Сценарий мастер - класса для педагогов "Жить здорово!"
методическая разработка
Мастер - класс для педагогов для сохраниения и укрепления психического здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_master-klassa.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад "Аленушка"
Республиканский конкурс
«Экология психического здоровья», посвященном 115-летию А.Р. Лурии
Номинация
«Мастер - класс»
Сценарий мероприятия
"Жить здорово!"
Автор:
Выдра Ольга Викторовна,
педагог - психолог,
1 квалификационная категория
рп Усть - Абакан, 2017г.
Актуальность выбранной темы
В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического и физического равновесия и комфорта.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день профессия педагога является одной из самых стрессогенных. Высокое эмоциональное напряжение, социальное напряжение (поиск индивидуальной модели общения с воспитанниками, родителями и коллегами), а так же информационные перегрузки являются факторами возникновения стресса у педагогов.
Первым дал определение стресса канадский. Согласно определению (физиолог Ганс Селье), стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс и регулировать степень эмоциональной нагрузки на организм.
Методов борьбы со стрессом большое множество, но в рамках проведения практикума педагоги познакомятся с простыми приемами в преодолении стрессовых ситуаций, овладеют техниками стабилизации эмоциональных и физиологических состояний: основами точечного массажа, дыхательной гимнастики и кинезеологии.
Теоретическое обоснование используемых техник
Дыхание человека очень тесно связано с эмоциями. В настоящее время учеными установлен механизм направленного влияния дыхательной гимнастики на тонус нервной системы. Оказывается, при частом и поверхностном дыхании возбудимость некоторых нервных центров повышается. При глубоком, наоборот, понижается. Вдох, по мнению физиологов, связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох - с ее торможением. Поэтому если каждый найдет для себя оптимальное сочетание длины выдоха и вдоха, произойдет мобилизация функций симпатической и всей нервной системы.
Метод кинезиологии (гимнастика мозга) способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. В основе данной гимнастики лежит теория А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга. Специально организованные упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, а также способность контролировать эмоциональные состояния. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Точечный массаж - один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые «жизненные» точки, связанные с внутренними органами и системами. Путем нажатия на биологически активные точки вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Цель практикума: создание условий для снятия эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Форма проведения: Практикум.
Участники: сотрудники ОО.
Ведущий: педагог - психолог в роли ведущей программы "Жить здорово".
Время проведения: 13:30 - 14:30.
Предварительная работа: подбор видео по теме семинара.
Ход мероприятия:
Ведущий | Участники | Результаты | Комментарии |
Уважаемые коллеги, мы сегодня станем участниками программы «Жить – здорово!». В течение программы мы побываем в разных уголках нашего мира и узнаем секреты борьбы со стрессом. Не секрет, что работа педагога – работа нервов и сердца. Людям этой профессии приходится много общаться – с детьми, родителями, быть всегда на виду, нести огромную ответственность за жизнь малышей. Иногда мы становимся похожими на натянутые струны. А так хочется чувствовать себя бодрыми и полными сил, выглядеть всегда подтянутыми, красивыми и цветущими. И сегодня мы, в рамках нашей программы, узнаем, как сохранить и укрепить наше психическое здоровье, а помогут нам в этом коллеги из Китая, Индии, США. Иметь нормальное психическое и физическое здоровье мешают стрессы. Что такое стресс? Это – комплекс процессов, которые возникают в нервной системе человека при воздействии на него раздражающих и повреждающих факторов. Предлагаем вам узнать подвержены ли вы стрессу. | Тест «О плохой погоде и нестиранных носках» Вы перенеслись назад во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове? 1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?» 2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится». З. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать». 4. «Займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет». Эта ситуация прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей по вседневной жизни; ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня — это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни. | Быстрая диагностика стрессоустойчивости. | Практикум начинается с музыки программы и заставки "Жить здорово" Педагоги выбирают подходящий именно для них ответ. Обработка результата - Приложение 2. |
Как противостоять стрессовым состояниям? Что предпринять если вы вот – вот «взорвётесь»? В этом нам поможет разобраться наш эксперт. В древнем Китае мудрецы открыли миру чудесные силу массажа . В преодолении стресса вам помогут несложные упражнения. | Упражнения для снятия стресса
| Быстрое восстановление эмоциональных сил | Выполняют упражнения, сидя на местах |
Одной из причин возникновения стресса является различного рода заболевания. Оказать первую помощь организму можно используя массаж «Волшебных точек». С нами на связи медик из Китая, который расскажет нам, как быстро справиться с головной болью. | Участники просматривают подготовленный видеоролик, выполняя упражнения. | Обучение приемам самомассажа. | Видеоролик (точечный массаж). |
Хочется сказать пору слов о нашем спонсоре - "Фирма Будь – спок!" Предлагаем ознакомиться с их продукцией. «Если вам покоя нет – принимайте стрессунет!» | Раздаём стресунет. | Поднятие настроения. | "Стесунет" - обернутые в красивую бумагу витамины, "аскорбинки". |
Минута смеха заменяет стакан сметаны. Самое действенное средство в борьбе со стрессом – это юмор. В стрессовых ситуациях рекомендуется метод смехотерапии: заставить себя посмеяться, мышцы лица дают сигнал в головной мозг о том, что все хорошо. | Просмотр видеоролика (о работе) | ||
Женщина – существо нестандартно мыслящее. А есть ли у вас секреты восстановления в стрессовой ситуации. | Открытый микрофон. Записываем ответы на магнитной доске. | Активизация знаний | Варианты ответов, дополнения - Приложение 3. |
Ну а сейчас – побольше движения. Настало время обратиться к нашим корреспондентам из США, которые предлагают в борьбе со стрессом использовать приемы кинезеологии. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития как ребёнка, так и взрослого, и предложили "гимнастику для мозга", несколько упражнений которой мы с вами выполним. А для быстрой мобилизации в ситуации сильного волнения помогут следующие упражнения. | 1. Кнопки мозга Одна рука глубоко массирует «Кнопки Мозга» (в области мягких тканей под ключицами слева и справа от грудины), а другая прикасается к пупку. Позитивные точки (точки стресса, 1 минута) Обучающийся легко прикасается кончиками пальцев обеих рук к точкам, расположенным непосредственно над глазами на лбу ровно посередине между линией роста волос и бровей. Вращения шеи «Вращения шеи» расслабляют мышцы шеи и снижают напряжение, возникающее из–за неспособности пересечь среднюю зрительную линию и работать в среднем зрительном поле. Вращайте головой только перед собой! Полные повороты головы назад не рекомендуются. "Колечки" "Лягушка" "Лезгинка" | Снятие физической усталости, напряжения | Сопровождается презентацией, после выполнения раздаются буклеты |
Еще один секрет – окружайте себя красотой: вещами, людьми, природой. Они содержат столько ярких красок, а цвет – это тоже лекарь. Цвет нас лечит - это бесспорно! Кроме того, от цвета одежды, которую человек носит, тоже зависит здоровье и настроение. Например, если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуют носить желтое, если с сердцем – зеленое. Необходимо попробовать в течение нескольких дней одевать одежду разного цвета и заметить, как она влияет на самочувствие и настроение. | Упражнения цветное дыхание. Нужно сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза, минуту последить за своим дыханием. После отметить место в теле, которое болит, и представить, что на выдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всю грязь. Так дышать нужно несколько минут. Это упражнение можно проделать дома в спокойной атмосфере. | Обобщение знаний | Презентация "Цвет". Значение цвета - Приложение 4. |
Большинство педагогов – женщины, и в нашей жизни так много сложностей, которые мы несем на своих плечах. Но даже в стрессовой ситуации наши плечи не должны сгибаться, нужно помнить, что каждая из нас единственная и неповторимая. А сейчас наша программа подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы получили в ходе нашей программы. И не забывайте, что жить - здорово! | Обратная связь. – Самым полезным для меня было… – Мне понравилось… – Я хотела бы изменить… Подарок (Стихотворение «Для тебя»). | Рефлексия |
Ожидаемые результаты:
- Осознание и принятие педагогами своего эмоционального состояния.
- Профилактика эмоционального выгорания(саморегуляция).
- Освоение методов и приемов помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса.
- Педагоги смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.
Проблемное поле
1. Временные рамки: запланированные приемы могут проработаться не в полном объеме.
Решение: сократить колличество приемом, каждой технике посвятить отдельное мероприятие.
2. Не у всех участников может быть достигнут быстрый эффект от выполнения предлагаемых приемов.
Решение: выбор понравившейся технике, которую можно опробовать в спокойной обстановке.
Приложение 2
Ключ к тесту "О плохой погоде и нестиранных носках"
1. Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.
2. Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано, Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
3. Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.
4. Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И. когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали его, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.
Приложение 3
Есть еще несколько советов в борьбе со стрессом.
Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют отношение к решающей сейчас проблеме. И вообще, может быть, уже есть необходимость навести порядок в ящиках? Вероятно, не следует затевать сразу генеральную уборку. Убирайте каждый день в одном каком –то ящичке. Этот процесс вряд ли займет у вас более 10 минут. Но до конца недели незаметно для себя вы будите иметь отлично организованное рабочее место. А теперь попробуйте поставить у себя на столе что-то, что вызывает добрую улыбку. На чем может отдохнуть ваш взгляд? Может это фотография детей или любимого человека? Или забавный сувенир? Эти милые сердцу вещи будут согревать вашу душу среди суеты рабочих дней.
Выполняйте дела в порядке их важности. А когда перед вами возникнет проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решения.
Вычеркнете из своего лексикона слова «проблема» и «трудность». Лучше заменить их словами ситуация и возможность.
Побольше движения. Заставьте себя двигаться, будь это физические упражнения или труд в саду или на огороде.
Обогатите кровь кислородом. Для этого необходимо бывать на свежем воздухе, желательно не менее 2 часов.
Пусть тело ощутит смену температуры. Полезны холодные обтирания, контрастные души, сауна с последующим прохладным бассейном и т.д.
Ешьте с аппетитом, но не переедайте.
Встаньте, а если вы стоите, пройдитесь (сделайте несколько шагов), постарайтесь расслабить сжатые руки, стиснутые зубы и другие сжатые мышцы. Расстегните пуговицу у ворота. Хорошо разотрите (помассируйте) сведенные мышцы шеи. Побудьте в состоянии расслабления несколько минут. Затем соберитесь, как бы активизируйте тело. Если вы одни в комнате, топните разок – другой! Топните уверенно и увесисто. Если же с вами рядом есть кто-то еще, просто представьте, как вы топаете, напрягите ноги. Повторите еще и еще раз. Про себя проговорите какую-нибудь фразу, соответствующую ситуации (например: это мой дом, я в своем доме!).
Подобные упражнения хорошо помогают устранить зыбкость положения, когда кажется, что почва уходит из под ног. А восстановив ощущение твердой земли под ногами, вы сможете увереннее продолжать действовать.
Сделайте себе подарок.
Этому совету можно следовать и в буквальном и в переносном смысле. Купите себе интересную книгу, мелкую игрушку или экзотический фрукт. Или просто позвольте себе какое то время заниматься только тем, что нравится. Посмотрите новый фильм, зайдите в парикмахерскую, просто побездельничайте. Не жалейте себя, не сострадайте себе а просто любите себя.
Пусть растет печаль во сне.
«Утро вечера мудренее» - не напрасно в этом уверяли наши предки. Поспите. Отоспавшись, возьмите ручку и бумагу и проанализируйте случившееся. Разделите лист пополам. В одной части напишите все плохое, что вытекает из случившегося, а во второй отметьте все хорошее, что присутствует в вашем положении. И вы увидите, что не так все и страшно. Главное сделайте правильные выводы. Если же ситуация в данный момент содержит больше отрицательного, чем надежд на положительные перспективы, осмыслите все под иным углом зрения.
Если много колючек и камней на вашей дороге, не тратьте время на ее расчистку. Лучше купите себе удобную обувь. Иначе рискуете попасть в хроническое состояние затянувшегося стресса.
Приложение 4
Значение цвета в жизни
- Синий – оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
- Зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на людей с ослабленным зрением,
- Розовый – тонизирует при подавленном состоянии;
- Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
- Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызывать раздражение;
- Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
- Коричневый – вызывает чувство вины;
- Черный – оказывает угнетающее воздействие, чувство страха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей «Здоровье — это здорово!»
Масстер - класс для воспитателей "Здоровье - это здорово!...
Мастер - класс для педагогов "Здоровый коллектив - здоровый дошкольник"
Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельност...
Мастер класс для родителей " Здорово быть здоровым!"
В сентябре в МБДОУ № 55 прошло мероприятие посвященное Дню открытых дверей. Наши специалисты показали свою работу с детьм, родителям и детям вновь пришедшим в детский сад. Родители увидели какие...
Мастер-класс для педагогов "Здоровая спина - здоровый педагог"
Проблемы со спиной – глобальная проблема нашего времени. Причины этого – дефицит движения и физической активности, работа сидя за компьютером, а также нездоровый образ жизн...
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Мульттерапия — эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов вместе с детьми является универсальным инструментом, позволяющим раскрыть творческие и совершенствовать познават...
Конспект мастер-класса для родителей «Здоровые дети в здоровой семье»
Создание условий для физического развития, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста через организацию совместной деятельности с семь...
Мастер-класс для родителей "Здоровье в каждой ложке-здоровье в каждой крошке"
Полезные игры и упражнения для родителей с детьми по разделу "физическое воспитание"...