Проект "Здоровый малыш"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Детский сад – территория здоровья»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Автор – Гарипова Альбина Ильфатовна
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Назначение проекта:
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
Актуальность проекта:
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Вид проекта: практико-ориентированный
По содержанию: социально - педагогический
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения: 2012-2013 учебный год (долгосрочный)
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость?
Ожидаемый результат:
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
План выполнения проекта:
№ | Виды деятельности | Содержание |
1 | Изучение тематики, формулировка проблемы. | Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. |
2 | Ежедневная профилактика | Утренняя гимнастика «Мы здоровые ребята», «Здоровячок»; Самомассаж «Кошка Мурка», «Витаминка»; Водные процедуры «Здоровей-ка»; Гимнастика после сна «Вот какие мы большие», «К котёнку в гости» и др.; Ходьба по дорожкам здоровья. |
3 | Беседы | «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»; «Если хочешь быть здоров!»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; «Беседа о здоровье, о чистоте»; Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки); «Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике», Сказка-беседа «Мойдодыр». |
4 | Игры | Игры на развитие двигательной активности «Догони меня»; «Ловишки»; Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды пошли»; Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»; Дидактические игры «Что кому нужно для работы», «Определи место для предмета». |
6 | Прогулка и физкультура на прогулке | Подвижные игры; Лазанье по гимнастической лестнице; Закаливающие процедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика. |
8 | Досуги, развлечения | «К деду Морозу в гости» «Поможем кошке» |
9 | Работа с родителями | Консультация «Физкультурное оборудование своими руками», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и др; Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.; Наглядность в виде информационных файлов «Семь условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др; Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика; Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть здоров – закаляйся». Семинар-практикум для родителей на тему: «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок». Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»; Утренняя гимнастика «Зоопарк» – проводят воспитатели совместно с родителями Коллаж «Быть здоровым – здорово!» |
10. | Анализ проделанной работы | Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки; |
Методы реализации проекта с детьми:
- практические
Оздоровительная работа
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационное упражнение
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
- наглядные
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
Образовательные области:
Образовательная область «Познание»
- «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
- «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью)
- «Растения, которые лечат».
Образовательная область «Коммуникация»
- Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»
- Составление рассказов об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как мы измеряли рост».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»-
- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
- Крылов А. «Как лечили петуха»
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
- Л. Зильберг «Полезные продукты»
- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
Образовательная область «Социализация»
- Д/игра «Оденем куклу на прогулку»
- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
- Д/игра «Таня простудилась»
- Д/игра «Назови виды спорта»
- Д/игра «Если кто-то заболел»
- С/Р игра «Овощной магазин»
- С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»
Образовательная область «Труд»
- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей).
- Экскурсия в аптеку.
-Беседа «Как доктор лечит людей»
Образовательная область «Безопасность»
- Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»,
- Просмотр мультфильмов.
Образовательная область «Музыка»
- Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.
Образовательная область «Художественное творчество»
- Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»
- Конструирование «Больница для зверюшек»,
- «Изготовление рецептов для игры в больницу»
- Аппликиция «Консервированные овощи в банке»
- Лепка «Машина скорой помощи»
Образовательная область «Физическая культура»
-Утренняя гимнастика
-физкультурные занятия
-эстафеты
-соревнования
-подвижные игры,
-физкультурные досуги.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта | Участники проекта | Сроки | Содержание работы |
-проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта; -мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года; -блиц – опрос детей; -изучение условий реализации проекта; -привлечение родителей к участию в проекте; -утверждение проекта и источников финансирования. -определение цели и задач; -анкетирование родителей; -разработка перспективного плана работы с родителями -разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий. | Воспитатель, родители, дети | Сентябрь 2012 г. | Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»; Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье?»; Мониторинг детей на начало учебного года. |
II. практический -проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента; -проведение цикла тематических бесед; -проведение туристических походов совместно с родителями; -проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями. -организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье; День здорового ребёнка «Модуль здоровья»; -оформление коллажа совместно с родителями; -подготовка выставки детских рисунков; -создание альбома детских рассказов. | Воспитатель, родители, дети | Октябрь – апрель 2012 – 2013 г.г. | Туристический поход «В гости к Лешему»; Физкультурный праздник «В сказку за здоровьем», досуг «Будь, здоров!», развлечение «В гости к Айболиту», «Мой весёлый звонкий мяч»; Альбом детских рассказов «Я люблю спорт»; Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»; Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!» «Модуль здоровья» |
III заключительный -подведение итогов реализации проекта: -проведение недели здоровья с педагогами и детьми; -заключительный спортивный праздник; Анкета для родителей -исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга; 5.Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта. | |||
Воспитатель, родители, дети | Май 2013 г. | Недели здоровья «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»; Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»; Мониторинг детей на конец учебного года; Анкета для родителей «Растём здоровыми»; Презентация «Здоровье всему голова». |
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» являются:
1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и цикл тематических физкультурных занятий;
2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».
3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я – спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»;
4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» - «Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;
5. Туристические походы: «В гости к лешему»;
6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем», «Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское путешествие», «Мой весёлый звонкий мяч», «Весна» (с элементами психогимнастики);
7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей
8. Картотека самомассажа «Чтоб улыбка сияла», «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
9. Мультимедийная презентация инновационного опыта.
Перспективы развития проекта.
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей 5-6 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);
Для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;
Обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы);
Представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».
Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория здоровья» имеет высокий рейтинг.
Заключение.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы в парк, все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского сада.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.
5. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.
6. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
7. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
8. Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
9. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
10. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.
11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся сотрудничать с родителями.
12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.
14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью.
15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
Педагогический проект по конструированию, ручному труду "Волшебная мастерская"(старшая группа «Пчёлка»)
педагог Павлова М.С.
2013- 2014г.
Актуальность проблемы: мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя могут родители, но в наш век Н.Т.П., папы и мамы, к сожалению, заняты заработком денег и карьерой, поэтому основная помощь лежит на плечах воспитателей, которые создают условия для динамики творческого роста, и поддерживают стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Во всех видах развития личности большую роль играет формирование умений, основанных, на развитии мелкой моторики рук. Кроме того, ручной труд способствует воспитанию терпения, усидчивости, самостоятельности. Работая с разным материалом, ребенок получает дополнительные знания и умения, расширяя одновременно свой кругозор. Для этого я разработала проект «Волшебная мастерская»”. Считаю, что, работа по данному проекту, будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста. Применение эффективных методов по теме проекта, повысит интерес детей к окружающей действительности, а также, приобретенные практические умения, и навыки межличностного общения (взаимовыручка, уважения друг к другу, чувство коллективизма) необходимы при обучении в школе.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Проблема: формирование первоначальных исследовательских умений и навыков посредством включения дошкольников в занятия ручным трудом.
Цели проекта: подготовка личности ребенка к восприятию новых форм школьного обучения, на основе соединения исследовательских и воспитательных технологий на занятиях по ручному труду.
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир материи, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Задачи проекта:
Познакомить детей со свойствами и особенностями разных материалов
Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка.
Развивать свободную творческую личность.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
Формировать потребности в создании собственной поделки, картины.
Воспитывать старательность, трудолюбие, бережное и созидательное отношение к окружающему
Формировать практические навыки работы с материалами и инструментами.
Практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов
Формировать пространственные представления.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать восприятие, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.
Формировать умение действовать по словесным инструкциям, схемам; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Принципы:
Принцип культуросообразности;
Принцип приемственности;
Принцип самостоятельности.
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап - Подготовительный | Определяет цели и задачи, Осуществляет сбор и уточнение информации, выбирает оптимальные варианты, составляет план деятельности. Диагностика. | Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными. |
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы | Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов, оказывает практическую помощь детям. Формируют знания, умения, навыки. | Изготовление поделок. |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов | Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Диагностика. | |
4 этап - Презентация проекта .“Выставка поделок за год”, | Организует презентацию проекта через выставку поделок. Организация игры. | Участвуют в организации выставки и развлечении. |
Схема осуществления проекта «Волшебная мастерская».
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Магазин». Д/и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Чего не стало?», « Кому, что нужно для работы?», «Назови часть». Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка». Игры: «Составь узор», « Пасха», «Дочки-матери». |
Учебно – познавательная деятельность | Занятие-путешествие «Космос» Занятие «Жители Севера»- ознакомительное тематическое занятие. Занятие-эксперимент «Мастерская деда мороза»,- знакомство со свойствами ткани. Занятие - открытие «Жители Севера» «День матери» – тематическое занятие. Занятие – наблюдение . |
Художественно – речевая деятельность | Загадки , пословицы. Чтение Заучивание Рассматривание иллюстраций по темам занятий. Составление рассказов о своей поделке. Наблюдения за рыбками в аквариуме (форма, цвет) Рассматривание попугайчика (цветовая гамма). |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Собери быстрей букет?», «Светофор», « Краски» |
Взаимодействие с родителями | Выполнение домашних заданий совместно с детьми. «Природа и фантазия». Организация выставок. Консультация «Поделки из бросового материала», «Что такое сенсомоторика». Ярмарка – продажа «Букеты для мам» Выставки детских работ |
Музыкально–театрализованная деятельность | Пение частушек, прибауток, слушание весенних звуков. |
ПЛАН–ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Задачи проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Участники | Ресурсы: Имеющиеся и требующиеся | Ожидаемые результаты |
Познакомить детей со свойствами и особенностями различных материалов | Беседы. Рассматривание | Сентябрь - октябрь | Воспитатель | Родители и дети | Разные материалы Изделия из разных видов ткани | Расширение представлений о видах ткани и открытие новых возможностей |
Воспитывать интерес к ручному труду. | Беседы. Рассматривание иллюстраций | Октябрь - ноябрь | Воспитатель | Дети | Книги, материалы | Интерес к истории. |
Формировать потребность в создании собственной поделки, картины | Изготовление различных поделок, картин; Конструктивная деятельность. | В течение учебного года. Декабрь. | Воспитатель | Дети, родители | Обеспечение материалами для создания поделок | Удовлетворить потребность в создании собственной поделки. |
Развивать эмоциональ-но–личностную сферу ребенка | Занятия. Составление рассказов | В течение учебного года. Февраль. | Воспитатель | Дети | Обеспечение наглядного материала | Развитие эмоционально–личностной сферы. |
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу | Работа с разными материалами. Занятия. Самостоятельная деятельность. | В течение учебного года. Январь. Март. | Воспитатель | Дети | Материал для деятельности | Умение подбирать материал для деятельности, манипулиро -вание с ним.
|
Развивать творческую свободную личность | Занятия, самостоятельная деятельность. | В течение учебного года | Воспитатель, муз. рук | Дети | Материал для занятий | Развитие творчества |
Учить пользоваться специальной терминологией, инструментами. | Занятия. Самостоятельная деятельность. | В течение учебного года | Воспитатель | Дети | Наглядный материал | Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни. |
Со старшими детьми содержание занятий по ручному труду усложняется. Детей продолжают обучать работе с различными материалами. У детей совершенствуются умения работать, в процессе занятий получают возможность упражняться, самообучаться и взаимообучаться, экспериментировать, познавать свойства различных материалов. Дети могут создать простую аппликацию, овладевает навыком вырезания по контуру , использует пооперационные карты, помогающие освоить базовый алгоритм деятельности. Важно воспитывать вкус, умение выбирать, выбирать соответствующий материал, цвет. Помочь решению поставленных задач могут красочно оформленные работы. Все созданные работы необходимо рассмотреть, побуждая дошкольников к их оценке, обращая внимание на качество работы, их красоту, оригинальность украшения, проявление детьми творчества.
Художественный ручной труд это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр, труда и отдыха, это обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшее средство умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
Работа с детьми по организации ручного труда
Проведение специально организованного обучения
Создание условий для самостоятельных практических действий детей
Условия организации образовательной деятельности по ручному труду
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение
Использование усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
Создание ситуаций в педагогическом процессе, провоцирующие ребенка к творчеству
Использование методов и приёмов для успешной реализации поставленных целей и задач
Вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы.
Способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов.
Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа
Обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.
Изготовление поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр.
Обучение использованию для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.
Старшая группа
Совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке.
Обучение создания из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Продолжать обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части.
Формирование умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.
Привлечение к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная к школе группа
Работа с бумагой и картоном:
Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.
Создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.
Формирование умения использовать образец.
Создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работа с тканью:
Обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой».
Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом:
Создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда, свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ним и наличие образцов изделий и поделок, использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок , альбомов, книг непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Приёмы и методы в работе:
Предварительная работа
Создание выставок
Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)
Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)
Экспериментирование
Просматривание диафильмов
Чтение литературы
Рассматривание картин
Экскурсии
Коллажи.
Материалы и инструменты
Мастер-классы
Конкурсы
Презентации
Проекты
Выставки
Создание альбомов
Виртуальное общение
Экскурсии
Совместные праздники
Фотогазеты
Работа с родителями: Родительские собрания. Анкетирование. Тестирование. Консультации. Информационные листы. Папки-передвижки. Листы-памятки
Работа с коллегами: Консультации, семинары, мастер-классы, открытые занятия
Ресурсы обеспечения:
1.Материально-техническая база: предметно-развивающая среда ( подбор различного материала) Материалы и инструменты: Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов) Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.) Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т . д. Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
2.Дидактическое обеспечение: д /и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Чего не стало?», « Кому, что нужно для работы?», «Для чего нужна ?», «Назови часть», , «Чудесный мешочек», «Тактильные дощечки», «Пооперационные карты», «Три подружки», «Кто первый?» , «Сложи отгадку», «Угадай из какой это сказки».
3.Т. С. О.: записи частушек, прибауток, пение и работа под музыку.
4.Кадровое обеспечение: воспитатели группы.
5.Взаимодействие с родителями: помощь в оформлении группы, организация совместных с детьми выставок, подготовка раздаточного материала для занятий по ручному труду , консультации о заготовках для ручного труда, что такое сенсомоторика, совместный праздник « День матери».
Прогнозируемый результат:
Сформированность умений определять структуру, свойства материалов для проведения самостоятельной работы.
Сформированность умений подбирать цвет, сочетать, комбинировать.
Сформированность умений конструировать, моделировать.
Критерии отслеживания результатов. | Механизмы отслеживания результатов работы. | Периодичность. |
Умение пользоваться инструментами. | Тест-игра «Для чего нужен этот инструмент, покажи!» | В начале и конце учебного года. При завершении работ по каждому тематическому блоку. |
Вырезывание по контуру. | Тест-игра « Самый аккуратный» | |
Качество выполненной работы. | Выставка творческих работ. | |
Представление о свойствах и качествах материи. | Анализ результатов художественно-продуктивной деятельности детей. |
Диагностика
Педагогическая диагностика обеспечивает воспитателя оперативной информацией о характере детских представлений о труде, как социальном явлении, т. е. об уровне социальной, бытовой компетентности ребенка. Ребенку индивидуально предлагается сделать поделку в подарок малышу. Можно самому придумать, выбрав материал нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из вариативных образцов. Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность реализовать замысел: умение принять цель деятельности; выбрать инструмент, организовать рабочее место; умение использовать пооперационные карты; владение действиями самоконтроля; результативность и самостоятельность в достижении результата. Используя наборы картинок о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу и выявляет, осознают ли дети значимость труда людей разных профессий (работники ателье, транспорта, сельского хозяйства и т.д, обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между его компонентами. Уровень социальной компетентности ребенка проявляется в поведении и свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств - трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности.
Критерии | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
Умение пользоваться инструментами | 3/13% | 16/70% | 4/17% | _ | 5/20% | 18/80% |
Вырезывание по контуру | _ | 5/20% | 18/80% | _ | 2/9% | 21/91% |
Качество выполненной работы | _ | 12/51% | 11/49% | _ | 2/9% | 21/91% |
Представление о свойствах качествах материи | _ | 14/60% | 9/40% | _ | 1/4% | 22/96% |
23 ребёнка – 100%
1 ребёнок ≈ 4,3
Педагогический проект
по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет
«Воспитание любовью»
Выполнила воспитатель I категории
Погодина Наталья Константиновна
март, 2014 год
Содержание
1. Введение
2. Содержание проблем и необходимость решать их проектным методом
3. Цели и задачи проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Этапы реализации проекта. Система проектных мероприятий
6. Ресурсное обеспечение мероприятий
7. Список используемой литературы
8. Приложения
- Введение
Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. Не случайно, в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.
А Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
- Содержание проблем и необходимость решать их проектным методом
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению. Явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, наркомания – стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что общество потеряло свой главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любой государственности. Эти проблемы не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а
тут еще боевики и реклама. Происходит заметное одичание детей и
молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в
попкультуре.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются духовно-нравственные качества, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно в этом возрасте посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Несомненно, решить проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также приобщения дошкольников к ценностям истории родного края возможно благодаря следующим принципам:
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: учёта индивидуальных возрастных и половых особенностей каждого ребёнка, дифференцирование задач, содержания, форм организации детской деятельности;
- Принцип самоценности дошкольного возраста, как периода в жизни человека, в котором закладываются его представления о своём месте в мире, отношение к окружающим людям, природе, обществу,
- Принцип развивающего обучения: построение образовательного процесса на основе модели развивающего обучения;
- Принцип деятельностного подхода в организации педагогического процесса: обеспечение максимальной активности детей и взрослых;
- Принцип гуманизации: построение всей системы образовательной работы на общечеловеческих ценностях; демократический стиль взаимодействия взрослого и ребёнка; создание условий, предметно-развивающей среды для духовно-нравственного развития личности, полноты овладения ребёнком разными видами деятельности, для эмоционального комфорта;
- Принцип культуросообразности: выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентиров;
- Принцип интеграции: отражает способы деятельности всех субъектов в системе «дети – педагоги - родители», интеграция обеспечивает взаимодейсвие как внутри элементов, входящих в учебно-воспитательный процесс ДОУ, так и между ними;
- Принцип целостности воспитательно-образовательного процесса: обеспечение взаимосвязи между содержанием и средствами реализации воспитательно-образовательного процесса, единство всех линий развития ребёнка: физической, социальной, познавательной, творческой;
- Принцип сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, общественности;
- Принцип открытости ДОУ ребёнку, обществу, природе;
- Принцип преемственности: духовно-нравственное воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
А эффективность получения знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции только в ходе реализации проектного метода. Не случайно, проектный метод является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, в данном случае, к духовно-нравственному воспитанию.
Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.
- Цели и задачи проекта
Актуальность: Дети, начиная с детства, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций; равнодушным отношением к близким людям, недостатком сочувствия и сострадания к чужому горю. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.
Цель: Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи для развития ребенка:
- Воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, улице, селу;
- Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- Расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;
- Формировать чувство сопричастности:
-к родному дому, семье, детскому саду, селу, стране;
-к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам родного села;
7. Формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;
8. Формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России.
Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
- чтения педагогом художественной литературы;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсий по селу, целевых прогулок;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем,
родителями;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей
драматизацией;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
-загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
-разбора житейских ситуаций;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры: дидактические («Хорошие и плохие поступки»),
подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
- изготовить, сшить кукол к сказкам;
-провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей;
- изготовить с детьми наглядные пособия.
Формы работы с детьми
- Проведение праздников, развлечений с последующим анализом.
- Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и
технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по селу).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Продуктивная деятельность (например, открытки к празднику).
-Разучивание стихов, песен к празднику;
- Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и
детьми вместе со взрослыми;
-Посиделки-чаепития.
4. Ожидаемые результаты
- Воспитание любовью ,уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду;
- Сформированы духовно-нравственные качества через ознакомление с родным краем
- Сформированы гражданская позиция и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- Расширены представления об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;
- Сформировано чувство сопричастности:
-к родному дому, семье, детскому саду, селу, стране;
-к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- Развит интерес к русским традициям и промыслам родного села;
- Сформировано умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;
- Сформирована активная позиция родителей в воспитании гражданина России.
5. Этапы реализации проекта. Система проектных мероприятий.
Этапы реализации проекта
Первый этап – (информационно-накопительный) – теоретический (август)
Посвящён изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
Второй этап – организационно-практический (сентябрь - апрель)
Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей; анализ полученных диагностических данных; составление и обсуждение поэтапного плана работы; анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленность систематизации образовательного процесса.
Третий этап – презентационно-завершающий (май)
Цель: систематизировать и закрепить представления детей.
Четвёртый этап – контрольно-рефлексивный (июнь)
Цель: подведение итогов и анализ результатов проекта. Осуществление обработки и обобщение полученных данных.
№ П./п | Месяц | НОД | Беседы | Ознакомление с худ. литературой | Игры | Работа с родителями |
1. | Сентябрь | Познание: «Мое родное село» Цель: познакомить с родным селом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далёким предкам и землякам села. Коммуникация: «Мое село» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о родном селе. | Тема: «Природа родного края» Цель: Дать детям понять, что природа наш общий дом. | Чтение р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой, объяснить ёё особенности. Учить отвечать на вопросы по содержанию | «Фанты» Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. | Сделать альбом: «Наше село» Цель: С помощью родителей сделать альбом нашего села; воспитывать любовь и заботливое отношение к историческим местам нашего села. |
2 | Октябрь | Художественное творчество. Рисование: «Дымковская слобода» Цель: Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувства цвета и композиции. Закрепить знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; эмоционально положительное отношение к народно декоративному искусству. (Комарова – 47) Художественное творчество. Лепка: «Козлик» Цель: Продолжать учить лепить фигуры по народным (дымковским) мотивам.(Комарова – 46) Коммуникация: «Наш детский сад» Цель: Учить детей рассказывать, опираясь наличный опыт, развивать память и воображение. (Затулина – 52) Познание: «Район, в котором ты живёшь» Цель: Продолжать знакомить детей с историей района, улицы; развивать умение наблюдать и описывать. («Здравствуй мир» -203) | Тема: «Человек – защитник, окружающий среды» Цель: Познакомить детей с содержанием красной книги. Закрепить знания о законах природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру. | Чтение чувашской сказки: «Мышка Вострохвостик» Цель: Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения. (Бондаренко – 124) | Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада) |
|
3 | Ноябрь | Познание: «Москва – столица нашего отечества» Цель: дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица. (Волчкова – 118) Коммуникация: «Что я видел» Цель: Познакомить детей с новыми рассказами Б. Житкова. Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, используя разные виды предложений; воспитывать интерес к столице Москве, любовь к Родине. (Затулина – 104) Художественное творчество. Аппликация «Дома на улицах Москвы» Цель: Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. Упражнять в приёмах вырезание по прямой и по косой. Комарова – 53) Художественное творчество. Рисование: «Спасская башня Кремля» Цель: Учить передавать конструкцию башни, форму пропорции частей. (Комарова – 103) | Тема: «Если б я приехал в Москву». Цель: Расширять представления детей о Москве – главном городе столице России – её исторических памятниках. | Викторина: «что за прелесть эти сказки» Цель: Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам; воспитывать интерес и любовь к сказкам. (Затулина – 19) | Р.Н.И. «Волк» Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке | Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями). |
4 | Декабрь | Познание: «Я люблю тебя Россия» Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном. (Волчкова – 121) Коммуникация: «Путешествие на Северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки. («Здравствуй мир» - 209) | Тема: «Наша Земля» Цель: формировать первоначальное представление о творении мира, нашей Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру. | Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?" | Народные игры. | Консультация на тему:"Крепка семья - сильна Россия!" Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями). |
5 | Январь | Познание: «В гости к Городецким мастерам» Цель: Познакомить детей с особенностями городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. («Здравствуй мир» - 224) Коммуникация: «Для чего руки нужны» Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать короткие литературные произведения. (Затулина – 155) Художественное творчество. Рисование: «Городецкая роспись» Цель: Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Учить приёмам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. (Комарова – 74) | Тема: «Хлеб – всему голова» Цель: Дать детям представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Уточнить знание детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудиться, чтобы вырастить урожай хлеба; воспитывать уважение к труду хлебороба. | Чтение: «Маленькое дело лучше большого безделья» Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмыслить идею, значение образных выражений. (Волчкова – 64) | Башкирская народная игра: «Липкие пеньки» Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест. | Рекомендации: Побывать с детьми на главной площади нашего города и в его исторических местах. |
6 | Февраль | Познание: «Недаром помнит вся Россия…» Цель: Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории России. (Алёшина – 143) Познание: «День защитников Отечества. Знакомство со службой пограничников» Цель: закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Познакомить со службой пограничников. (Алёшина – 151) Художественное творчество. Рисование: «Солдат на посту» Цель: Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. (Комарова – 83) Художественное творчество. Рисование: «Пограничник с собакой» Цель: Упражнять детей в изображении человека и животного В передаче характерных особенностей. (Комарова – 85) Художественное творчество. Аппликация: «Матрос с сигнальными флажками» Цель: Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Закрепить умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. (Комарова – 82) | Тема: «Рассказ о русских традициях – проводы в армию» Цель: Познакомить детей с традицией, рассказать от, куда она пошла. Прививать любовь к народным традициям. | Чтение: Рассказы Л.Кассиля «Пехота», «Сестра». Цель: Познакомить детей с рассказами Л.Кассиля об армии. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассказов, используя в речи разные виды предложений (Затулина – 100) | Подвижная игра: «Разведчики» Цель: перебраться на другой берег. | Спортивное развлечение "Вместе с папой". |
7 | Март | Познание: «Я и моя семья» Цель: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботятся о близких. (Волчкова – 10) Коммуникация: «Посидим в тишине» Цель: Познакомить детей с новым стихотворением. (Затулина 172) Художественное творчество. Рисование: «Картинка маме к празднику 8 марта» Цель: Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о праздники 8 Марта. Закрепить умение изображать фигуры взрослого и ребёнка. (Комарова – 89) | Тема: «Мамочка моя любимая Цель: Раскрыть детям многогранный образ матери труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам. | Чтение Кукушка. Айога (Чтение сказок народов Севера) Цель: Познакомить детей со сказками народов Севера. Учить понимать скрытые мотивы поступков героев, определять характер. | «Салка» - русская народная игра Правила игры: Осалить другого. | "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий). Попросить родителей принести семейные фотографии. |
8 | Апрель | Познание: «День космонавтики» Цель: Расширить представления детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики. (Алёшина – 192) Коммуникация: «День космонавтики» Цель: Дать детям представления о космосе и космонавтах. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений. (Затулина – 143) Познание: «День Победы» Цель: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. (Алёшина – 215 Коммуникация: «День Победы» Цель: Дать детям представление о празднование Дня Победы. Учить детей принимать участие в беседе, используя личный опыт. (Затулина – 159) Художественное творчество. Аппликация: «Пригласительный билет на празднование Дня Победы» Цель: Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами. (Комарова – 102) | Беседа « Этот загадочный космос» о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается. | Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). | Сюжетно – ролевая игра "Космонавты". | Предложить узнать детям у родителей, кто из их родственников воевал. |
9 | Май | Художественное творчество. Рисование: «Салют над городом в честь Дня Победы» Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка. (Комарова – 106) Познание: «Дедушкин орден» Цель: Продолжать знакомство с социальной действительностью – «День Победы» (Педагогический опыт- 32) Развитие речи: «Мир на всей планете» Цель: формировать представление о том что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей; стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. (Волчкова – 127) | Беседа: «Мир на всей планете» Цель: формировать представления о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. | Слушание и пение фронтовых песен. | Игры (соревновательного характера) | Рекомендации: Экскурсия к Вечному огню. |
- Ресурсное обеспечение мероприятий
Название мероприятия | Срок | Наименование | Количество | Финансирование | |
сумма | источник | ||||
Изучение методической литературы | август | Смотри «Библиография» | 9 шт. | 1000р. | Метод. литература |
Опросы, анкетирование, консультации, информационные листки для родителей | сентябрь | Бумага А4 | 1 пачка | 210р. | воспитатель |
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций Библии для малышей | в течение года | Книга «Библия для малышей». | 1шт. | 350р. | воспитатель |
Художественное творчество. Аппликация, ручной труд, рисование по темам | в течение года | альбом, краски, карандаши, бумага цветная, клей, мелки по выбору детей. | 10шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10шт. 10шт. | 1200р. | родители |
Экскурсия к Храму, музей, библиотеку, к памятнику павшим солдатам и т.д. | в течение года | фотоаппарат | 1шт. | 5000р | спонсор |
Чтение художественной литературы по темам | в течение года | Книга для чтения | 1шт. | 590р. | воспитатель |
Создание «Уголка русского быта в группе» | октябрь | Глина, вязаные коврики, кусочки цветной ткани. Гуашь. | 5мотков 1уп. | 1745р. | родители |
Музыкальное развлечение «Мамочка и Я, счастливые мгновения» | март | Сладкое угощенье: конфеты, пирог, печенье, варенье и др. | 500р. | Родители, воспитатель | |
Создание книжки-малышки «Душевный мир глазами детей». | май | Альбомы, краски, карандаши | 10шт. 3шт. 3шт. | 560р. | родители |
Итого | 14155руб. |
- Заключение
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.
- Список используемой литературы:
1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.
2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.
3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.
6. Шварко Л.И. , Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. - № 3.
7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.
8. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....
статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.
Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....