«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»
статья по развитию речи (средняя группа)
Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.
Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему - низкий уровень речевой активности детей.
В своей работе по развитию речи у детей я поставила цель:
- Организовать работу по речевой культуре, так чтобы детям было интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие детей младшего возраста»
«Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста
«Гномики»
Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.
Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему - низкий уровень речевой активности детей.
В своей работе по развитию речи у детей я поставила цель:
- Организовать работу по речевой культуре, так чтобы детям было интересно.
Задачи:
- Создать условия для развития речевой активности детей с помощью различных игровых форм и методов, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
- Привлечь родителей к созданию благоприятных условий, для развития речевой активности дома.
Свою работу я разделила на несколько направлений:
1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
2. Формирование речевой деятельности на основе развития мелкой моторики;
3. Овладение двигательными умениями и навыками при участии речи;
4. Обогащение словаря по средствам сюжетных, театрализованных игр.
5. Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)
6. Развитие речи через художественную литературу.
7 Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.
8. Взаимодействие с родителями по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
В своей работе я использовала методы: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей я использовала как специально организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей.
1.Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
Для развития артикуляционного аппарата детей мною были подобраны игры и упражнений. Я их использовала как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Так же в своей работе по развитию речевого дыхания я использую игры:«Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Пчелка полетела», «Паучок и паутинка», «Божья коровка на листочке», «Мыльные пузыри», «Разноцветные вертушки» и другие упражнения, они способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2.Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
Так как игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, я использовала пальчиковые игры, где тексты упражнений – это подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: крышечки, природный материал, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с прищепками, для развития движений хорошим средством является пальчиковый театр.
3. Овладение двигательными умениями и навыками при участии речи.
Доказано, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулки, подвижные игры.
Во время двигательной деятельности вместе с детьми проговариваем стихи, кричалки, считалки. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст должен проговариваться эмоционально, выразительно, и чётко. Работу ведем во время утренней гимнастики, физкультминуток, прогулок, подвижных игр, таких как, например, «Пузырь», «Каравай», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Раз, два, три, беги!» и др.
4. Обогащение словаря по средствам сюжетных, театрализованных игр.
Во время театрализованных игр решаются важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает выразительность и интонацию соответствующие характеру героев, входит в роль выбранного героя. . С детьми мы проиграли народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя». В ходе сюжетно-ролевых игр дети много разговаривают, никогда не играют молча. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение.
5. Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому мы с детьми начали работать с простейшими мнемоквадратами по знакомым р.н.с «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др, что вызвало большой интерес у детей.
6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.
Я подобрала картотеку советских мультфильмов: «Под грибом», «Мама для Мамонтенка», «Колобок», «Пропал Петя петушок», «Петушок золотой гребешок», «Гуси – Лебеди», «Кто сказал «Мяу» и др., которые посоветовала посмотреть вместе с детьми дома и обсудить. Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения. У многих детей после просмотра мультфильма возникало желание поделиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.
7.Начиная с периода адаптации я много читаю детям художественной литературы: сказки, потешки, стихи детских писателей, скороговорки, считалки.
8. Взаимодействие с родителями по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
С целью повышения компетентности родителей в развитии речевой культуры были проведены следующие консультации:
«Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать», « Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей», «Развиваем речь детей»
«Как обогащать речевой опыт малыша в повседневном общении с ним дома»,
Памятка «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».
Проанализировав проведенную работу я сделала вывод, что сейчас дети:
-Чаще используют речь для общения с взрослыми и сверстниками;
-Способны отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
-Способны построить небольшой связный рассказ с помощью педагога.
-Способны участвовать в играх драматизациях, передавая диалоги персонажей с помощью воспитателя.
-Пересказывать содержание знакомых сказок;
-Способны эмоционально реагировать на произведение.
- Способны адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей.
- Дети охотно идут на контакт, обращаются с просьбами, делятся своими впечатлениями, более раскрепощены, активны.
Мой опыт работы показывает, что активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности.
Начатую работу по развитию речевой активности планирую продолжать и в средней группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку». Автор: О.А. Мамышева
Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку» с с использованием образовательных ...
Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста
Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.
Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличи...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...
Приемы и работа по развитию речи для детей младшего возраста
Методы и приемы работы по развити речи...