План самообразования
методическая разработка (младшая группа)
Цветотерапия - как средство укрепления психофизического состояния детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Цветотерапия – как средство укрепления психофизического состояния детей младшего дошкольного возраста».
Цель работы: повысить свой профессиональный уровень по вопросам применения метода цветотерапии в младшем дошкольном возрасте и внедрить в практику.
Задачи: - Изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
-обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;
-повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
-Создать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на психическое и физическое здоровье детей;
-Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей методом цветотерапии.
Ожидаемые результаты:
-Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
-Совершенствование навыков самостоятельности;
-обогащение сенсорно- эмоционального опыта детей;
-расширение возможности управлять эмоционально-волевыми процессами
- расширение активного словаря
Актуальность выбранной темы.
Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.
Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!»
Цвет в жизни ребёнка очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях, рассказать о его будущем. Кроме того, цвета могут оказывать терапевтический эффект.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинать эту работу нужно уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами. Мир детства должен быть ярким и красочным и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.
Дата начала работы над темой: 1 сентября 2020 года.
Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2021года.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь -май 2020-2021г. | 1.Н. М. Погосова "Цветовой игротренинг" Издательство: Речь Год:2005г. 2. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б. &К., 2000. - 212 с. 3.Марченко Т. К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского. М. - 2001. 4. Артёмова Л. – «Окружающий мир в дидактических играх». 5. Венгер Л. – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». 6. Дубровская Н. – «Игры с цветом». 7. Каштан Н. – «От января до декабря». 8. Комарова Т., Размыслова А. - «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». 9. Ковалько Н. – «Азбука физкультминуток». 10. Лыкова И. – «Дидактика в природе». 11. Лыкова И. – «Цветной мир» 12. Маршак С. - «Разноцветная книга» 13. Мальбрук С. – «Магия цвета» 14. Нищева Н. - «Разноцветные сказки» 15. Никитин Б. – «Развивающие игры» 17. Поддъяков Н. – «Сенсорное воспитание в детском саду» 18. Ремезова Л. – «Играем с цветом» 19.Интернет-ресурсы | Повышение уровня знаний Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. |
Работа с детьми | Сентябрь-май 2020- 2021г. | «Цветы настроения». Раз в неделю в конце дня распускаются «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки, а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым. «Коврик настроений». Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом беседа о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Задача педагога создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад. Чтение детской художественной литературы: «Разноцветная книга», «Круглый год», «Цветик-семицветик», «От января до декабря», «Краски радуги». «Все цвета радуги». Использование разноцветных физкультминуток с целью улучшения самочувствия воспитанников. | Ежедневные мероприятия на протяжении учебного года. |
Октябрь 2020г. | «Покрывала Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! | Пособие «Покрывало Феи» | |
Ноябрь 2020 г. | «Разноцветный дождик» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предложить побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учить детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета. | пособие«Разноцветный дождик» | |
Декабрь 2020г. | Дидактические игры. «Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику, закреплять представления о цвете. Ход игры: прикрепить прищепки на разноцветные ленты, выбрав прищепки по цвету. Можно разнообразить задание: • прикрепить прищепки правой рукой, а снять левой (при этом следить, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её); • чередовать прищепки по цвету; Подвижная игра «Я знаю цвет» Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве. Оборудование: Цветные коврики, игрушки четырёх цветов. Обруч. | Дидактические игры. «Разноцветные прищепки» Подвижная игра «Я знаю цвет» | |
Январь 2021г. | Дидактические игры «Сверни ленточку» Ход игры: научить сворачивать ленты, следить, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками. Дыхательное упражнение «Дуй сильнее» Цель: развития дыхания. Ход игры: воспитанникам нужно дуть на ленточку как сильнее. Детям очень нравится дуть на ленточки и даже соревноваться, кто сильнее дунет. | Дидактические игры «Сверни ленточку» Дыхательное упражнение «Дуй сильнее» | |
Февраль 2021г. | Проект «В гостях у радуги». Где каждая неделя будет связана с определенным цветом. Педагоги и дети будут одеты в определенный цвет, подбирать игры, исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность в соответствии с цветом дня. | Реализация проекта. | |
Март 2021г. | Проект «В гостях у радуги». Где каждая неделя будет связана с определенным цветом. Педагоги и дети будут одеты в определенный цвет, подбирать игры, исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность в соответствии с цветом дня. | Реализация проекта. | |
Апрель 2021г. | Дидактическая игра «Зажги радугу» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить кружочками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей. Эксперимент «Радуга из Скитлс» забавный опыт с разноцветными конфетами. Нужно подобрать подходящую тарелку и выложить Skittles по кругу, придерживаясь определённой цветовой схемы — например, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый. Затем в тарелку заливается горячая воды и конфеты начинают таять, образуя в тарелке настоящую радугу. Почему так происходит? Конечно же, потому что Skittles богаты разнообразными красителями. | Дидактическая игра «Зажги радугу» Эксперимент «Радуга из Скитлс» | |
Май 2021г. | Дидактическая игра «Радужная страна» расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию. | Дидактическая игра «Радужная страна» | |
Работа с педагогами | Сентябрь 2020 г.- май 2021 г. |
| |
Работа в группе | Сентябрь-май 2020- 2021г. | Создание предметно-развивающей среды: - Разработать пособия и дидактические игры. - Подготовка фотоотчёта по подготовке развивающей среды. | |
Работа с семьей | Сентябрь- май 2020- 2021 г.г. |
- Участие родителей в изготовлении пособий - Проведение индивидуальных бесед -Консультация для родителей «Цвет хорошего настроения», «Цветотерапия – жизнь в цвете» Помощь родителей в изготовлении пособий Повышение уровня знаний у родителей | |
Самореализация | Май-июнь | Подведение итогов Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Подготовка презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...