Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника
методическая разработка (старшая группа) по теме
Программа развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников, состоящая из трех разделов и рассчитанная на два учебных года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_psihologicheskogo_zdorovya.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №12
Программа
формирования психологического здоровья
«Гармония»
Разработала:
Педагог-психолог
Агапова Т.Р.
г.Богородск
2011 год
Пояснительная записка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).
Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.
Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
- обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- обучать детей рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.
Первый раздел – «Какой Я?» - предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.
Второй раздел - «Мои эмоции и чувства» - направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.
Третий раздел – «Я и мои друзья» - направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.
Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25 - 30 минут.
Тематический план занятий
Старшая группа
Раздел | Тема | Задачи | Время проведения |
Какой Я? | 1.«Знакомство» | Формировать позитивное отношение детей к своему «Я». Способствовать позитивному взаимодействию детей друг с другом. Снять мышечное напряжение. | 1 неделя октября |
2. «Кто Я?» | Дать возможность детям почувствовать свою значимость. Помочь увидеть отличие от других. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка. | 2 неделя октября | |
3. «Каким я себя вижу?» | Помочь осознать собственную индивидуальность. Развивать умение познавать собственное тело. Воспитывать положительный образ своего «Я». | 3 неделя октября | |
4. «Меня зовут…» | Способствовать осознанию ребенком своего имени. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени. Способствовать повышению у детей уровня самопринятия. | 4 неделя октября | |
5. «Я – мальчик, я - девочка» | Помочь детям осознать себя как представителя определенного пола. Дать детям представление о внешности и манере поведения у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности. | 1 неделя ноября | |
6. «Что мне нравится?» | Помочь осознать детям свои предпочтения и вкусы, сравнить с предпочтениями других детей. Развивать интерес к себе и другим. | 2 неделя ноября | |
7. «Страна цвета» | Помочь осознать детям собственные цветовые пристрастия. Развивать воображение. | 3 неделя ноября | |
8. «Воспитай в себе уверенность» | Способствовать осознанию детьми собственных возможностей. Формировать чувство доверия к окружающим. | 4 неделя ноября | |
9. «Обыкновенное чудо» | Способствовать развитию навыков взаимодействия. Снять напряжение, тревожность. Развивать интерес к себе. | 1 неделя декабря | |
10. «Я и ты такие разные» | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе. Развивать интерес к себе и другим. | 2 неделя декабря | |
Мои эмоции и чувства | 11. «Мое настроение» | Познакомить с понятием «настроение». Показать в доступной форме изменчивость настроения. Учить понимать настроение другого. Учить передавать свое эмоциональное состояние в рисунке. | 3 неделя декабря |
12. «Радость» | Знакомство с эмоцией радости. Упражнять в выражении эмоции радости доступными средствами (мимика, пластика). Развивать способность делиться своими переживаниями. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса. | 4 неделя декабря | |
13. «Печаль» | Учить распознавать настроение по мимике. Развивать слуховое восприятие, умение отличать на слух оттенки музыкальных произведений. Развивать способность с помощью жестов передавать внутренние переживания. | 3 неделя января | |
14. «Мне грустно» | Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. | 4 неделя января | |
15. «Радуюсь, злюсь» | Учить различать эмоции радости и гнева. Познакомить с адекватными способами выражения гнева. Тренировать детей в изменении эмоциональных состояний радости и гнева. | 1 неделя февраля | |
16. «Гнев» | Продолжать знакомство с эмоцией гнева. Учить выделять эмоции гнева при чтении литературных произведений. Обучать детей вживаться в образ, владеть пластикой и мимикой лица. Упражнять в выражении эмоций гнева с помощью цвета. | 2 неделя февраля | |
17. «Мне страшно» | Учить отличать эмоцию страха на пиктограммах. Упражнять в выражении эмоции страха средствами эмоциональной экспрессии. Развивать способность делиться своими переживаниями. Помочь справиться со своими страхами. | 3 неделя февраля | |
18. «Удивление» | Знакомство с эмоцией удивления. Учить различать эмоции страха и удивления на пиктограммах и в сюжетных картинках. | 4 неделя февраля | |
19.«Положительные эмоции» | Ввести понятия положительной и отрицательной эмоции. Способствовать осознанию положительного эмоционального опыта. Развивать эмоциональную экспрессию. Закреплять умение с помощью изобразительных средств передавать свое настроение. | 1 неделя марта | |
20. «Отрицательные эмоции» | Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. Закреплять способы управления отрицательными эмоциям. | 2 неделя марта | |
Я и мои друзья | 21. «Что такое дружба?» | Познакомить с понятием «дружба». Стимулировать творческое самовыражение. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками. | 3 неделя марта |
22. «С кем я хочу дружить» | Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать, какую роль играют друзья в нашей жизни. Воспитывать стремление дружить с окружающими. | 4 неделя марта | |
23. «Ссора» | Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций. | 1 неделя апреля | |
24. «Ребята, давайте жить дружно» | Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. | 2 неделя апреля | |
25. «Дразнить, обижать» | Продолжать развивать добрые отношения между детьми. Развивать умение снижать эмоциональное напряжение. | 3 неделя апреля | |
26. «Учимся видеть в друге хорошее» | Учить замечать положительное в окружающих. Развивать у детей позицию безусловного принятия себя и других. | 4 неделя апреля | |
27. «Друг заболел» | Учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника. Формировать у детей осознание значимости проявления сочувствия к заболевшему другу. | 1 неделя мая | |
28. «Доброта» | Дать представления о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Актуализировать стремление совершать добрые поступки. | 2 неделя мая | |
29. «Дерево дружбы» | Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. | 3 неделя мая | |
30. «Вместе с друзьями | Способствовать формированию положительных отношений между детьми. | 4 неделя мая |
Тематический план занятий
Подготовительная группа
Раздел | Тема | Задачи | Время проведения |
Какой Я? | 1. «Каждый привлекателен по-своему» | Дать возможность детям осознать отношение к себе, своей внешности, своим особенностям и способностям. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка. | 1 неделя октября |
2. «Мой внутренний мир» | Помочь осознать свои желания, чувства, осознать свои физические и эмоциональные ощущения. Развивать внимание к себе. Воспитывать положительный образ своего «Я». | 2 неделя октября | |
3. «Рисунок имени» | Способствовать идентификации ребенка со своим именем, формированию у него позитивного отношения к своему «Я». Стимулировать творческое самовыражение. | 3 неделя октября | |
4. «Каким я был, каким я стал…» | Помочь детям осознать изменения, которые происходят с ними по мере их взросления. Развивать интерес к себе. | 4 неделя октября | |
5. «Деревья-характеры» | Помочь детям в раскрытии ими своего «Я». Формировать умение выражать характер с опорой на художественное изображение. | 1 неделя ноября | |
6. «Я все знаю и умею» | Помочь преодолеть неуверенность в себе, страх самостоятельных действий. Развивать у детей умение вступать в контакт с другими людьми для совместных действий. | 2 неделя ноября | |
7. «Я и мое тело» | Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение. Снять мышечное напряжение. Развивать умение познавать собственное тело. | 3 неделя ноября | |
8. «Какие мальчики – какие девочки» | Развивать навыки общения между мальчиками и девочками. Воспитывать этикетное поведение. | 4 неделя ноября | |
9. «Я и другие» | Способствовать повышению самооценки, гармонизации внутреннего состояния. Формировать чувство принадлежности к группе. | 1 неделя декабря | |
10. «Понимаю себя – понимаю других» | Развивать наблюдательность и внимание к себе и другим. Воспитывать эмпатию. | 2 неделя декабря | |
Мои эмоции и чувства | 11. «В царстве положительных эмоций» | Закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Формировать умение сотрудничать с другими. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса. | 3 неделя декабря |
12. «Когда опасен гнев?» | Способствовать осознанию отрицательных эмоций. Обучать конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. | 4 неделя декабря | |
13. «Учимся справляться с чувством обиды» | Помочь осознать чувство обиды. Продолжать знакомить со способами управления отрицательными эмоциями. | 3 неделя января | |
14. «Тревога» | Формировать умение понимать и осознавать свои эмоции и чувства и эмоциональные состояния других. Помочь преодолевать тревожность. Помочь справиться со своими страхами. | 4 неделя января | |
15. «Зачем человеку чувство стыда?» | Обучать осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости. Познакомить со способами релаксации для снятия напряжения. | 1 неделя февраля | |
16. «Отвращение | Познакомить с эмоцией отвращения. Учить различать эмоции стыда и отвращения на пиктограммах и в сюжетных картинках. | 2 неделя февраля | |
17. «Волшебная страна чувств» | Развивать у детей умение передавать свои чувства с помощью цвета. Исследование психоэмоционального состояния детей. | 3 неделя февраля | |
18. Мимические проявления эмоций | Продолжать учить распознавать различные эмоции по мимике, пантомимике, интонации голоса. | 4 неделя февраля | |
19.Умей понять | Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций | 1 неделя марта | |
20. Наши чувства и поступки | Показать взаимосвязь между эмоциями и поступками. Продолжать обучать способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. | 2 неделя марта | |
Я и мои друзья | 21. «Дружба» | Способствовать формированию дружеских отношений. | 3 неделя марта |
22. «Нужно ли учиться дружбе?» | Развивать у детей способность чувствовать эмоциональное состояние других. Учить дорожить дружбой. | 4 неделя марта | |
23. «Друг познается в беде» | Развивать у детей способность к сопереживанию, состраданию. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 1 неделя апреля | |
24. «Ссориться не будем!» | Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. | 2 неделя апреля | |
25. «Как положено друзьям, все мы делим пополам…» | Развивать у детей умение конструктивно общаться друг с другом. | 3 неделя апреля | |
26. «Какие чувства мешают дружбе?» | Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. | 4 неделя апреля | |
27. «Одиночество» | Помочь понять, что такое одиночество. Обсудить проблемы понимания человека человеком. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. | 1 неделя мая | |
28. «Эмпатия» | Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности. Помочь осмыслить трудности общения между людьми. | 2 неделя мая | |
29. «Круг друзей» | Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 3 неделя мая | |
30. «Я и мы» | Учить действовать согласованно. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. | 4 неделя мая |
Литература:
- Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. -СПб.: Речь, 2006.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение,2005.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
- Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007
- Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙSummary.The relationship of music and game techniques directed to the development of psychological health of older ...
Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.
Особенности работы по психологической поддержке детей в условиях детского сада....
Презентация программы Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью Сказкотерапии
Формирование психологичееского здоровья дошкольников...
Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"
Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...
«Формирование психологического здоровья старших дошкольников»
laquo;Психологическое здоровье делает личность самодостаточной»...