Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
консультация по логопедии

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями, так как дошкольный возраст является самым сензитивным периодом в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_art_gimn_v_rab_vospitatelya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями, так как дошкольный возраст является самым сензитивным периодом в жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Причины , по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.                            

 2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты,  когда с ними начнет заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным , но вялым звукопроизношением ,про которых говорят ,что у них «каша во рту».

 4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым – научиться говорить правильно ,четко и красиво.

 Артикуляционная гимнастика можно проводить— после общей зарядки, желательно с зеркалами. Артикуляционная гимнастика длится от 5-8 минут (не более). Каждое упражнение выполняется не менее 8 раз. За прием предлагается 3-5 упражнений. Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми заменяется новым. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы.  Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.         Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объем. Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению  детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)

Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.

Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения  на дифференциацию

Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха.

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются.   Приведу пример некоторых считалок и сказок.

Считалка

раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. Рассмотрим картинки-образы, представленные в презентации.

 «Артикуляционная гимнастика с помощью стихотворной сказки»

Жили-были дедушка и бабушка.

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны

верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения

широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений

языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк —

губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих

щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на

нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом

прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким

языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху

чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает

губы по кругу).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится

попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под

верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык - под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием

подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к нёбу и

открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла» (широкий язык ходит вперёд-назад по

верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И ушла.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства гимнастики в работе воспитателя

Потребность детей в двигательной активности достаточно высока, но не всегда реализуется на должном уровне. Согласно данным исследований М.А. Руновой (2000) лишь около 30% времени пребывания в де...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...

Консультация для педагогов"Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Даются рекомендации  как и когдаиспользовать артикуляционную гимнастику воспитателю в работе с детьми....

Опыт работы «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Семинар-практикум "Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

Цель:Повышение профессиональной компетентности и коррекции речевого воспитания в вопросе применения логопедических приемов м методов....

Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....