Проект формирование
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 6 «Сказка»
Проект
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Разработала:
Казарцева Татьяна Анатольевна
2019-2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проекта………………………………………….………………..3
- Введение……………………………………………………..……………..4
- Откуда появилось понятие – «Здоровый образ жизни»…………………5
- История развития здорового образа жизни в России…………………....6
- Этапы реализации проекта…………………………………..…………….9
- Заключение…………………………………………………….…………..12
- Список использованной литературы………………………….………….13
- Приложение…………………………………………………….………….14
| |
По доминирующей в проекте деятельности: | информационно-творческий, социальный. |
По числу участников проекта: | дети 5-7 лет, родители, педагоги, инструктор по физической культуре. |
По времени проведения: | долгосрочный 2019-2020 учебный год |
По характеру контактов: | семья, в рамках ДОУ, социум – Детская библиотека, МКОУ СОШ №92,спортивная школа |
По характеру участия ребенка в проекте: | участник от зарождения идеи до получения результата. |
- Введение
"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
В.А.Сухомлинский
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
Актуальность проекта. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье.
Целью работы является создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
Образовательные:
- дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;
- формировать у детей ответственность за своё здоровье;
- способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;
Развивающие:
- развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.
Воспитательные:
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
- Откуда появилось понятие – «Здоровый образ жизни»
На сегодняшний день здоровый образ жизни является модной тенденцией современного мира. Люди занимаются физической культурой, потому что это модно? Или потому, что это необходимая составляющая здорового образа жизни?
- Мало кто знает, но зародился ЗОЖ в России. Понятие «здоровый образ жизни» появилось не так давно, в XX веке, автором которого стал профессор-фармаколог Израиль Брехман. В понятие ЗОЖ он заложил самые простые, но действенные методы. Говорил о правильном питании, регулярном закаливании, о вредных привычках и, самое главное, о необходимости физической культуры. В своих трудах он быстро нашел поддержку коллег, и популярность здорового образа жизни в XX веке возрастает многократно. Но, через некоторое время, интерес к ЗОЖ у россиян начинает пропадать, на Западе его популярность только начинает расти.
XXI век, становится веком технологий. Работа в большей степени теперь «сидячая», в рационах питания появляются вредные продукты, экология терпит кардинальные изменения не в лучшую сторону – эти и многие другие факторы послужили возвращению популярности ЗОЖ на родину зарождения».
Ещё в Древней Греции люди особое внимание уделяли гармонии души и тела, физической культуре и интеллекту, которые служат неотъемлемой частью здорового образа жизни. Найти эту гармонию может не каждый, но, соблюдая определённые правила, можно достичь высокого результата. В истории есть много примеров, когда люди жили больше ста лет. В чём их секрет? Какие методы, помогающие вести здоровый образ жизни, являются самыми эффективными и почему?
- Нет ничего сложного в том, чтобы вести здоровый образ жизни, – говорит Дмитрий Зуйков.
- И нет никакой идеальной формулы ЗОЖ, каждый создаёт её сам, подстраивая под свой организм. Зарядка, правильное питание, гигиена, эмоциональная разгрузка, полноценный сон, отказ от вредных привычек, физические упражнения – это то, что требуется делать ежедневно. Чтобы заниматься чем-то, необходима заинтересованность в этом. Не каждый готов встать на 10 минут раньше, чтобы сделать зарядку, а некоторые пренебрегают рационом питания».
4. История развития здорового образа жизни в России
История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией российского общества – заботой о поддержании здоровья организма, тела и духа. Недаром говориться: «В здоровом теле, здоровый дух». Устные правила и религиозные нормы в отношении сохранения здоровья прививались с детства в форме бесед, сказок, рассказов. Гигиенические и медицинские правила и представления отмечены в самых первых дошедших до нас источниках. Для лечения болезней и поддержания здоровья использовались травы, минералы, минеральные источники, грязи.
В девятом веке стали появляться больницы при монастырях. Уже в древних летописях встречаются примеры приобщения к здоровому образу жизни – определения порядка приема пищи, ранний подъем и ранний отход ко сну, сон после обеда, а с двенадцатого века в летописях появились свидетельства о физическом воспитании молодежи, куда входила гимнастика, борьба, кулачные бои. Характерным в этом плане является сборник «ПЧЕЛА», написанный монахами того времени.
В нашей великой стране, история развития здорового образа жизни отмечена тем, что охрана здоровья приобрела государственное значение. У истоков этого процесса стоял М.В. Ломоносов, который впервые заговорил о необходимости государственных мер по охране здоровья матери и ребенка, о неприемлемости ранних браков, которые приводят к рождению ослабленных детей.
Большое значение придал здоровому и физическому развитию Русский педагог восемнадцатого века Л.И. Бецкой – основоположник закрытых детских учреждений для физического и нравственного воспитания. Именно он руководил созданием Смольного института благородных девиц.
В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него вредно и что полезно», ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу И. Венцеля.
Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Несмотря на деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.И. Бецкого и других прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей, русская официальная педагогика первой половины XIX века оставалась схоластичной, далекой от интересов развития ребенка. Прогрессивные взгляды на воспитание детей, распространившиеся к тому времени в Западной Европе, проникали в Россию крайне медленно. В этом отношении большой интерес представляет «Руководство к педагогике, или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт-Петербурге А. Ободовского, прошедшее цензуру и изданное в 1835 году.
К середине XIX века общественное увлечение новыми идеями в педагогике, необходимостью воспитания нового человека заметно выросло и привлекло пристальное внимание к педагогическим проблемам А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова.
Основой педагогических взглядов В.Г. Белинского являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного он придавал значение и физическому воспитанию, считая необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им подчеркивалась также необходимость соблюдения правил гигиены и усвоения естественно-научных знаний о человеке.
Гармоничное развитие человека как цель общественного развития, как цель образования, которое можно рассматривать в качестве «полного здоровья» человека, имеет своими истоками идеи гуманистов эпохи Возрождения. Они во многом определяли развитие педагогической мысли в XVIII-XIX вв. не только в России, но и во всей Западной Европе. Принцип природосообразности, выдвинутый Я.А. Коменским, получил свое развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега именно в отношении поиска средств для полноценного, гармоничного развития человека.
А. Дистервег, например, считал, что «при воспитании молодежи часто достаточно только отстранять все противоестественное, потому что тогда здоровая натура человека сама собой вызовет его благоприятное развитие». Педагогическая мудрость, по его мнению, состоит в том, чтобы «исследовать природу человека, природу ребенка и ход развития детской природы вплоть до сформировавшейся природы взрослого человека».
В заключение исторического обозрения становления понятия здорового образа жизни, хочется отметить труды отца отечественной физической культуры П. Ф. Лесгафта. Позиция П.Ф. Лесгафта в отношении физического воспитания в таком понимании трактовалась как осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека с целью формирования двигательных умений, навыков и специальных знаний. Конечной целью воспитания П. Ф. Лесгафт видел становление «нормальной» («идеальной») личности, которая может не только мыслить, что получается в результате только умственного развития; не только действовать, что может произойти в результате только физического совершенствования; но человека, самостоятельного в своих действиях; человека, который может творчески мыслить, сообразовывая свои действия с внутренними истинами, и быть при этом деятельным, активным.
- Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап. | ||
№п\п | Этапы проекта | сроки |
1 | Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста на I полугодие | 2019 – 2020 уч.г |
2 | Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни моей семьи» | Сентябрь 2019 г. |
3 | Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме: 1. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». 2. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья». 3. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». | Сентябрь 2019 г. |
II Организационный этап. | ||
Работа с воспитанниками группы | ||
1 | Рассматривание альбома «Целебные растения» | Сентябрь 2019 г. |
2 | Деловая игра собери букет из трав | Сентябрь 2019 г. |
3 4 5 | Беседы с гномиком Здоровячком на темы: «Зрение и глаза» «Чем опасен холодный воздух?» «Что полезно нашему организму» | Октябрь 2019 г. |
6 | Эмоциональное общение с феечкой Витаминкой | Ноябрь 2019 г. |
7 | Рассматривание альбома «Зимние виды спорта» | Декабрь 2019 г. |
8 | Беседа «Почему нужно следить за зубами?» | Январь 2020 г. |
9 | Деловая игра «Полезное и вредное для зубов» | Февраль 2020 г. |
10 | НОД «Правила здоровья» | Март 2020 г. |
11 | Беседа «Зачем мы принимаем витамины» | Апрель 2020 г. |
12 | Деловая игра «Что полезно в овощах?» | Ноябрь 2019 г. |
13 | НОД «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» | Декабрь 2019 г. |
14 | Чтение книжки «Приключение бобра Супер Зуба» | Январь 2020 г. |
15 | Мероприятия по ПДД «Азбука дорожной безопасности» - по дороге в школу | Февраль 2020 г. |
16 | Зарница для детей старшего возраста | Март 2020 г. |
17 | НОД «Путешествие к планете здоровья» | Апрель 2020 г. |
18 | Полоскание горла, массаж | Ежедневно |
19 | Утренняя гимнастика | Ежедневно |
20 | Гимнастика после сна | Ежедневно |
21 | Закаливающие процедуры | Ежедневно |
22 | Экскурсия в медицинский кабинет | 2019 – 2020 уч.г |
Работа с родителями | ||
1 | Конкурс «У моей мамы золотые руки» | Сентябрь 2019 г. |
2 | Папки-передвижки: «Соблюдаем режим дня – сохраняем здоровье!», «10 правил здорового образа жизни» | Сентябрь 2019 г. |
3 | Веселые старты с мамой | Март 2020 г. |
4 | Родительское собрание «Школа художественного мастерства» Конструирование | Январь 2020 г. |
5 | Выходной день с родителями «Лыжная прогулка» | Декабрь 2019 г. |
6 | Садим в огород овощи | 2019 – 2020 уч.г |
7 | Солевая пещера | 2019 – 2020 уч.г |
8 | Закаливаемся дома | 2019 – 2020 уч.г |
9 | Конкурс от Нестле «Правильное питание» | 2019 – 2020 уч.г |
10 | Фотовыставка «Со спортом дружить – здоровым быть» | Февраль 2020 г. |
Работа с социальными партнерами | ||
1 | Взаимодействие с инструктором по физической культуре. | 2019 – 2020 уч.г |
2 | «Веселые старты» МКОУ СОШ № 92 | 2019 – 2020 уч.г |
3 | «Доброе слово и кошке приятно» Библиотека № 3 | 2019 – 2020 уч.г |
4 | «Рождественские святки» Библиотека № 3 | 2019 – 2020 уч.г |
Совершенствование предметно – пространственной среды | ||
1 | Оборудование уголка здоровья. | 2019 – 2020 уч.г |
2 | Оформление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики мозга, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. | 2019 – 2020 уч.г |
3 | Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др). | 2019 – 2020 уч.г |
4 | Изготовление макета тела человека. | 2019 – 2020 уч.г |
III Заключительный этап. | ||
1 | Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста на II полугодие 2019 – 2020 уч.г | 2019 – 2020 уч.г |
2 | Итоговые мероприятия: «Путешествие в страну Здоровья», «Папа, мама и я-спортивная семья», «Веселые старты», «Семейные олимпийские игры», спортивные развлечения | 2019 – 2020 уч.г |
3 | Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МКДОУ (в виде отчета-презентации). | 2019 – 2020 уч.г |
- Заключение
Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?
Данный проект разработан с целью решения этой проблемы, а именно с целью создания необходимых условий для понимания ценности здоровья и способов его сохранения детьми дошкольного возраста.
Предложенный комплекс мероприятий позволит:
- Сформировать у детей представление о своем здоровье, мерах его сохранения и укрепления.
- Возникновению у детей мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
- Повысить сопротивляемость организма детей к заболеваниям.
- Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения здоровья своего ребенка.
- Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни.
Таким образом, путем реализации проекта осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Данный проект будет интересен педагогам ДОУ. Ведь долг педагогов и родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.
- Список использованной литературы.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010. – 156 с.
- Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. – 132 с.
- Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011. – 124 с.
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003. – 89 с.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008. – 96 с.
Проект «Здоровый образ жизни в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...
педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...
ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...
Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...
Проект «Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»
Проект«Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»...