур оригами- кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения - нести здоровье людям. Кусудама представляет собой шар, состоящий из собранных вместе бумажных цветков или розеток. Слово «кусудама» буквально переводится как «лекарственный шар» («кусури» в переводе с японского – «лекарство», «тама» - «шар»). Считается, что такой шар, если его подвесить над кроватью больного, будет способствовать выздоровлению. Такие представления относятся к области сакральной геометрии. Согласно данным представлениям, человек, с помощью некоторых геометрических объектов (правильных многогранников, к примеру), вступает в контакт с энергетическим миром, земной и космической энергией, что дает силы для его физического и духовного развития. «Все есть энергия, вибрация, гармония и диссонанс частоты; все есть геометрия». Возможно, в этом и секрет притягательной силы и оздоровительного потенциала оригами. В нем царит геометрия. Современные исследования показывают, что правильные многогранники (Платоновы тела) могут защищать от излучений техногенного свойства, активизировать саморегуляцию организма, восстанавливать энергообмен человека. Внутри помещений в форме пирамид процессы заживления и выздоровления идут быстрее. Выпуклая форма без граней позволяет накапливать энергию и передавать владельцу. Овальная форма положительно влияет на психику и поведение. Круглая форма конденсирует энергию лучшим образом и служит для усиления здоровья.

Изготовление «кусудамы» требует несколько большего времени, чем фигурок, сложенных только из одного квадрата. Такую работу быстрее проделать сообща в группе. Классическая простая «кусудама» состоит из 6-ти модулей. Поэтому вы разделитесь на группы по 3 человека и каждый из вас сейчас выполнит по две детали шара.


  1. Заключение:

Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Не нужно бороться со стрессом. Нужно научиться им управлять. Учась управлять стрессом, мы тем самым повышаем стрессоустойчивость организма. Повышая стрессоустойчивость организма, мы избавляемся от многих проблем в нашей жизни. В том числе от психосоматических заболеваний, вызванных излишним напряжением. Тем самым мы сами меняем позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит.

«…Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие»

Хасай Алиев.


Литература.

  1. Хасай Алиев «Укрощение стресса».
  2. Хасай Алиев «Метод ключ».
  3. Щербатых Ю. В. «Психология стресса и методы коррекции».
  4. Осадчук Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии. Простір арт-терапії: разом з вами,Вип.
  5. Арт-терапевтична асоціація, Київ,2006.
  6. Гулинкина О. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и ространство. Packagin, №1(15),февраль,2008.
  7. Острун Н.Д. Оригамная методика арт-терапии -Сайт Московского центра оригами.-www.origami.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Единый народ - Великая сила"

Сценарий праздника "Единый народ - Великая сила", посвященный Дню народного единства...

«Сказка о великой силе любви» ( психотерапевтическая сказка)

 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. Шло время и у них на свет появилась Прекрасная Принцесса, которую они назвали Незабудкой. Это был чудесный ребен...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Дружба- великая сила"

Конспект проведенного мной открытого занятия в старшей группе...

Стресс - великая сила!

Семинар-практикум для педагогов. Профилактика стрессовых состояний педагогов....

Сценарий праздника для подростков "Великая сила любви" посвященного Дню влюбленных

Цель: воспитание духовно – нравственных качеств, уважительного отношения друг к другу. Формирование дружбы и взаимовыручки в коллективе....

Социальный проект "Дружба - великая сила".

В рамках программы «Радуга» был разработан и реализован социальный проект «Дружба-великая сила», который направлен на развитие нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие: со взр...

Конспект открытого занятия на ГМО по речевому развитию для детей средней группы (4-5 лет). Тема «Дружба – великая сила!»

Конспект открытого занятия  на ГМО по речевому развитию для детей средней группы (4-5 лет). Тема «Дружба – великая сила!»...