Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.
консультация (подготовительная группа)

Николаева Елена Владимировна

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), а также нарушения различных сторон речи.

            На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

            Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

            Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

            Такого рода обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад №21» г. Смоленска. На сегодняшний день опыт реализации инклюзивной практики в нашем дошкольном учреждении в группе комбинированной направленности №4 «Светлячки», нарабатывается и накапливается в разных вариантах.

            Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используется песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры с песком дают уникальную возможность взрослым увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент и понять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4peskoterapiya.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21»

Принято на заседании                                                                   Утверждаю и. о. заведующего

педсовета                                                                                                МБДОУ «Детский сад №21»

 Протокол №___от                                                                                     ____________Шведова  Е.П.

«____»___________2018 г                                                    

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Подготовила  

                                                                    Воспитатель: Николаева Е. В.



г. Смоленск 2018-2019гг.

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

«Если бы меня попросили назвать универсальную игровую среду, то я бы ни на секунду не сомневаясь, сказала: - «ПЕСОК!»

Трифонова Е.В. кандидат психол. наук.

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), а также нарушения различных сторон речи.

        На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

        Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

        Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

        Такого рода обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад №21» г. Смоленска. На сегодняшний день опыт реализации инклюзивной практики в нашем дошкольном учреждении в группе комбинированной направленности №4 «Светлячки», нарабатывается и накапливается в разных вариантах.

        Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используется песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры с песком дают уникальную возможность взрослым увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент и понять его.

        Песочная терапия является эффективным методом помощи ребёнку. Во время занятий, например, «Улыбнулось солнышко», «Дождик», происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственного при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности.

        Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. В этом ему помогают упражнения такие как «В гости к другу». «Что случилось?», «В гостях у песочной феи».

        Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребёнка. Они стабилизируют эмоциональное состояние воспитанника, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира («Путешествие по пустыне», «Волшебный песок»), развивают творчество и фантазию (рисунки на песке), что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное – ребёнок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Один из методов развития эмоциональной сферы детей — это песочная терапия.

В нашей группе есть центры песка и воды, в этих центрах дети занимаются как самостоятельно, так же  – используем песок на занятиях. Совместно с педагогом-психологом ДОУ используем песочную терапию для коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, а также при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности. В коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: при ознакомлении с эмоциями и чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. У детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому требуется большое внимание уделять психоэмоциональному здоровью детей с ОВЗ.

Опыт работы убедил в том, что наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с такими детьми, является – песочная терапия.

В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью.

После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.

Какие достоинства и преимущества песочной терапии существуют:

  • Позволяет снять контроль сознания;
  • Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;
  • Снимает мышечную напряжённость;
  • Развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • Развивает графо-моторные навыки;
  • Осуществляет ориентировку в пространстве;
  • Развивает активность, расширяет жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • Позволяет проработать психотравмирующие ситуации, помогает ребёнку почувствовать себя защищённым в комфортной для него среде;
  • Преодолевает комплекс «Плохого художника», создавая художественные композиции из песка, при помощи готовых фигурок;
  • Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
  • Совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • Способствует расширению словарного запаса;
  • Способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • Является непосредственно творческим языком для детей и обеспечивает регресс для более старших;
  • Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;
  • Возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;
  • Дополнение к другим методам работы: изотерапия, сказкотерапия и др.

Организация песочной терапии:

 Ящик для песка (50х70), дно которого выкрашено в голубой цвет; песок, миниатюрные игрушки, различных категорий (различные дома, люди, сказочные персонажи, животные, бусы, камешки, монеты и т.д.).

Вот некоторые методы работы, которые можно применять в детском саду:

Игровой —  этот метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребенка. Ему предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. Взрослый активно играет вместе с ребенком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребенок самостоятельно или совместно с воспитателем находит выходы из них. Непосредственно перед игрой ребенка нужно познакомить с песком. Для этого педагог показываются возможные методы работы с песком: его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке.   Затем ребенку предлагаются темы, созвучные с его проблемой: «Моя группа», «Мой день рождения», «Моя семья», «Мой поход в зоопарк» и т.д. Или разыгрывается сказка, которую начинает взрослый и продолжает ребенок, включая свое воображение.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции, при наличии у ребенка серьезных поведенческих или эмоциональных нарушениях. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности и пережитое не переходит в психическую травму.

Также песочную терапию можно использовать в диагностических целях, например: методика «Моя семья — на песке», она намного информативнее, чем рисунок «моя семья». Ведь многие дети не умеют рисовать, особенно большие проблемы возникают у детей с ОВЗ, детям ещё трудно держать карандаш в руках и они часто отказываются выполнять задания, связанные с рисованием. На песке же ребенку проще манипулировать фигурками, он начинает ими играть, взаимодействовать.  По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации. Педагог обращает внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие, прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и кем заканчивается. Также в течение занятия с ребенком воспитатель и психолог легко может выяснить: уровень развития речи; уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны  в песочнице, присутствует ли сюжет у картинки); эмоциональное развитие и стиль семейных отношений (диалоги между героями).

Педагог все регистрирует в протоколе мониторинга, и в конце игры – фотографирует песочницу, используя результаты этой диагностики в своей дальнейшей коррекционной работе.

Еще песочная терапия актуальна в подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях.

На коррекционных занятиях используется как сухой песок, так и мокрый. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели и задач. В коррекционно-развивающих занятиях лучше использовать «волшебные» фигуры: песочный человечек – властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный» тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну. При работе с детьми с ОВЗ, со слабо развитой мелкой моторикой, песок больше используется для развития подвижности пальчиков. Для этого подходит   мокрый песок: он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным тонусом — гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям можно предлагать делать из песка постройки, различные пасочки, куличики, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм.

Таким образом, подгрупповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в детском коллективе, в условиях группы комбинированной направленности и толерантного отношения к «особым» ребятам, облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ позволяет более эффективно решать   следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья. Индивидуальные занятия с использованием методов песочной терапии помогают детям: обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально — приемлемые формы; осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им.

        Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке:

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу.

Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку.

Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т.М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.)«пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно.

Примеры некоторых упражнений

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

16. Превращать буквы «Л» в «А»«Ч» в «Т»«О» в «Я» и т.д.

17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

18. Игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

19. «Чей это след?». На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребенок, попробует отгадать, где чей отпечаток?

20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

21. «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть он раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

22. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

24. Упражнение «Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти 
(поумнеть) помог!

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, у детей с ОВЗ и детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, и более продуктивной.

Как показала практика нашего детского сада использование песочной терапии дат положительные результаты – у детей значительно вырастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная и речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для «особых» детей с разными стартовыми возможностями.

Список литературы:

  1. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.» Журнал «Дошкольная педагогика». 2006. № 4. – С. 58 — 60.
  2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
  3. Куракина Н.М. «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».про-помощь.рф
  4. Матяш Ю.Б. «Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста» 1september.ru
  5. Черняева М.А. «Связь мелкой моторики с речевыми функциями» по работам В.М. Бехтерева, исследованиям М. М. Кольцовой, института физиологии детей АПН РФ.  
  6. Татьяна Зинкевич-Евстигнеева: «Игра с песком. Практикум по песочной терапии», Изд.»Речь» 2016г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ «Воспитание детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности»

Выступление с сообщением на педагогическом совете«Реализация инклюзивного подходав воспитании и обучении детейс ограниченными возможностями здоровьяв условиях дошкольного учреждения посредс...

«Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ »

В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцово...

НОД по познавательному развитию детей с ТНР в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Мир изобретений»

Цель: способствовать ознакомлению детей с миром открытий и изобретений.Задачи:- обогатить знания детей о мире открытий и изобретений;-познакомить с жизнью деятельностью замечательного изобретателя &nd...

ОД по познавательному развитию детей с ТНР в старшей группе компенсирующей направленности по теме "«Прогулка в лес».

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР на тему «Прогулка в лес».Цель: развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности....

Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи....

"Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ"

В коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ используются развные виды песочниц: интерактивная песочница, кинетический песок и световой стол "Палитра". Игры на песке являются эффективной п...