Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш"
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Крепыш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krepysh_3-4_goda.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№7 «РАДУГА»
ГОРОДКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято: Советом педагогов МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга» от 29 августа 2019 г. Протокол №1 от 29.08.2019г. | Утверждено: Приказом МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга» №225 от 02 сентября 2019 г. Заведующий__________И.И. Матвеева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КРЕПЫШ»
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
Возраст обучающихся: 3-4года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Котова Людмила Владимировна
педагог дошкольного образования
Ступино 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Общие сведения | 3 |
1.1.2 | Актуальность и педагогическая целесообразность Программы | 5 |
1.1.3 | Цели и задачи данной Программы | 6 |
1.1.4 | Принципы и подходы к формированию Программы | 7 |
1.1.5 | Отличительная особенность Программы | 7 |
1.1.6 | Адресат Программы | 8 |
1.1.7 | Продолжительность реализации программы | 8 |
1.1.8 | Формы обучения и режим занятий, | 8 |
1.1.9 | Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
2.1 | Содержание и задачи образовательной работы с детьми 3-4 лет. | 9 |
2.2 | Календарно-тематическое планирование | 11 |
2.3 | Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации Программы | 19 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
3.1 | Взаимодействие с родителями | 24 |
3.2 | Материально-технические условия реализации Программы | 24 |
3.3 | Методическое обеспечение Программы | 25 |
3.4 | Список используемой литературы | 25 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Общие сведения
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в различных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей посещающих детский сад.
Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронических патологий преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения и аллергические заболевания кожи, 70% процентов страдают кариесом зубов, имеются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
У детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. Почти до 40% процентов детей составляют группу риска по развитию психических нарушений.
Анализ физического развития детей выявил тенденцию уменьшения количества гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания. При поступлении в детский сад от 20% до 50% процентов детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. И среди, посещающих дошкольные учреждения детей, большое количество имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к заболеваниям. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста новых болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения своего здоровья приведут к положительным результатам.
В связи с актуальной проблемой оздоровления детей разработана программа по валеологическому образованию детей дошкольного возраста. Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждённый приказом Министерства образования и наукиРФ от 17 .10.2013 № 1155);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 (об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
Программа является дополнительным компонентом к образовательной программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга», характеризует организацию дополнительного образования здоровьесберегающей направленности в форме детского объединения в ДОУ.
1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность.
Актуальность программы в том, что она основывается на современной науке - валеологии. Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.
Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
У детей 3-4 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
1.1.3. Цель и задачи данной программы.
Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.
Задачи:
Обучающие.
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
3. Обучать" слушать" и "слышать" свой организм.
4. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Развивающие.
- Формировать представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
- Учить заботиться о своем здоровье.
- Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением.
- Развивать основные физические возможности.
Воспитательные.
- Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма.
- Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
- Воспитывать культурно - гигиенические навыки.
- Прививать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
- Доступность:
- учёт возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
- Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
- Наглядность:
- учёт особенностей мышления.
- Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности.
- Дифференциация:
- учёт возрастных особенностей детей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.
1.1.5. Отличительной особенностью данной Программы является обновление и расширение содержания программы дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста, использование широкого спектра разнообразных привлекательных для дошкольников форм образовательной деятельности, структуризация практического и диагностического материала именно для дошкольников; расширение партнерских отношений с социальным окружением за счет развития инновационных форм взаимодействия и осуществления интеграции образовательных областей, направленных на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка.
1.1.6. Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы 3-4 года.
1.1.7. Продолжительность реализации программы - 1 год
1.1.8. Формы обучения и режим занятий. Форма обучения - очная. Программа реализуется в объединениях по интересам, сформированных в группы одного возраста (3 - 4 года).
Занятия с детьми проходят с сентября месяца по май, 4 раза в месяц, 1раз в неделю продолжительностью не более 15 минут. Общее количество занятий в год - 36.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.
Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.
Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.
1.1.9. Планируемые результаты
-дети различают и называют органы чувств (глаза, рот, нос, уши), имеют представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
-имеют представления о полезной и вредной для здоровья человека пищи;
- понимают значение пищи, воды, воздуха для человека;
- имеют первичные представления о существовании витаминов, их пользе;
- знают основные условия, необходимые для жизни человека (тепло, свет, общество других людей);
- знают о некоторых заболеваниях, возбудителями которых являются микробы, основных симптомах; понимать разницу между здоровым и больным человеком;
- владеют необходимыми по возрасту санитарно-гигиеническими навыками, понимают их значение для здоровья человека;
- знают правила ухода за зубами;
- имеют первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в детском саду;
- знакомы с некоторыми видами спорта, сформирована потребность в двигательной активности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.1. Содержание и задачи образовательной работы с детьми младшей группы (2-3 лет).
Программа разделена на 6 разделов, каждый из которых делится на темы.
I. «Человек – живое существо»
II. «В гостях у Мойдодыра»
III. «Золотые правила питания»
IV. «Мой организм»
V. «Человек и его защита»
VI. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
В разделе «Мой организм» мы знакомим детей со строением тела человека, формируем представление о роли различных частей тела и органах чувств.
«Человек и его защита» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
В разделе «Овощи и фрукты – полезные продукты» дается детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека.
Формы работы с детьми:
- Наблюдения.
- Беседы.
- Экспериментирование.
- Практическая деятельность.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
Для осуществления данной программы используются следующие педагогические приемы:
-сюрпризные моменты;
-рассказ педагога;
- беседа;
- использование загадок, сказок, стихов;
- демонстрация наглядного материала;
- показ презентаций, мультфильмов;
- дидактические и подвижные игры;
- использование релаксационной музыки и звуков природы;
-игровые ситуации.
На занятиях кружка применяются разнообразные методы работы с детьми:
- словесный;
- демонстрационный;
- практичный;
- метод экспериментирования.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | № ООД | Тема | Цель |
Сентябрь | I раздел «Человек – живое существо» | |||
1 | 1 | «Чудо света человек» | Дать детям понять, что все люди живущие на Земле имеют сходные по строению тела. Что эти тела отличают людей от животных и растений, но хоть наши тела и похожи мы все совершенно разные. Как жизненные условия влияют на человека и какими возможностями он обладает. | |
2 | 2 | «Вот я какой» | Дать детям понять, что каждый из нас большая ценность. Что ребенок – это личность и он должен заботиться о себе. Поговорить о том, что он растет и какие у него способности. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. | |
3 | 3 | «Это мое тело» Дидактическая игра «Если бы я был куклой» | Дать детям понять, из каких частей тела состоит человек, почему они располагаются именно так, а не иначе. Закрепить полученные знания о движении частей тела, вызвать у детей радость от движения рук, ног, головы. Способствовать возникновению чувства радостного настроения | |
4 | 4 | «Зачем человеку скелет» | Дать представление о том, что у человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает внутренние органы от повреждений. Поговорить об опасности переломов и как их избежать. | |
Октябрь | 1 | 5 | «Мышцы – это сила» | Дать детям понять, что такое мышца и что только благодаря им мы можем выполнять движения. Воспитывать чувства любви к своему телу и восхищения его возможностями. |
2 | 6 | Досуг: «Чтобы сильным быть, надо со спортом дружить» | Создать приподнятое, радостное настроение, оптимистический настрой на будущее. Желание заниматься спортом, вести активную жизнь. | |
II раздел «В гостях у Мойдодыра» | ||||
3 | 1 | «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» | Приучать детей к чистоте, совершенствовать навыки умывания перед едой и после неё. | |
4 | 2 | «В гости к Мойдодыру» | Познакомить детей с культурно-гигиеническими навыками, с предметами личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Формировать основы здорового образа жизни детей. Воспитывать привычку ежедневного соблюдения гигиенических процедур. | |
5 | 3 | Досуг: «Волшебная щетка» | Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | |
Ноябрь | 1 | 4 | «О мыльной пене и расческе» | Продолжать формировать навыки гигиены. Умываться, чистить зубы, расчесывать волосы. Вытирать лицо только своим полотенцем. Воспитывать желание быть опрятным. |
2 | 5 | «Девочка чумазая» | Формировать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков. Закреплять навыки ухода за своим телом. | |
3 | 6 | «Для чего надо мыть руки» | Воспитывать культурно – гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни. | |
4 | 7 | «Одевание и раздевание. Складывание одежды» | Приучать детей правильно и последовательно снимать и надевать одежду и складывать её на стульчик, в шкаф. | |
Декабрь | 1 | 8 | Досуг «Вопрос чистоты» | Приобщение детей к здоровому образу жизни через формирование культурно – гигиенических навыков, поддержание духовной установки по отношению к окружающему миру. |
III раздел «Золотые правила питания» | ||||
2 | 1 | «Что нам надо кушать» | Формировать представление детей о необходимых телу человека веществах, расширять словарный запас, познакомить с новой сказкой. | |
3 | 2 | «Как мы учили аккуратно кушать Мишку. Приём пищи» | Помочь привыкнуть к новому вкусу, к новой обстановке во время приёма пищи | |
4 | 3 | «Накормим куклу» | Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Уточнить навыки правильного приема пищи. | |
Январь | IV раздел «Мой организм» | |||
1 | 1 | «Части тела и их действия» | Формировать у детей понимание значения отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Развивать умение соотносить свои движения со словами песенки. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. | |
2 | 2 | «Нам без рук никак нельзя» | Формировать представление детей о руках человека, о их значении в нашей жизни. Рассказать об опасных предметах, средствах и способах защиты и обработки ран. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. | |
3 | 3 | «Мои пальчики» | Рассказать детям о пальцах, и об их именах, разучить упражнения для развития пальчиков, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова обозначающие действие, развивать внимание, воспитывать культуру поведения. | |
Февраль | 1 | 4 | «Зачем человеку нос?» | Познакомить детей с носом, как органом обоняния, его функциями и значением в нашей жизни. Объяснить детям способы ухода за носом. Обучать упражнениям, улучшающим кровообращения верхних дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к холоду и инфекциям. |
2 | 5 | «Чтобы уши слышали» | Формировать представление детей об органе слуха. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу. | |
3 | 6 | «Для чего нужен язычок» | Дать детям первичные знания о языке человека, его функциях и значении. Учить различать и называть вкус разных продуктов. Обучать правильному звукопроизношению. Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Воспитывать бережное отношение к своему телу. | |
4 | 7 | «Глазки подсказки» | Формировать представление детей о глазах человека, об их значении в нашей жизни. Познакомить с болезнями глаз. Учить бережно, относиться к своему здоровью. Показать упражнения для глаз. Тренировать зрительную память. | |
Март | 1 | 8 | «Пять помощников моих» | Закреплять у детей умение понимать значение отдельных частей своего тела: глаза, ушей, носа, рта. Различать детей по одежде, прическе, цвету волос и другим особенностям. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества. |
2 | 9 | «Для чего нужны ноги?» | Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям. | |
3 | 10 | «Путешествие к Королеве зубной щетке» | Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Показать правила чистки зубов. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе. | |
4 | 11 | «Про носовой платок, расческу и зубную щетку» | Формировать мотивацию к здоровому образу жизни посредством игровой деятельности. Помогать осваивать предметы личной гигиены. | |
Апрель | V раздел «Человек и его защита» | |||
1 | 1 | «Откуда берутся болезни?» | Познакомить с причинами заболеваний у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать привычку к ежедневному выполнению культурно-гигиенических навыков. | |
2 | 2 | «Где живет здоровье?» | Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности; уточнить знания дошкольников о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия, продолжать обучать осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов; развивать познавательный интерес, мышление, воображение дошкольников. | |
3 | 3 | «Медвежонок спортсмен» | Познакомить детей с некоторыми видами спорта. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом. Воспитывать интерес к новым познаниям. | |
4 | 4 | «Победим микроба» | Дать детям элементарное представление о микробе, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым. | |
Май | 1 | 5 | «Если хочешь быть здоровым – закаляйся» | Познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, гимнастика. Рассказать о пользе соблюдения режима и водных процедур. |
VIраздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» | ||||
2 | 1 | «В гости к Витаминке» | Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения. Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании. | |
3 | 2 | «Фрукты полезны взрослым и детям» | Уточнять знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. | |
4 | 3 | Досуг «День здоровья» | Продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества, обобщить элементарные валеологические знания детей. |
2.3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации Программы
Раздел «Человек – живое существо»
3 балла - Имеет устойчивые представления о человеке, различиях и особенностях внешнего вида мальчика и девочки. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем. Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.
2 балла - Имеет примерные представления о человеке, может различить по внешнему виду мальчика и девочку. Называет основные части тела человека и некоторые органы и системы. Имеет представления о некоторых необходимых факторах жизни и развитии человека. Имеет представление о пользе ежедневных физических упражнений. Является активным участником подвижных игр.
1 балл - Имеет примерные представления о человеке; различает, но не называет отличия в особенностях внешнего вида мальчика и девочки. Запас представлений о строении тела человека, наличии и функционировании основных органов и систем ограничен. Понимает, но не может объяснить значение необходимых факторов жизни и развития человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье). Принимает пассивное участие в организованных подвижных играх.
Раздел «В гостях у Мойдодыра»
3 балла - Знает и выполняет основные правила ухода за зубами. Знает основные причины болезни зубов. Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. Знает основные принципы и виды закаливания организма, участвует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. Выбирает одежду в соответствии с погодными условиями.
2 балла - Выполняет основные правила ухода за зубами. При напоминании обслуживает себя и пользуется элементарными навыками личной гигиены. Участвует в закаливающих мероприятиях в детском саду. Выполняет дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. С помощью выбирает одежду в соответствии с погодными условиями.
1 балл – Умеет пользоваться средствами личной гигиены. Обслуживает себя с помощью взрослого. Принимает участие в закаливающих мероприятиях детского сада. После напоминания моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета), посещает туалет, причесывается и т.п.
Разделы «Золотые правила питания»,
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка/ показатели | Правильная сервировка стола, знает и называет столовые приборы | Отличие полезных и неполезных для организма продуктов, разумное их употребление. | Владение культурой приема пищи, правилами поведения за столом. | Представление о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | Знание о ценности употребления в пищу овощей и фруктов. |
1. | |||||
2. |
3 балла - Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом. Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы. Правильно питается, соблюдает меру в еде. Отличает полезные и неполезные для организма продукты; знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов и о наличии в них витаминов.
2 балла – Знает правила поведения за столом. Знает и называет столовые приборы. Соблюдает меру в еде. Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты. Знает о наличии в продуктах витаминов.
1 балл – Самостоятельно принимает пищу, знает правила поведения за столом. Различает столовые приборы. Имеет общее представление о полезных и вредных продуктах. Употребляет овощи и фрукты, имеющиеся в меню учреждения.
Раздел «Мой организм»
Ф.И. ребенка/ показатели | Понимание значения отдельных частей своего тела (рук, ног, головы, туловища). | Понимание назначения органов осязания, обоняния, зрения и слуха. | Представление о правилах гигиены. | Представление о скелете человека. | Назначение и укрепление мышц. |
1. | |||||
2. |
3 балла - Умеет различать правую и левую ногу/руку; знает и понимает назначение частей тела в жизни человека. Знает название и понимает назначение органов осязания, обоняния, слуха. Сформирован навык и понимание гигиенического ухода за носом, ушами, глазами, зубами. Имеет первоначальные представления о пользе физических упражнений и закаливании для человеческого организма.
2 балла - Показывает правую и левую ногу/руку; показывает на себе части тела. Знает название и понимает назначение органов осязания, обоняния, слуха. Навык и понимание гигиенического ухода за носом, ушами, глазами, зубами практически сформированы. Имеет положительную мотивацию в плане выполнения физических упражнений и закаливания.
1 балл – Ориентируется в собственном теле. Путает лево/право. Показывает некоторые части и органы тела. Имеет приблизительное представление об органах осязания, обоняния, слуха. Гигиенический навык ухода «за собой» в стадии формирования. Выполняет физические упражнения и мероприятия по закаливанию в учреждении только по необходимости и образцу взрослого.
Раздел «Человек и его защита»
Ф.И. ребенка/ показатели | Представление о здоровом образе жизни. | Знание некоторых видов спорта. | Представления о душевной и физической боли. | Представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний. | Назначение лекарства, польза и вред для человека. |
1. | |||||
2. |
3 балла – Имеет общие представления о здоровье, болезнях, микробах, инфекционных заболеваниях, способах их распространения. Знает правила сохранения здоровья. Умеет заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих. Различает эмоциональное состояние (по мимике, жестам, поведению) окружающих детей, сопереживает, принимает участие, заботится. Знает названия некоторых видов спорта. Понимает для чего нужны врачи и лекарства. Осознает опасность самостоятельного приема лекарственных средств.
2 балла – Имеет определенный запас сведений о правилах сохранения здоровья, о болезнях и микробах. Является эмоционально отзывчивым ребенком, сопереживает окружающим. Имеет общие представления о здоровом образе жизни. Знает некоторые виды и формы физической активности. Понимает для чего нужны врачи и лекарства.
1 балл – Имеет интуитивные представления в вопросах здорового образа жизни. Правила сохранения здоровья не называет, но показывает с опорой на наглядный материал. Не может заботиться о своем здоровье, но выполняет все предложенные действия для этого. Эмоционально спокоен по отношению к другим окружающим детям. Не называет виды спорта, заменяет их действиями. Не имеет представления о цели применения лекарственных средств.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Взаимодействие с родителями
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. ДОУ может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях (мероприятиях). Родители (законные представители) могут привнести в жизнь Организации свои особые умения, организовать экскурсию, сопровождать группу детей во время экскурсий и т.п. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет детско-взрослая проектная деятельность.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование и тестирование родителей
- Беседы и консультации
- Родительские собрания
- Проведение различных мероприятий (праздников, досугов) с участием родителей
- Оформление наглядного материала
- Проектная деятельность, семейные проекты
- Просмотр родителями детской деятельности (занятий, игр, досугов)
- Приобщение родителей к совместной деятельности, к сотворчеству с ребенком
- Организация предметно-развивающей среды
- Тематические выставки
- Размещение информации в социальных группах сети «Интернет»
3.2. Материально-технические условия реализации Программы.
Образовательная деятельность в зависимости от темы и программных задач проводится:
- в кабинете для дополнительных занятий, оборудованного интерактивной доской;
- в группе, оборудованной уголком по валеологии, уголком сюжетно-ролевых игр;
- на прогулке;
- физкультурном зале;
- музыкальном зале.
3.3. Методическое обеспечение Программы
- Схема, как правильно чистить зубы.
-Таблица, как правильно мыть руки.
- Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась».
- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Магазин».
- «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.
- Массажные дорожки, массажные шарики, массажные перчатки, Су-Джок, предметы для дыхательной гимнастики.
- Спортивный инвентарь.
3.4. Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации образовательного процесса:
1.Агаджанова С.Н. «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» Информационно-деловое оснащение ДОУ / М.2010г.
2.Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.
3.АганджановойС.Н.Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. // Под ред. В.И.Орла и. СПб., Детство-пресс, 2006
4.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.
5.Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? СПб., Детство-пресс, 2010
6. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010
7.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
8.Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2007
9.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.
10.Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита. Расти здоровым» /С-П.1997г
11.Иванова А. И. Программа развития « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»
12.Иванова Т.В. Пособие «Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя группа» /К.2009г
13.Истомина И.В. «Расти здоровым»; В.Я. Хозяинова/К.1989г.
14.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986
15.М.Ю. Картушина Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» / М.2009г.
16.Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
17. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009
18.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006
19.Г.Остер «Петька-микроб»; «Вредные советы» /М.1999г.
20.Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.М.2008 г.
21.Пензулаева Л.И. «Растем здоровыми и крепкими»
22. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»
Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный
Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...