Использование физкультминуток в образовательной деятельности.
статья

Королева Е.Г.

Как важно и правильно использовать перерывы на физкультурные минутки во время занятий с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78

Невского района Санкт-Петербурга

        Статья

Тема: «Использование физкультминуток в образовательной деятельности»

Подготовила

Воспитатель Королёва Е.Г.

Санкт-Петербург

2019-2020 уч.гг.

Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. Что же это такое - физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

 • Упражнения, корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика.

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Физкультминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисования и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в  области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости (средняя группа 7-9 мин.; старшая группа 10-12 мин.; подготовительная  группа 14-15 мин.), дети становятся беспокойными и рассеянными.      

С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике, развитию речи, учебный материал сочетается с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек  и.т.д.

Физкультминутки для занятий по изобразительной деятельности. Текст, произносится во время выполнения упражнений. Все движения выполняются сидя.

Физкультминутка «Пальчики»

 Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

1 вариант. Мы сегодня рисовали,  

Наши пальчики устали (активное сгибание и разгибание пальцев), Пусть немного отдохнут,

Снова рисовать начнут. (встряхнуть руками перед собой)

Дружно локти отведем, (энергично отвести локти назад)

Снова рисовать начнем.

 2 вариант. Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомили, (встряхивание кистями перед собой),

Пусть немного отдохнут,

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем, И опять лепить начнем, (отвести руки назад - вниз, отклонившись на    спинку стула)

На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные физкультминутки, вовлекающие в работу одновременно крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо упражнений для рук, плечевого пояса, туловища, и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.      Заканчиваются физкультминутки ходьбой медленном темпе, приводящей организм в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.     Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но нельзя, перевозбуждать  детей.         

Физкультминутки для занятий по развитию речи   

Физкультминутка «Маша-растеряша» Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

 И на стуле  нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет, (руки опустили) (наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!  

Рекомендации по проведению физкультминуток. В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования ИКТ в образовательной деятельности

В статье дан анализ использования ИКТ в организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении, а так же  описания опыта работы по реализации задач Муниципальной эксперимен...

Повышение уровня учебной мотивации через создание ярких и объемных представлений об изучаемом материале путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности.

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов люде...

Использовании в непосредственно образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Детское экспериментирование по очистке воды. Старший возраст.

Ребёнок-дошкольник уже сам по себе является исследователем, проявляя интерес к разным видам различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Проводя занятия этого цик...

использование ИКТ в образовательной деятельности

Каковы же основные направления развития ИКТ в моей профессии?1.В группе  имеется аудио – видео оборудование, при помощи которого регулярно подается материал: иллюстрации, загадки, ребусы, мультип...

методическая разработка с использованием фгос. Непосредственно образовательная деятельность. « Как дети цветку помогли зацвести».

Рисование – это одно из самых больших удовольствий для малыша. Посмотрите на детский рисунок. Он чрезвычайно прост и в то же время очень выразителен. Детские рисунки издавна привлекали вни...

«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»

В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...