Планирование и организация двигательного режима в дошкольном учреждении
статья

Осипов Алексей Викторович

Двигательный режим строится на основе индивидуальной двигательной активности детей. Двигательная активность -  основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая, расходуем. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников, она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_i_organizatsiya_dr.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Планирование и организация двигательного режима в дошкольном учреждении»

 Двигательный режим строится на основе индивидуальной двигательной активности детей. Двигательная активность -  основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая, расходуем. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников, она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.

        Для полноценного развития двигательной активности в нашем ДОУ разработана модель двигательного режима, в неё входят следующее содержание и формы работы.

  • Утренняя гимнастика с использованием оздоровительного бега.
  • Двигательные разминки до занятия и во время занятия.
  • Физкультминутки.
  • Непосредственная образовательная деятельность по физкультуре.
  • Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
  • Оздоровительный бег на прогулке.
  • Дефферинцированные игры и упражнения на прогулке.
  • Прогулки – походы в лес (пешие и лыжные).
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Праздники и досуги.
  • Самостоятельная двигательная деятельность и т. д.

       Двигательная деятельность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при её организации необходимо уделять большее внимание её планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность поэтапно.  Каждый этап имеет свои задачи физкультурно-оздоровительной работы, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

      Выделяем три основных этапа двигательного режима.

Первый этап – «Утро», второй – «Прогулка», третий этап – «Вторая половина дня».

      Утро самый короткий по времени, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию. Что включает в себя этот этап:

  • Индивидуальную работу с детьми, когда дети приходят в детский сад. Необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий (игры, иллюстрации, альбомы и т.д.). Поводятся беседы о здоровом образе жизни.
  • Утреннюю гимнастику для средних, старших и подготовительных групп на свежем воздухе, для младших групп в помещении длительностью 10-12 минут с обязательным включение оздоровительного бега. Цель, которого развитие общей выносливости детского организма. Методика проведения: берется первоначальная дистанция для каждой возрастной группы и после гимнастики даётся пробежка с постепенным увеличение дистанции через каждые две недели.
  • Двигательные разминки перед занятием и между занятиями. Планируются знакомые детям игры малой и средней подвижности с учётом проводимого занятия (если поводится занятия математика, развитие речи то планируем игру большей подвижности).
  • Физкультминутки – проводятся ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержание занятия. Общие требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на начальном этапе утомляемости (8-12 минута) в зависимости от запланированного вида деятельности, сложности учебного материала.

- подбираются хорошо знакомые упражнения, простые и занимательные.

- отдается предпочтения упражнениям для утомлённых мышц.

- комплексы подбираются в зависимости от вида занятий и его содержанием.

- необходимо проводить разные по содержанию и форме физкультминутки.

Формы проведения физкультминуток: Общеразвивающие упражнения (3-4 знакомых упражнений), малоподвижные, дидактические игры, танцевальные движения под музыкальное сопровождение, под стихотворный текст, двигательные действия и задания.

  • Упражнения оздоровительной направленности дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, коррегирущие упражнения.

        Второй этап планирования двигательного режима «Прогулка»

Перед прогулкой желательно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, чтобы создать необходимые условия, поддержать инициативу.

  • На прогулке планируется одна подвижная игра для всех детей и 2-3 игры с подгруппой.
  • Планируется индивидуальная работа с детьми согласно сезонности и в соответствии с основными движениями, включёнными в занятия.
  • Спортивные игры и упражнения согласно сезону (элементы хоккея, катание на санках, ходьба на лыжах).

      «Вторая половина дня» третий этап планирования двигательного режима.

  • Во второй половине дня планируем гимнастику после дневного сна 3-4 упражнения в постели и 3 - 4 при проведении закаливающих процедур (комплекс меняем 1 раз в месяц).
  • Планируем активный отдых (развлечения, досуги, игры).
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием физ. оборудования, дидактический материал (карточки схемы с упражнениями).
  • Спокойная двигательная деятельность игры малой подвижности.
  • Работа с родителями (домашние задания, беседы, консультации).
  • Упражнения оздоровительной направленности упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, коррегирущие упражнения.

Только при правильной организации двигательной активности, можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врождённую мотивацию к двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д..  Организация двигательного режима для детей с нарушением...

Организация двигательного режима в дошкольных учреждениях

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движение является одним из универсальных проявлений жиз...

Организация двигательного режима в дошкольных учреждениях

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движение является одним из универсальных проявлений жиз...

Организация двигательного режима в дошкольном учреждении в районах крайнего Севера

Организация двигательного режима в дошкольном учреждении в районах крайнего Севера...

Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я для педагогов Тема: «Основные требования к двигательному режиму в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не...