Консультация для воспитателя "Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
консультация

Завадская Марина Викторовна

Подборка игр и упражнений по артикуляционной  и дыхательной гимнастике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult.art_i_dyh_gimn_1.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

           

              Консультация

«Методика применения артикуляционной  и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

                                                   

                         

                                                               

     

         

           http://sch879.mskobr.ru/users_files/sch879_feskova/images/image001_216.jpg

                                                                 

                                                                 Воспитатель:

                                                                Завадская М.В.

                             

                                                   2019 г.                                                          Хорошая речь – яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых  носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

 И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и  влияют в дальнейшем на обучение  в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

  • речевой слух,
  • речевое внимание,  
  • речевое дыхание,
  • голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью  профилактики  возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателями  стали широко использовать  в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики.  Это показали результаты анкетирования воспитателей. Воспитатели назвали  используемые упражнения, указали, что дети с ними знакомы, могут выполнить их по названию, по картинке, по образцу. Но и указали трудности, с которыми они встречаются.

Сегодня  я бы хотела вас познакомить с методикой  проведения гимнастики,  с основными требованиями.

Артикуляционная гимнастика.

Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

 - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты  слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества  ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные  движения и положения ОАА,

2  группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа  упраж. – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.  

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

 Комплекс упр. планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки – шпатели, ложка, шарики)

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например : как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

  1. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит  ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить  о создании положительного  эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Дыхательная гимнастика.

 Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  голос.

 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,  

- профилактике возникновения болезней  дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его  нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики  необходимо соблюдать следующие требования:

  • Занятия  можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой  должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
  • Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
  • Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
  • Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
  • Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
  • Вдыхать легко  и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе  и не опускать при выдохе.
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
  • Все упражнения выполнять в игровой форме.

  • Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.

Дыхательные упражнения делятся на :

на упр., вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),

 игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),

 игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),

упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),

упражнения с проговариванием звуков.

Упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.

Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки….

Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос работы в д/с – речевое развитие детей дошкольного возраста,  

одну из главных задач:  воспитание звуковой культуры речи – развитие подвижности ОАА и речевого дыхания, в целом являющиеся основой правильного звукопроизношения.

Оставлять их без внимания нельзя, необходимо  ежедневно включать в свой  план работы.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...

Опыт работы «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Семинар-практикум "Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

Цель:Повышение профессиональной компетентности и коррекции речевого воспитания в вопросе применения логопедических приемов м методов....

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Цель семинара – практикума: - Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с цельюпрофилактики возникновения и коррекции ре...

Консультация учителя-логопеда: «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».

Данный материал описывает важность дыхательной и артикуляционной гимнастики в работе над развитием речи детей. Приводятся цели, задачи и примеры упражнений. Материал полезен как воспитателям, так и ро...

Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....