Формирование философии здоровья у дошкольников
статья (подготовительная группа)

Гобеева Элла Викторовна

Рассматривая человека, как философскую категорию, следует отметить его сложную биосоциальную природу, представленную сочетанием биологического и социального.  По своей сущности человек есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за её рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической   природе. 

Социальное и биологическое находятся в неразрывном единстве, сторонами которого является личность, как его социальное качество, и организм, который составляет его природную основу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование философии здоровья у дошкольников.

         Рассматривая человека, как философскую категорию, следует отметить его сложную биосоциальную природу, представленную сочетанием биологического и социального.  По своей сущности человек есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за её рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической   природе.  

Социальное и биологическое находятся в неразрывном единстве, сторонами которого является личность, как его социальное качество, и организм, который составляет его природную основу[3,с.22-24].

        То, что природа дала человеку, проявляется в уровне развития его физических способностей, двигательных навыков, состоянии здоровья, которое надо не только сохранять, но и заново формировать на каждой стадии развития (В.К.Бальсевич) [1,с.136].

Потребность в сохранении здоровья-первая, хотя и не всегда осознанная потребность живых существ. Самый простой способ её удовлетворения-физическая активность, необходимая для поддержания гомеостаза и самосохранения человека в условиях внешней среды. Как элемент гомеостаза, она служит важным фактором укрепления и сохранения здоровья. Как источник энергетического обеспечения всех естественных форм деятельности человека, она выступает важным фактором повышения и сохранения работоспособности.

       Главным компонентом физической активности как деятельности, направленной на достижение физического совершенствования, развития физических способностей и качеств, являются занятия физическими упражнениями[6,с.129]. Физические упражнения оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека. Сама природа дает в руки человека ни с чем не сравнимое и незаменимое по своему воздействию средство укрепления здоровья. Благодаря периодически осуществляемой физической активности человек как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. Регулярная физическая активность всегда считалась важным компонентом здорового образа жизни. Ведущие эксперты по физической активности выпустили рекомендации, расширяющие традиционную модель «упражнения-физическая форма», на более широкую парадигму «физическая активность-здоровье».

        В последнее время это положение усилилось новыми научными доказательствами, связывающими физическую активность с большой пользой для физического и психологического здоровья.  Кроме двигательного компонента в содержание физической  активности включают интеллектуальный (формирование умений, навыков и знаний, связанных с оптимизацией физической активности) и социально психологический, формирование мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций (В.К.Бальсевич, Ю.В.Кинкадзе, Л.И. Лубышева) [5,с. 98].

      Следует особо подчеркнуть, что для  детей физическая активность имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как  способствуют развитию его морфофункциональных систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

       Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. В частности, доказана прямая связь характера двигательной активности с проявлением восприятия, памятью, эмоциями и мышлением.

        Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка.  Иначе, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует  формирование психических функций [2,с.68].                        

Повышение энергетического  потенциала ребенка за счет физических упражнений обусловливает и высокий его уровень здоровья, который определяется взаимодействием многих факторов (социальных и биологических).

       Как  отмечает Ю.К.Чернышенко, в процессе физкультурной деятельности человек преобразует свою собственную природу, выступая при этом не только субъектом,  но и объектом деятельности и её результатом, поэтому физическую культуру следует рассматривать как деятельность и качественный уровень этой  деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. Предоставляемые ею для этого средства и методы при всей их внешней простоте очень действенны. Они позволяют оптимизировать процесс физической активности, обеспечивают профилактику гиподинамии, направленное развитие физических способностей, избирательно воздействуют на определенные свойства организма, изменяя его функциональные параметры в желанном направлении [7,с.34].

        Особенность феномена физической культуры состоит прежде всего в том, что она соединяет  в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного  развития выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации физических  возможностей человека. Физическая культура радикально отличается от ряда других средств и методов, созданных человеком для приведения в порядок своего физического и общего состояния, восстановления и укрепления здоровья.

          Данный  вид культуры имеет гуманную направленность, поскольку содействует духовному развитию человека, формирует ценности, имеющие  общекультурное значение, главным среди которых является здоровье.

Потребность в сохранении здоровья особо остро ощущается в настоящее время, когда жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии. Недостаточная двигательная активность самым неблагоприятным образом сказывается на здоровье человека. В связи с тем, что потребность в сохранении здоровья чувственно осознается лишь при его утрате, возникает необходимость  в его формировании  на уровне интеллектуального и социально-психологического осознания, отмечает Т.А.Кравчук [4,с.14]. Потребность в здоровом образе жизни необходимо развивать до того, как ребенок придет в мир, ибо  здоровье человека-это всегда индивидуальная способность жизни, основным компонентом которого является физкультурно-оздоровительная  деятельность, которая имеет принципиальное  значение  в  системе  средств  и методов её формирования.

   

Библиографический список

  1. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого.- М.:Линкасс-Пресс, -208с. http://vospitatel.com.ua/ (дата обращения 21.10.17.)
  2. Змановский Ю.Ф.Воспитаем детей здоровыми.-М.:Владос, 2013.-128с.
  3. Кинкадзе Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.:Феникс, 2013.-24с.
  4. КравчукТ.А. Методика оздоровительной тренировки детей пятилетнего возраста:Автореф.дис.к.п.н.-Омск:2014.-23с.
  5. Лубышева Л.И.Концепция формирования физической культуры человека.-М.:ГЦОЛИФК, 119с.- http://www.menobr.ru/products/192/(Дата обращения 04.10.17.)
  6. Миненко П.П.,Швецова В.Н.Валеология и образование. Хабаровск:изд-во ХК ИПП ПК, 2015.-С.113-151.
  7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста:Автореф.дис.докт. пед.наук.-Краснодар:2015.-50с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника

Программа развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников, состоящая из трех разделов и рассчитанная на два учебных года....

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

Конспект совместного мероприятия с родителями по формированию культуры здоровья старших дошкольников "Путешествие в страну здоровья"

Создание условий для формирование у детей представление о том, что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать....

Формирование философии здоровья средствами физической культуры.

для  детей физическая активность имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как  способствуют развитию его морфофункциональных систем и, следовательно, определяют темп ...

Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...