Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
презентация по логопедии
Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_master_klass.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется мастер класс «Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя».
Прежде чем перейти к артикуляционной гимнастике хотелось бы поговорить о таких аббревиатурах как: ОВЗ, ФН, ФФН, ОНР.
В детских садах, где есть логопедический кабинет, воспитатели наверняка сталкивались с этими понятиями и будет полезным разобраться что это такое.
Слайд 2.
В первую очередь нужно сказать, что Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
К таким детям относятся:
Категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС);
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Слайд 3.
ФН (фонетическое недоразвитие речи) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука, вместо ракета -акета
- в искажениях – горловое произнесение звука р.
НЕ ОТНОСЯТСЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ, но посещают логопедический кабинет.
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Т.е., проще говоря, у таких детей нарушены, и фонематический слух, и фонематическое восприятие, и звукопроизношение.
- данные дети не дифференцируют (не различают) произношение пар или групп звуков
- заменяют одни звуки другими, имеющими более простую артикуляцию
- смешивают звуки, т.е. изолированно у ребенка звук есть, но он не автоматизирован в речи.
ОНР (общее недоразвитие речи) – это нарушение всех компонентов речевой системы в целом при сохранном слухе и интеллекте.
Т.е. здесь у нас нарушены и ФС, и ФВ, и звукопроизношение, и слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, и связная речь.
Слайд 4.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная работа артикуляционного аппарата.
Органы артикуляционного аппарата:
Для выработки полноценных движений органов артикуляционного аппарата полезна артикуляционная гимнастика.
Слайд 5.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата (голосового и дыхательного отделов).
Основная цель АГ – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а так же для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.
Задачами артикуляционной гимнастики являются:
- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;
- формировать правильное произношение звуков;
- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.
АГ делятся на 2 группы:
- статические – правильное положение органов артикуляционного аппарата и
- динамические – правильные движения органов артикуляционного аппарата.
Слайд 6.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.
- Артикуляционную гимнастику надо проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
- Продолжительность АГ 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3.
- Нежелательно проводить гимнастику сразу после еды.
- Артикуляционную гимнастку выполняется сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Упражнения выполняются от простого к сложному.
- Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо.
- Воспитатель следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.
Логопед включает в домашнюю работу только те упражнения, которые ребенок выполняет автоматически, т.е. 100% правильно.
Артикуляционная гимнастика разработана для постановки разных групп звуков, т.е. для свистящих, шипящих и сонорных.
Рассмотрим комплекс упражнений для постановки свистящих звуков:
Слайд 7. Комплекс упражнений для свистящих звуков [с], [с’] [з], [з’], [ц].
Слайд 8. «Заборчик»
Слайд 9. «Блинчик»
Слайд 10. «Чистим зубки»
Слайд 11.«Месим тесто»
Слайд 12. Комплекс упражнений для шипящих звуков [ш], [щ] [ж], [ч].
Слайд 13. «Киска сердится»
Слайд 14. «Дудочка»
Слайд 15. «Загнать мяч в ворота»
Слайд 16.«Грибок»
Слайд 17.«Вкусное варенье»
Слайд 18.«Чашечка»
Слайд 19.«Лошадка»
Слайд 20. «Парус»
Слайд 21. Комплекс упражнений для свистящих звуков [р], [р’] [л], [л’].
Слайд 22.«Гармошка»
Слайд 23.«Качели»
Слайд 24.«Индюк»
Слайд 25. «Маляр»
Слайд 26. «Барабанщики»
Слайд 27. «Пароход гудит»
Слайд 28. «Орешек»
Слайд 29. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Слайд 30.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства гимнастики в работе воспитателя
Потребность детей в двигательной активности достаточно высока, но не всегда реализуется на должном уровне. Согласно данным исследований М.А. Руновой (2000) лишь около 30% времени пребывания в де...
семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...
Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...
Опыт работы «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...
Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....
Консультация для воспитателя "Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Подборка игр и упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике....