Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ
статья (младшая группа)
Что такое артикуляционная гимнастика для детей
Актуальность:
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Однако опыт моей работы с детьми 3-4 лет показал, что дети данного возраста имеют слабые предпосылки к полноценному речевому развитию. Только в группе детей, с которыми я работаю было выявлено врачом-психиатром около 45% детей с ЗРР (задержка речевого развития).
Очень хорошо в практике воспитателя по развитию подвижного артикуляционного аппарата и речи в целом помогает использование приемов здорово сбережения, а в частности упражнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
- Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
- Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
- В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
- Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
- Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
- Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
- Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
- Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
- Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
- Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
- В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
- При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.
В своей работе, я использовала артикуляционные сказки. Суть сказки «Репка» заключается не только в том, чтобы познакомить детей с фольклорным произведением «Репке», развивать понимание, смысл содержания сказки в доступной для детей форме, а так же в доступной и близкой детям форме развивать у них подвижность артикуляционной моторики
Вывод:
Я пришла к тому, что систематическое использование элементов артикуляционной гимнастики в занятиях НОД по развитию речи с детьми 3-4 лет может хорошо помочь в развитии у детей младшего возраста речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Загадка»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
в работе воспитателя ДОУ
Выполнила воспитатель:
Махмудова Л.Т.
г. Южно-Сахалинск
2020г.
Что такое артикуляционная гимнастика для детей
Актуальность:
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Однако опыт моей работы с детьми 3-4 лет показал, что дети данного возраста имеют слабые предпосылки к полноценному речевому развитию. Только в группе детей, с которыми я работаю было выявлено врачом-психиатром около 45% детей с ЗРР (задержка речевого развития).
Очень хорошо в практике воспитателя по развитию подвижного артикуляционного аппарата и речи в целом помогает использование приемов здорово сбережения, а в частности упражнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
- Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
- Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
- В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
- Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
- Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
- Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
- Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
- Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
- Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
- Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
- В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
- При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.
В своей работе, я использовала артикуляционные сказки. Суть сказки «Репка» заключается не только в том, чтобы познакомить детей с фольклорным произведением «Репке», развивать понимание, смысл содержания сказки в доступной для детей форме, а так же в доступной и близкой детям форме развивать у них подвижность артикуляционной моторики
Вывод:
Я пришла к тому, что систематическое использование элементов артикуляционной гимнастики в занятиях НОД по развитию речи с детьми 3-4 лет может хорошо помочь в развитии у детей младшего возраста речевых навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...
Консультация для педагогов"Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Даются рекомендации как и когдаиспользовать артикуляционную гимнастику воспитателю в работе с детьми....
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...
Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя
В статье дается понятие артикуляционной гимнастики, описывается методика ее проведения воспитателем....
Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....
Консультация для воспитателя "Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Подборка игр и упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике....
Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики...