Проект "Неделя здоровья" для детей младшего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Конева Валентина Степановна

Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психологическое развитие – главная цель педагогической работы в ДОУ. Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психологическое развитие – главная цель педагогической работы в ДОУ. Для ее достижения можно использовать проект "Неделя здоровья" для детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_zdorovya_mladshaya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №404» г. Перми

Проект «Неделя здоровья» для детей младшего возраста.

Проект подготовила воспитатель:

 Конева Валентина Степановна

г. Пермь, 2020

Актуальность проекта.

Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психологическое развитие – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одной из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Условия детского сада, как нельзя лучше могут развивать самостоятельную двигательную активность, так как двигательный режим в ДОУ включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Младший возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок времени, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому, задача всех работников дошкольного учреждения обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовить его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полноценно проявлять себя в будущем. Таким образом в ДОУ физическое воспитание – один из ведущих компонентов деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребята продолжают осваивать и совершенствовать умения в ходьбе, беге, равновесии, прыжках, лазаньи, овладевают элементами игры с мячом. В младшей группе дети активно интересуются тем, как устроен человек, понимают, почему нужно беречь себя и свое здоровье; с большим интересом выполняют пальчиковые игры, разные виды гимнастик.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком через игры, беседы, НОД, прогулки, театрализованные представления, развлечения и т. д.

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни, основ личной безопасности.

Задачи проекта:

Познакомить детей со способами укрепления здоровья, возможными травматическими ситуациями и способами их предупреждения: дать представления о правильном питании; о правилах поведения дома, в природе, на улице.

Механизмы реализации проекта по следующим направлениям:

  1. Физкультурно-оздоровительная работа.
  2. Проведение НОД, бесед, тематических праздников.
  3. Консультативно-информационная работа.

Тип проекта, сроки: познавательно-исследовательский, продолжительность 1 неделя.

Участники проекта: дети младшей группы, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты:

 Реализация проекта позволит:

  1. Способствовать формированию у младших дошкольников ответственного отношения к здоровью и своему организму.
  2. Содействовать осознанному отношению к вопросам личной безопасности.

Ежедневная профилактическая работа:

  • Соблюдение температурного режима в течение дня;
  • Обработка группы кварцевой лампой;
  • Утренняя гимнастика «Вот какие мы большие!»;
  • Ежедневные гигиенические процедуры;
  • Ситуативный разговор «Зачем мы моем руки», «Моем руки правильно»;
  • Культура поведения за столом;
  • Сопровождение режимных моментов потешками, стихами, песенками;
  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Подвижные игры, хороводные игры;
  • Физкультурные минутки;
  • Гимнастика после сна «Потягушечки-просыпушечки» с элементами самомассажа;
  • Массаж рук с использование массажных мячиков;
  • Ходьба по дорожке здоровья;
  • Прогулка: организация и соблюдение продолжительности;
  • Музыкотерапия (утренние часы, пробуждение), минуты тишины (приёмы релаксации), музыкальное сопровождение подвижных игр, музыкально - театральная деятельность.

План мероприятий на неделю.

Понедельник:  «День чистоты»

Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни, знания о культуре гигиены.

Мероприятия:

 Утро

Дидактическая игра (далее по тексту д.и.) «Грустный – веселый», цель: снятие эмоционального напряжения.

Д.и. «Собери картинку:», цель: практика собирания целого.

Утренняя гимнастика «Вот какие мы большие!».

Окружающий мир: беседа «Чистота – залог здоровья: в гостях у Мойдодыра», цель: формирование знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Музыкальное развитие: Муз-ритмические движения "Все спортом занимаются" муз. Е. Туманяна; слушание: "Зарядка" муз. Е. Тиличеевой; пальчиковая гимнастика: "Паучок" Е. Железнова; музыкальная игра "Чистюля" Е. Железнова.

Прогулка:

Наблюдение: за погодой, отмечая характерные особенности времени года, как мы одеваемся, в соответствии с погодой и для чего мы это делаем.

Д.и. «Умею – не умею», цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма.

Подвижные игры: «Самым ловким окажись», цель: развитие ловкости, выносливости; «Кто быстрее» цель: умение действовать по сигналу.

Труд: помочь убрать инвентарь, используемый на прогулке.

Вечер

Чтение и обсуждение «Сказки про здоровье», автор И. Ревю.

Психологическая гимнастика «Шалтай-болтай», цель: расслабление мышц рук, спины и груди.

Вторник: «День доктора Неболейкина»

Цель: дать представления о том, как устроено тело человека, продолжать знакомить детей с профессией врача, дать детям представление о значимости его труда, его заботливом отношении к своим пациентам.

Мероприятия:

Утро

Музыкотерапия «Звуки природы», цель: снятие напряжения, создание положительного настроя на день.

Д.и. «Мое тело (как хорошо устроено тело человека)», цель: расширение представлений детей о строении тела человека.

Д.и. «Найди пару», цель: развитие тактильных ощущений.

Утренняя гимнастика «Вот какие мы большие!».

«Утренний гость: для чего моем руки?» - встреча с мамой-доктором, цель: актуализация знаний и умений правил гигиены, важности работы врачей.

Прогулка:

Наблюдение за деревьями на участке, цель: актуализация знаний детей о пользе, которую приносят деревья для человека.

Д. и. «Наши помощники – органы чувств», цель: определить, для какой профессии важны те или иные органы чувств.

Подвижные игры: «Повтори», цель: умение действовать по показу воспитателя; «Полезно – вредно», цель: знания детей о пользе и вреде различных привычек.

Экспериментирование «Что в пакете?», цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Вечер

Чтение и обсуждение произведения В. Месилова «Заяц-сладкоежка».

Лото «Виды спорта», цель: знания детей о разных видах спорта, пользе физических упражнений.

Упражнение «Части тела», цель: развитие внимания, знание частей тела.

Создать условия для сюжетной игры «Дом, наведем порядок в нем», цель: навыки и умения детей распределять роли в игре, убирать игрушки после игры.

КОП «Чтобы зубки блестели», цель: получение детьми доступных возрасту представлений о гигиене зубов, представления о работе врача-стоматолога.

Самостоятельная деятельность по выбору детей.

Среда:

 «Здоровое питание»

Цель: расширять знания детей о витаминах, о их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в разных продуктах.

Д.и. «Собери солнышко», цель: развитие моторики, зрительный анализ, практика составления целого.

Психологическая гимнастика «Танцующие руки», цель: упражнение на внутреннее расслабление.

Утро

Ежедневная утренняя гимнастика «Вот какие мы большие!».

Развитие речи: Образовательная ситауция - беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Прогулка:

Наблюдение за продуктовой машиной в детском саду, уточнить название, ее части, внешний вид, кто управляет, какие продукты привозят детям в детский сад, уточнить для каких блюд нужны те или иные продукты.

Игровое упражнение «Послушаем свой организм», цель: познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», цель: развитие умения согласовывать действия рук и ног; «Бегите к флажку», цель: развитие умения действовать по правилам, воспитывать чувство коллективной ответственности.

Самостоятельные игры детей по выбору.

Вечер

Чтение и обсуждение сказки В. Месиловой «Ай, да кашка!»

Чтение стихов по теме.

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Просмотр развивающего мультфильма о пользе овощей «Овощи».

КОП «Боулинг», цель: умение играть в игру боулинг.

Четверг:  «Помощники нашего здоровья»  

Цель: продолжать знакомить детей с профессией врача, дать детям представление о значимости его труда, его заботливом отношении к своим пациентам.

Утро

Игра «Волшебное зеркало», цель: развитие речи, составление короткого рассказа о себе.

Игры-имитации разных эмоциональных состояний (мимические упражнения).

Ежедневная утренняя гимнастика «Вот какие мы большие!» с элементами дыхательной гимнастики.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, цель: знакомство с работой врача, медсестры, формирование положительного отношения к медицинским работникам. Предварительная работа: чтение: С. Михалков «Прививка».

Аппликация «Мяч», цель: выполнение аппликации в техника «отрыва».

Прогулка:

Наблюдение: за солнцем, цель: актуализация знаний, что солнце – источник жизни на земле.

Игровое упражнение «Поговорим без слов», цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

 Подвижные игры: «Прилетала к нам пчела» цель: умение соблюдать круг при движении; «Раз, два, три – беги», цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу.

Труд: посильное выполнение поручений воспитателя.

Самостоятельная деятельность по выбору детей.

Вечер

Выполнение дыхательных упражнений «Ветерок», «Лети бабочка».

Игра-драматизация «Девочка-чумазая».

Д.и. «Таня простудилась», цель: актуализация знаний детей о том, что при кашле и чихании надо прикрывать рот рукой.

Д. и. «Что можно кусать зубами?», цель: развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.

Самостоятельная игровая деятельность детей по выбору.

Пятница:  «Веселая компания»    

Цель: конкретизация полученных знаний и умений, способствование позитивному настрою.

Утро

Музыкотерапия: слушание музыки В. Моцарта.

Игровое упражнение «Скажи громко, тихо. Когда лучше слышно и почему?», цель: развивать слух детей; активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь, формировать культуру речи.

Утренняя гимнастика «Вот какие мы большие!» под музыку.

Музыкальное развитие: развлечение «Путешествие на лесную полянку».

Прогулка:

Наблюдение за облаками «На что похожи облака?», цель: развитие фантазии, умения анализировать.

Упражнение «Молчанка», цель: умение проявить выдержку.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», цель: упражнять в ловкости, беге врассыпную; "Сбей кеглю", цель: развитие глазомера, умения делать бросок прицельно.

Упражнение «След в след», цель: развивать мускулатуру ног, равновесие.

Самостоятельная деятельность детей по выбору.

Вечер

Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки», цель: развитие моторики рук.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Часики», «Качели».

Игра – развлечение «Праздник мыльных пузырей

», цель: развитие дыхания, создание положительного настроя.

Предложить детям зарисовать свои впечатления цветными карандашами.

Работа с родителями:

Консультации для родителей – «Режим дня», «Детское питание», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»; анкетирование «Питание в семье»; мастер-класс дыхательная гимнастика «Дышим вместе».

Список литературы:

Анисимова М.С. «Двигательная деятельность детей младшего и среднего возраста», Детство-Пресс, 2017 г.;

Веракса Н.Е. «Программа воспитания и обучения в детском саду», МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019 г.;

Кириллова Ю.А. «Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся (Особенности физического воспитания для детей третьего года жизни)», Детство-Пресс, 2014 г.;

Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателей детского сада.», Просвящение,1978 г.;

Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей (3-7 лет)», Электронная библиотека;

Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду», МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010 г.;

Соколова Л. А. «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников», Детство-Пресс, 2017г.;

Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для работы с детьми 2-7 лет», Электронная библиотека;

Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье», ТЦ Сфера, 2019 г.;

Интернет источники: сайт Мама-солнышко «Упражнения стишки с массажным мячиком»; Синичкина школа, раннее развитие «Игры со стишками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего возраста "Влияние музыкального искусства на всестороннее развитие ребенка младшего возраста".

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним ...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей    младшего возраста&raqu...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интерес...

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...