План самообразования
методическая разработка (младшая группа)

Цветотерапия - как средство укрепления психофизического состояния детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Цветотерапия – как средство укрепления психофизического состояния детей младшего дошкольного возраста».

Цель работы: повысить свой профессиональный уровень по вопросам применения метода цветотерапии  в младшем дошкольном возрасте и внедрить в практику.

Задачи: - Изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;  

-обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;

-повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;

-Создать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на психическое и физическое здоровье детей;

-Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей методом цветотерапии.

Ожидаемые результаты:

-Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

  -Совершенствование навыков самостоятельности;

-обогащение сенсорно- эмоционального опыта детей;

        -расширение возможности управлять эмоционально-волевыми процессами

- расширение активного словаря

Актуальность выбранной темы.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.

Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!»

 Цвет в жизни ребёнка очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях, рассказать о его будущем. Кроме того, цвета могут оказывать терапевтический эффект.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинать эту работу нужно уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами. Мир детства должен быть ярким и красочным и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2020 года.

Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2021года.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь -май 2020-2021г.

1.Н. М. Погосова "Цветовой игротренинг" Издательство: Речь Год:2005г.

2. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б. &К., 2000. - 212 с.

3.Марченко Т. К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского. М. - 2001.

4. Артёмова Л. – «Окружающий мир в дидактических играх».

5. Венгер Л. – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

6. Дубровская Н. – «Игры с цветом».

7. Каштан Н. – «От января до декабря».

8. Комарова Т., Размыслова А. - «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

9. Ковалько Н. – «Азбука физкультминуток».

10. Лыкова И. – «Дидактика в природе».

11. Лыкова И. – «Цветной мир»

12. Маршак С. - «Разноцветная книга»

13. Мальбрук С. – «Магия цвета»

14. Нищева Н. - «Разноцветные сказки»

15. Никитин Б. – «Развивающие игры»

17. Поддъяков Н. – «Сенсорное воспитание в детском саду»

18. Ремезова Л. – «Играем с цветом»

19.Интернет-ресурсы                                              

Повышение уровня знаний

Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения.

Работа с детьми

Сентябрь-май

2020- 2021г.

«Цветы настроения». Раз в неделю в конце дня распускаются «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки, а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.

 «Коврик настроений». Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом беседа о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Задача педагога создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

Чтение детской художественной литературы: «Разноцветная книга», «Круглый год», «Цветик-семицветик», «От января до декабря», «Краски радуги».

«Все цвета радуги». Использование разноцветных физкультминуток с целью улучшения самочувствия воспитанников.

Ежедневные мероприятия на протяжении учебного года.

Октябрь

2020г.

«Покрывала Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

Пособие «Покрывало Феи»

Ноябрь 2020 г.

«Разноцветный дождик» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предложить побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учить детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

пособие«Разноцветный дождик»

Декабрь

2020г.

Дидактические игры. «Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять представления о цвете.

Ход игры: прикрепить прищепки на разноцветные ленты, выбрав прищепки по цвету.

Можно разнообразить задание:

• прикрепить прищепки правой рукой, а снять левой (при этом следить, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её);

• чередовать прищепки по цвету; Подвижная игра «Я знаю цвет»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Цветные коврики, игрушки четырёх цветов. Обруч.

Дидактические игры. «Разноцветные прищепки»

Подвижная игра «Я знаю цвет»

Январь

2021г.

Дидактические игры «Сверни ленточку»

Ход игры: научить сворачивать ленты, следить, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками.

Дыхательное упражнение  «Дуй сильнее»

Цель: развития дыхания.

Ход игры: воспитанникам нужно дуть на ленточку как сильнее.

Детям очень нравится дуть на ленточки и даже соревноваться, кто сильнее дунет.

Дидактические игры «Сверни ленточку»

Дыхательное упражнение «Дуй сильнее»

Февраль

2021г.

Проект «В гостях у радуги». Где каждая  неделя будет связана с определенным цветом. Педагоги и дети будут одеты в определенный цвет, подбирать  игры, исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность в соответствии с цветом дня.

Реализация проекта.

Март

2021г.

Проект «В гостях у радуги». Где каждая  неделя будет связана с определенным цветом. Педагоги и дети будут одеты в определенный цвет, подбирать  игры, исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность в соответствии с цветом дня.

Реализация проекта.

Апрель 2021г.

Дидактическая игра «Зажги радугу» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить кружочками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Эксперимент «Радуга из Скитлс» забавный опыт с разноцветными конфетами. Нужно подобрать подходящую тарелку и выложить Skittles по кругу, придерживаясь определённой цветовой схемы — например, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый. Затем в тарелку заливается горячая воды и конфеты начинают таять, образуя в тарелке настоящую радугу. Почему так происходит? Конечно же, потому что Skittles богаты разнообразными красителями.

Дидактическая игра «Зажги радугу» Эксперимент «Радуга из Скитлс»

Май

2021г.

Дидактическая игра «Радужная страна» расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию.

Дидактическая игра «Радужная страна»

Работа с педагогами

Сентябрь 2020 г.-

май

2021 г.

  • Посещение районных методических объединений воспитателей младших групп;
  • Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования nsportal.ru; Международный образовательный портал МААМ)

  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия»
  • Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме
  • Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Работа в группе

Сентябрь-май 2020-

 2021г.

Создание предметно-развивающей среды:

- Разработать пособия и дидактические игры.

- Подготовка фотоотчёта по подготовке развивающей среды.

Работа с семьей

Сентябрь- май

2020- 2021 г.г.        

        

- Участие родителей в изготовлении  пособий

- Проведение индивидуальных бесед

-Консультация для родителей «Цвет хорошего настроения», «Цветотерапия – жизнь в цвете»        Помощь родителей в изготовлении пособий

Повышение уровня знаний у родителей  

Самореализация

Май-июнь

Подведение итогов

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Подготовка презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...