Народная игра как средство физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ.
методическая разработка
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, физическому развитию детей. Главной задачей педагогического коллектива становится создание условий для безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развитая личности ребенка, потому что общепринятая система физического воспитания в дошкольном образовании и многие авторские программы:
- не учитывают конкретных условий детских учреждений;
- не предусматривают дифференциального подхода к детям с их индивидуальными особенностями развития и имеющим ограниченные возможности здоровья;
- не реализуют потребности детей в движении в полном объеме.
В МАДОУ детский сад №18 «Росинка» компенсирующего вида приходят дети в основном со II, III, IV группой здоровья, имеющие различные проблемы со здоровьем. Большинство воспитанников имеет диагноз задержка психического развитая. В ходе исследований педагогов и медиков было выявлено, что у дошкольников с ЗПР в физическом и функциональном статусе проявляются инфантильные черты, недоразвиты тонкая и общая моторика, нарушена координация и регуляция двигательных актов, выявляется соматическая ослабленность, недостаточность развития функциональных систем. Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в создании особых условий развития, физкультурно – оздоровительная работа в нашем учреждении строится с учетом всего комплекса соматических, физических и психологических проблем детей данной категории. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход, а применяемые технологии и методы обучения должны способствовать комплексной коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igra_kak_sredstvo_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная игра как средство физкультурно – оздоровительной работы с детьми с ОВЗ
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, физическому развитию детей. Главной задачей педагогического коллектива становится создание условий для безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развитая личности ребенка, потому что общепринятая система физического воспитания в дошкольном образовании и многие авторские программы:
- не учитывают конкретных условий детских учреждений;
- не предусматривают дифференциального подхода к детям с их индивидуальными особенностями развития и имеющим ограниченные возможности здоровья;
- не реализуют потребности детей в движении в полном объеме.
В МАДОУ детский сад №18 «Росинка» компенсирующего вида приходят дети в основном со II, III, IV группой здоровья, имеющие различные проблемы со здоровьем. Большинство воспитанников имеет диагноз задержка психического развитая. В ходе исследований педагогов и медиков было выявлено, что у дошкольников с ЗПР в физическом и функциональном статусе проявляются инфантильные черты, недоразвиты тонкая и общая моторика, нарушена координация и регуляция двигательных актов, выявляется соматическая ослабленность, недостаточность развития функциональных систем. Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в создании особых условий развития, физкультурно – оздоровительная работа в нашем учреждении строится с учетом всего комплекса соматических, физических и психологических проблем детей данной категории. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход, а применяемые технологии и методы обучения должны способствовать комплексной коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
В дошкольной педагогике общей целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья ребенка, что подразумевает решение педагогами трех групп задач (оздоровительные, воспитательные, образовательные). Такой подход позволяет целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников. Народная игра как средство физкультурно – оздоровительной работы позволяет эффективно решать все эти задачи в комплексе: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Оздоровительные задачи включают в себя
- охрану и укрепление здоровья,
- закаливание,
- развитие движений.
Содержание народных игр представляет собой самые разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и т.д.), поэтому они способствуют максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности. Народные игры способствуют развитию общей, мелкой ручной и артикуляционной моторики, чувства ритма, пространственных представлений, функции равновесия, таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация движений.
Проведении подвижных игр на свежем воздухе, в разное время года и суток способствует закаливанию детского организма.
Физические упражнения, применяемые в народных играх, активизируют все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать умение экономно выполнять их.
Воспитательные задачи предполагают развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве.
Народные игры – это игры с правилами. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов, способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, искренности. Строгие и четкие правила в народных подвижных играх позволяют выстроить взаимодействие участников и устраняют излишнее возбуждение. Необходимость выполнять правила, способствует воспитанию волевых качеств, умению творчески применять имеющиеся двигательные навыки.
Наличие правил, дает педагогу возможность применять индивидуальный подход к развитию двигательной сферы каждого конкретного ребенка.
Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, дать советы об организации и проведении игр в свободное время. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников, что научит детей умению оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Образовательные задачи, связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Народные игры активно развивают мыслительные процессы (умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное), сенсорную сферу ребенка, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, усвоению систематизированных знаний, приобщению к национальной культуре. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, развивая одновременно наблюдательность и сообразительность. В народных играх много шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют игровой фольклор, который развивает речь дошкольника.
Классификация народных игр
Для удобства практического использования народные игры классифицируют. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные народные игры, В. Кудрявцев выделяет следующие признаки для классификации:
- возраст (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста);
- содержание (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
- преобладающий вид движений (игры с бегом, прыжками, лазанием и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
- физические качества (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
- виды спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею, игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками на местности);
- признак взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
- сюжет (сюжетные и бессюжетные);
- подвижность (малой, средней и большой подвижности – интенсивности);
- организационная форма (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно – оздоровительной работы);
- сезон (летние и зимние);
- место занятий;
- способ организации играющих (командные и некомандные).
Как видно из этой классификации, диапазон использования народных игр очень велик, можно всегда подобрать игры в соответствии с решаемыми в настоящий момент задачами.
При проведении народных игр с дошкольниками важно учитывать несколько моментов: игры на совершенствование определенных двигательных навыков, проводятся после того, как дети уже овладели этими движениями. Преждевременное использование игр может привести к образованию неправильного навыка. Игры подбираются так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при изучении прыжков не следует проводить игру с прыжками.
По мере накопления детьми двигательного опыта, игры необходимо усложнять, сохраняя при этом последовательность действий и эпизодов. Важно постепенно повышать нагрузку. Усложнение делает интересными для детей и хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
- усложнять двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
- изменять размещение играющих на площадке (ловишки не сбоку, а в середине площадки);
- сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
- провести игру в нестандартных условиях (бегать по песку труднее);
- усложнить правила (увеличить число ловишек, в старшей группе пойманных можно выручать);
Изменения всегда должны быть обоснованы и продиктованы решаемыми задачами.
Во время проведения игры взрослый наблюдает за состоянием здоровья детей, в случае необходимости регулирует нагрузку, используя следующие приемы: изменение продолжительности занятий, выбор соответствующих исходных положений ребенка во время занятий (сидя, стоя, в ходьбе), количество повторений упражнений в игре и выбор ее сюжета, ритма, темпа, амплитуды движений, увеличение или уменьшение площадки, изменение веса инвентаря, упрощение или усложнение правил игры, уменьшение или увеличение количества действий, введение или устранение перерывов, организации “дома” для отдыха детей во время игры или отказ от него. При первых признаках утомления у отдельных детей (отвлечение, пассивность, повышенная двигательная активность, возбудимость) необходимо своевременно снизить величину нагрузки для них, дать возможность отдохнуть.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что народная подвижная игра – это действительно эффективное средство физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками, позволяющее использовать индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку в ходе решения целого комплекса задач физического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивные игры в детском саду как средство физкультурно-оздоровительной работы
Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дет...
презентация "Авторские игры как средство коррекционно-пропедевтической работы с детьми 6-7 лет на дошкольном логопункте"
В презентации представлен сравнительный анализ речевых проблем детей подготовительной к школе группы. Обоснована необходимость применения игровых технологий. Раскрыты задачи каждого этапа автматизации...
Статья "Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ"
В статье раскрыт опыт работы по применению тетрализованных игр в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....
сообщение"Игра важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье.
Мы в своей группе большое внимание уделяем играм детей.Первостепенное значение в них сюжетно — ролевые игры. Девочки нашейгруппы предпочитают игры большого характера. В «семью&ra...
сообщение"Игра важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье.
Мы в своей группе большое внимание уделяем играм детей.Первостепенное значение в них сюжетно — ролевые игры. Девочки нашейгруппы предпочитают игры большого характера. В «семью&ra...
Народная игра как элемент физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР
Народная игра как элемент физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПРАктуальность: *Охрана и укрепление здоровья воспитанников – одна из важнейших задач современного образования...
План по самообразованию "Фитнес-технологии как средство физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
План по саобразованию инструктора по физической культуре в ДОУ...