СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка
Мульттерапия — эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов вместе с детьми является универсальным инструментом, позволяющим раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка. Анимация (мультипликация) является коллективным творчеством, позволяющим восстанавливать когнитивные функции, развивать креативные способности детей, улучшать их психо-эмоциональное состояние, что самым позитивным образом сказывается на развитии и социализации ребенка.
Создание анимационного фильма — это длительный, технически трудоемкий процесс, поскольку мультфильм надо придумать, создать и записать сюжет, реализовать задуманное. На занятиях дети проходят практически все творческие этапы создания анимационного фильма: рисование, анимирование изображений, озвучивание и режиссуру. В игровой форме одновременно осваиваются многие виды искусства: изобразительное, музыкальное, актерское. Взрослые осуществляют монтаж - наиболее сложный технологический этап создания фильма.
Создавая мультфильм, ребенок вместе с другими детьми и со взрослыми проходит весь путь от рождения идеи и написания истории, собственно съемки и монтажа, до того торжественного момента, когда он видит в титрах свое имя – имя творца. Это ценнейший опыт для маленького человека – почувствовать себя создателем другой реальности, в которую ты вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarusova_a.a.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Ярусова Анастасия Алексеевна, старший воспитатель
Мульттерапия — эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов вместе с детьми является универсальным инструментом, позволяющим раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка. Анимация (мультипликация) является коллективным творчеством, позволяющим восстанавливать когнитивные функции, развивать креативные способности детей, улучшать их психо-эмоциональное состояние, что самым позитивным образом сказывается на развитии и социализации ребенка.
Создание анимационного фильма — это длительный, технически трудоемкий процесс, поскольку мультфильм надо придумать, создать и записать сюжет, реализовать задуманное. На занятиях дети проходят практически все творческие этапы создания анимационного фильма: рисование, анимирование изображений, озвучивание и режиссуру. В игровой форме одновременно осваиваются многие виды искусства: изобразительное, музыкальное, актерское. Взрослые осуществляют монтаж - наиболее сложный технологический этап создания фильма.
Создавая мультфильм, ребенок вместе с другими детьми и со взрослыми проходит весь путь от рождения идеи и написания истории, собственно съемки и монтажа, до того торжественного момента, когда он видит в титрах свое имя – имя творца. Это ценнейший опыт для маленького человека – почувствовать себя создателем другой реальности, в которую ты вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет.
Анимация, как никакой другой вид искусства, близка к игре. Любовь детей к анимации безгранична. Это объясняется предметностью, образностью, символичностью, метафоричностью этого вида киноискусства, где имеют место связь образа, слова и символа, ролевая насыщенность, занимательность.
Цель анимационной арт – терапии (мульттерапии) – решение психологических и социальных проблем детей, способствование развитию навыков межличностной коммуникации и партнерства в сотворчестве.
Мульттерапия позволяет:
- облегчать кризисные состояния,
- преодолевать страхи,
- находить смысл жизни,
- наполнять творчеством и радостью жизнь ребенка,
- бороться с различными невротическими расстройствами и многое-многое другое.
Дети, занимающиеся анимацией, обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более веселыми и открытыми, что положительно влияет на их психическое и физическое здоровье.
Важная организационно – психологическая ценность мульттерапии – это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует ребенка.
Мульттерапия открывает перед ребенком возможности освоения новых технологий. Это дает:
- психологически комфортное существование ребенка в современном мире,
- дает базис для дальнейшего развития и социализации детей.
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техниками, которые отобраны нами из числа существующих в анимации специально для данного проекта:
1. Рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей.
2. Предметная (или кукольная) анимация. Смысл ее заключается в оживлении объемных предметов (неодушевленных и одушевленных).
3. Рисунок на сыпучей поверхности. Используются песок, кофе, подкрашенное зерно, сахарный песок, графит и т.д. Такое разнообразие материала делает возможным нюансированное оживление тактильных ощущений ребенка и, кроме того, повышает мотивацию к деятельности за счет ее прикладного характера и за счет природного влечения ребенка, причем, младшего дошкольного возраста) к сыпучим веществам (игра в песочнице).
4. Лепка персонажей из пластилина.
5. Вырезание бумажных марионеток (техника перекладки).
В рамках всех техник каждая фаза изображаемого действия исполняется (рисуется, вылепливается, вырезается и т.д.) по отдельности и настолько подробно, насколько подробным задумано движение персонажа. В идеале каждое движение — 24 кадра в секунду, как в кино. В современной лимитированной анимации допускается гораздо меньшее число кадров, поэтому движение не выглядит столь подробным, плавным и приближенным к реальному. Оно в значительной мере условно и легче для исполнения, однако и оно понятно зрителю. Это важно для целей анимационной арт-терапии и, главное, для целей обучения ей детей, которым большое число кадров выполнять трудно.
В процессе обучения техникам проводятся специальные занятия, на которых внимание детей привлекается к движениям собственного тела (мимическим, жестовым и др.). Это требует ознакомления с некоторыми данными в области анатомии, физиологии, биологии. Взрослый здесь должен выступать как актер. Он проигрывает детям роли персонажей, которые они должны затем исполнять сами. Полезно рассматривать свои движения перед зеркалом, наблюдать за животными, внимательно оценивать свойства разных материалов (краски, бумага, сыпучие вещества) и простых механизмов (шарниры, колеса, ходули).
Для разработки содержания занятий необходим диагностический этап, на котором выясняются речевые и когнитивные возможности ребенка, определяются задачи подготовки к занятию.
Структура занятия включает 4 этапа:
1 этап – прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. В процессе слушания используются элементы ритмопластики, образно-сюжетного танца с импровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательно включаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, «озвучивание движений».
2 этап – практическая деятельность с различными материалами, направленная на создание художественных образов (все необходимые для мультфильма предметы, декорации). В процесс практической деятельности включается речевое сопровождение, комментирование действий, подведение итога и словесный отчет. Предполагается музыкальное сопровождение.
3 этап – съемка (запечатление предметов в действии). Любое, даже самое незначительное действие должно быть запечатлено в отдельном кадре, тогда переходы между фотографиями получатся плавными и красивыми. При этом очень важно не менять ракурс! Для того, чтобы изображение было максимально хорошего качества, воспользуйтесь штативом, в этом случае кадры одной сцены не будут «скакать». Также хорошо продумайте освещение, чтобы оно беспричинно не изменялось в пределах одной сцены.
С учетом возможностей детей включается беседа, пересказ, комментирование.
4 этап – монтаж. Для этого можно использовать любую программу для видеомонтажа: Adobe Premiere, Sony Vegas, Movie Maker и т.д. По очереди вставляем отснятые сцены в окно для монтажа, и выбираем в настройках частотность смены кадров. Если вы хотите, чтобы получившийся мультфильм напоминал обыкновенную ленту, а не последовательность фото – выбирайте частотность от 10 кадров в секунду и выше, если хотите сохранить эффект дискретной съемки – достаточно будет 3-х кадров. Смонтированные по отдельности сцены склеиваем между собой, после чего накладываем звук (музыка, слова) и титры.
5 этап – заключительный: просмотр смонтированного мультфильма, подведение итогов; релаксация и слушание музыки.
Основываясь на упомянутых выше свойствах анимационной терапии, мы можем ожидать следующих результатов:
1. Поскольку анимация вообще естественным образом стимулирует психическую деятельность, мульттерапия эффективна для целей воспитания и укрепления функций внимания, памяти, привития необходимых навыков поведения. Все стимулы, положительно влияющие на эти функции, присутствуют в анимации.
2. Язык анимации универсален, значительный объем анимационных фильмов понятен детям и без слов. Это позволяет развивать их речевые навыки в случае часто встречающихся нарушений речи. Синхронное подключение слова (вербализация учебного материала и продукта деятельности) стимулирует речь на непроизвольном уровне.
3. Обучение анимации как виду кино искусства позволяет выстраивать необходимые коммуникативные отношения между обучающим и обучающимися, которые затем переносятся детьми на другие ситуации общения. Таким образом, появляется дополнительный путь устранения имеющийся у многих детей социальной дезадаптации.
4. Мульттерапия обеспечивает эмоциональное и рациональное «вхождение» ребенка в сюжет, перенос личностных черт типажей и их умений на себя.
5. Освоение приемов изготовления анимационного продукта расширяет у детей объем разнообразных умений и навыков, повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку.
6. Эмоциональное отношение к анимационным операциям требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые нужды.
Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. Методы и приемы, используемые в работе с ними....
Значение театральной деятельности в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников
Статья из сборника "Психология детства, психическое здоровье детей и подростков". Сборник создан по материалам всероссийской педагогической конференции, 2017 г....
Мастер-класс с элементами тренинга «Укрепление психологического здоровья педагога»
В мастер-классе представлены игровые упражнения, помогающие снять мышечное расслабление и предупредить профессиональное выгорание педагогов....
Мастер –класс по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ «Арт-терапия»
Цель мастер-класса: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ...
«Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в рамках программы воспитания. Взаимодействие с родителями по данному вопросу»
Данный материал раскрывает пути сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранени...