Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Елена Владимировна Фролова

      Дополнительная общеразвивающая программа

«Запоминай-ка!»

Мнемотехника

Направленность программы: Социально -педагогическая

Уровень программы: Вводный

 
  

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

4 с.

 

Адресат программы

7 с.

2.

Годовой календарный учебный график

8 с.

3.

Учебный план

(старшая группа)

9 с.

4.

Учебный план

(подготовительная к школе группа)

10 с.

5.

Учебно – тематическое планирование

(старшая группа)

11 с.

6.

Учебно – тематическое планирование

(подготовительная группа)

12 с.

7.

Обеспеченность материально-техническими и

информационно- техническими ресурсами

14 с.

 

Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями

15 с.

8.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

16 с.

10

Методическое обеспечение реализации программы

19 с.

11

Приложение

20 с.

 

Информационная карта.

 

 

1. Название детского объединения (название программы) – Запоминай-ка.

2. Тип - дополнительная образовательная программа.

3. Вид–модифицированная.

4. Направленность программы: Социально-педагогическая

5. Основной вид деятельности: (чем занимаются дети на занятиях)- учить детей методам и приёмам запоминания информации с помощью мнемотехники,  её осознанному применению, формировать ассоциативное мышление, развивать зрительную, тактильную и слуховую память и внимание.

6. Уровень программы: вводный

7. Возраст детей от 5 до 7 лет

8. Продолжительность программы обучения: 38 недель

9. Один час в неделю (в академических часах)-1 занятие в неделю

10. Описание детского объединения (краткое описание программы, 1-2 предложения): Формирование у детей навыков запоминания любой информации. Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

11. Адрес проведения занятий (ул. М_______ шоссе, ___________ группа № 8)

12. Учебный период  с 01 сентября по 31 мая

13. Ф.И.О. педагога: Фролова Елена Владимировна

14. Список детей из базы АИС:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №______»

г. Москва, 121354, ________ шоссе,                                                      Тел. (495) 448-__-__

дом __, корп.___                                                                                      E-mail:_______.mos.ru

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №____

_____________________

 ___________2022 г.

«Утверждено»

Педагогическим  советом

Протокол № 1

от  __.08. 2022 г.

«Согласовано»

Заведующий отделением ДО_____/__________

________2022 г.

      Дополнительная общеразвивающая программа

«Запоминай-ка!»

Мнемотехника

Направленность программы: Социально -педагогическая 

Уровень программы: Вводный

Срок реализации программы: 2 года.

Возраст детей 5-7 лет

Авторы программы:  Большова Т.В.,

Полянская Т.Б.,

воспитатель Бельская С. И., Юдина Е.В.

педагог реализующий программу

Фролова Елена Владимировна

Москва

2022 год

Информационная карта.

1. Название детского объединения (название программы) – Запоминай-ка.

2. Тип - дополнительная образовательная программа.

3. Вид–модифицированная.

4. Направленность программы: Социально-педагогическая

5. Основной вид деятельности: (чем занимаются дети на занятиях)- учить детей методам и приёмам запоминания информации с помощью мнемотехники,  её осознанному применению, формировать ассоциативное мышление, развивать зрительную, тактильную и слуховую память и внимание.

6. Уровень программы: вводный

7. Возраст детей от 5 до 7 лет

8. Продолжительность программы обучения: 38 недель

9. Один час в неделю (в академических часах)-1 занятие в неделю

10. Описание детского объединения (краткое описание программы, 1-2 предложения): Формирование у детей навыков запоминания любой информации. Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

11. Адрес проведения занятий (ул. М_______ шоссе, ___________ группа № 8)

12. Учебный период  с 01 сентября по 31 мая

13. Ф.И.О. педагога: Фролова Елена Владимировна

14. Список детей из базы АИС:

Содержание

1.

Пояснительная записка

4 с.

Адресат программы

7 с.

2.

Годовой календарный учебный график

8 с.

3.

Учебный план

(старшая группа)

9 с.

4.

Учебный план

(подготовительная к школе группа)

10 с.

5.

Учебно – тематическое планирование

(старшая группа)

11 с.

6.

Учебно – тематическое планирование

(подготовительная группа)

12 с.

7.

Обеспеченность материально-техническими и

информационно- техническими ресурсами

14 с.

Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями

15 с.

8.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

16 с.

10

Методическое обеспечение реализации программы

19 с.

11

Приложение

20 с.

  1. Пояснительная записка.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

 он будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он усвоит на лету».

                                   Направленность программы

          В связи с большим объёмом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию  – это способность к наглядному моделированию.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и информации. Большое место занимает использование мнемотехники в развитие речи, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания дошкольном возрасте.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Уровень программы: вводный.

                                        Преимущество мнемотехники  

      Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

                                               Актуальность программы

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблиц для детей на стихотворения различной тематики«Зима»«Весна»«Перелётные птицы»«Зимующие птицы»«Насекомые»«Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит«Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

                              Отличительные особенности программы

   

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в её основу заложены основные принципы и подходы: 

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребёнка;

- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;

- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);

-данная программа составлена на основе программы дополнительного образования С.И. Бельской «Запоминайка» и  Е.В. Юдиной «Разноцветные слова», чей опыт был обобщён и использован. методическое пособие Большевой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 5 лет»

                                             Цель программы

Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Сформировать у детей навыки  запоминания любой информации.

                                                Задачи программы

Образовательные:

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- создание исходной базы для развития памяти;

- овладение речью как средством общения и культуры.

Воспитательные: 

- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;

- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;

Развивающие:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие воображения и творческой активности;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

                           

                      Адресат программы

Программа рассчитана на 2 года, составлена для детей в возрасте 5 –7 лет.

Данная программа разработана для детей старшей и подготовительной к школе группы. Уровень программы- вводный.

Форма организации учебного процесса- оптимальное количество детей в группе/ подгруппе – 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Время проведения занятия соответствует нормам СанПиН, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой:

- старшая группа – 25 минут,

- подготовительная к школе группа – 30 минут.

 Количество занятий в год –39  занятий (включая диагностику в сентябре и мае, творческие недели, недели на повторение)

     Режим занятий, их продолжительность и периодичность

Год

обучения

Количество

детей в группе

Количество занятий в течение учебного года

Количество

занятий в неделю

Длительность одного занятия

2022-2023

10-15

38

1

20-25 мин.

2023-2024

10-15

38

1

25-30 мин.

Расписание занятий на 2022-2024 уч. год

Среда - Четверг

16.00 – 16.25 – Занятие (старшая  группа №8)         

16.00 – 16.30  – Занятие (подготовительная  группа №8)

                         

                            Организация учебного процесса

  • 1 этап- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  • 3 этап- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В старшей группе в начале года с помощью воспитателя, далее самостоятельно.

                                   Планируемые результаты освоения программы

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

  1. Годовой календарный учебный график

             на 2022-2023 учебный год

Содержание

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество возрастных групп

1

1

Начало учебного года

01.09.2022 г.

01.09.2023 г.

Окончание учебного года

31.05.2023 г.

31.05.2024 г.

Продолжительность учебного года всего, в том числе:

38 недель

01.09.2022– 31.05.2023 г.

38 недель

01.09.2023– 31.05.2024 г.

1 полугодие

17 недель

17 недель

2 полугодие

21 неделя

21 неделя

Продолжительность недели

5 дней

5 дней

Продолжительность НОД

25 минут

30 минут

Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)

25 минут

30 минут

Сроки мониторинга

с 05.09.2022  по 16.09.2022;

с 15.05.2023 по  22.05.2023

с 04.09.2023  по 15.09.2023;

с 15.05.2024 по  22.05.2024

Содержание программы

1 год реализации программы

Блок «От сказки к сказке»

Старшая  группа

Технология использования мнемотаблиц

Задачи

- Введение элементов схем, символов (обозначение цвета, формы, величины, действия)

- Знакомство с мнемоквадратами,.

- Знакомство с мнемодорожкой

- Использование элементов опорных схем, символов в различных видах деятельности, т.к. у ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

- Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

- Введение отрицаний (не большой, не круглый, не съедобный и т.д.)- конец 2-й половины года

-Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

-Введение метода ассоциативных цепочек

- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.

 - Познакомить с некоторыми графическими обозначениями животных и природных явлений.


- Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

- Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. Развивать память, внимательность.

- Продолжать  знакомить детей с характерными особенностями времён года и животными и рассказывать о них с помощью воспитателя опираясь на условные обозначения на мнемодорожке или коллаж.

- Обучать приемам концентрации внимания.

-  Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки по мнемотаблице и коллажу.

- Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей.

- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.

-  Развивать умение связно и последовательно пересказывать сказки и рассказы с помощью метода опор.

-
 Развивать умение связно и последовательно пересказывать сказки и рассказы с помощью воспитателя.

-  Развивать мелкую моторику руки.

 2  год реализации программы

Блок «Мнемотехника»

Подготовительная  группа

Технология использования мнемотаблиц

Задачи

-- Введение отрицаний (не большой, не круглый, не съедобный и т.д.)

-Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

-Введение метода ассоциативных цепочек

- Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Введение метода "Крокирования" –(от французского) - чертёж, схема, набросок. Приём зарисовки и запоминания слов и стихов

-Осуществление  перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

- После перекодирования пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

- Закрепление навыка запоминания информации методом "крокирования".

- Введение метода трансформации (превращения)

и метода Цицерона (для запоминания большого объёма информации)

-  Учить выделять у предметов различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, назначение).

- Учить создавать образы на основе схематического изображения. Тренировать детей в быстрой зарисовке слов.

-  Формировать у детей навыки запоминания любой информации методом «крокирования» (чертёж, схема, набросок), «ассоциативных цепочек» (метод чепухи), трансформации, методом Цицерона.

- Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа.

- Развивать мелкую мускулатуру и моторику руки.

- Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную память. Тренировать долговременную память детей.

-Развивать умение связно и последовательно пересказывать текст с помощью опор.

- Развивать умение находить выход из проблемной ситуации..

Учебно – тематическое планирование

       В основу блока «От сказки к сказке» программы легло методическое пособие Большевой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 5 лет».  Каждая сказка рассматривается 2-4 недели. В тематические рамки сказки включено несколько занятий. Каждое занятие, в свою очередь, содержит несколько игровых заданий и заданий на развитие мелкой моторики руки. А так же в тематические рамки включено несколько занятий с преобразование абстрактных символов в образы и обратно. Занятие включает в себя несколько этапов:

-рассматривание мнемодорожек;

-перекодирование информации;

-пересказ с опорой на символы;

-графическая зарисовка мнемотаблицы.

                         1 год реализации программы – старшая группа

                                           Блок «От сказки к сказке» 

№ раздела

Период / месяц

Название раздела/ темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

1 неделя сентября

(07.09.22)

Мониторинг

1

0

1

Заполнение таблицы

2

2 неделя сентября

(14.09)

Вводное занятие. Знакомство. Мониторинг

1

0,5

0,5

3

3-4 неделя сентября (21.09, 28.09)

1 неделя октября

(05.10)

Сказка «Теремок», «Репка», «Колобок»

        

«Лиса и кувшин»

3

1

2

4

2-4 неделя октября,

(12.10, 19.10, 26.10) 

Фрукты, овощи — описательный рассказ

«Петушок и бобовое зернышко».

1

2

2

1

5

1-4 неделю ноября

(02.11,

09.11,

16.11,

23.11)

«Гуси - лебеди»

 «Пузырь, соломинка и лапоть»// «Крылатый, мохнатый да масленый»

Моя любимая игрушка — описательный рассказ по таблице

1

1

2

2

2

6

5 неделю ноября

(30.11- на выбор)

1-3 неделя декабря

(7.12, 14.12, 21.12)

4 неделя декабря

(28.12.)

«Маша и медведь» // «Как лисичка обидела бычка»

«По щучьему велению»// «Купание медвежат»

«Серебряное копытце»

Повторение

 «Запоминай-ка».

1

1

2

1

2

3

7

1-2 неделя января

(11.01)

3-4 неделя января

18.01,.25.01)

Повторение

«Заяц - хваста»//

«Айога.»

2

2

2

2

8

1-4 неделя февраля

(01.02, 08.02, 15.02, 22.02)

«У солнышка в гостях»

«Снегурочка»//

«Стихи о защитниках Родины»- заучивание//

«Стихи о маме»-заучивание

4

2

2

9

1-2 неделя марта

(01.03, 09.03)

3-4 недели марта

(15.03, 22.03)

«Заюшкина избушка»

«Мужик и медведь».

4

2

2

10

5 неделя марта

(29.03)

1-3 неделя апреля

(05.04, 12.04, 19.04)

4 неделя апреля

(26.04)

«Смоляной бычок»  

«У страха глаза велики»

«Стихи о весне- «Капель»

Повторение

1

2

1

1

3

2

11

1-3 неделя мая

(03.05)

(10.05, 17.05)

Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Весенние ручейки»

«Коза - дереза». Повторение.

1

2

1

1

12

4 неделя мая

(24.05)

Итоговое занятие «Новичок на прогулке».

Мониторинг

1

0

1

Заполнение таблицы

13

5 неделя мая

(31.05)

Мониторинг

1

0

1

Заполнение таблицы

Итого часов:

39

        В первой половине года: в основу блока «Мнемотехника» легли методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». В тематические рамки включено несколько занятий. Занятие включает в себя несколько этапов:

-рассматривание мнемотаблиц;

-перекодирование информации;

-пересказ с опорой на символы;

-графическая зарисовка мнемотаблицы.

Во второй половине года: В основу блока «Мнемотехника» легли методические рекомендации Т.А. Ткаченко  «Использование схем в составлении описательных рассказов». В рамки тематических недель включено несколько занятий. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на знакомство с литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).

        2 год реализации программы – подготовительная  группа

                                                       Блок «Мнемотехника»

№ раздела

Период / месяц

Название раздела/ темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

1 неделя сентября

Мониторинг

1

0

1

Заполнение таблицы

2

2 неделя сентября

Вводное занятие. Повторение. Мониторинг

1

0,5

0,5

3

3 неделя сентября

Расскажи о себе

1

0,5

0,5

4 неделя сентября, 1-2 неделя октября

3-4 неделя октября

«Лес  точно терем расписной»

Заучивание стихов об осени.

Фрукты, овощи — описательный рассказ

5

3

2

1неделя ноября

Играем в художника (зарисовки на фразы)

1

0,5

0,5

2 неделя ноября,

3-4 неделя ноября

 «Пословицы и поговорки русского языка»

Домашние животные

3

2

2

5 неделя ноября,

Мои любимые игрушки

1

0

1

1-2 неделя декабря,

Зарисовки к стихотворению о зиме

2

1

1

3-4 неделя декабря,

Дикие животные

Повторение

2

1

1

2-5 неделя января

Повторение

Фольклор

«Спряталась загадка»

4

2

2

1 неделя февраля, 2-4 неделя февраля

По дорогам сказок

«Ребусы, ребусы, ох уж эти ребусы»

4

2

2

1 неделя марта,

2неделя марта

3-4 неделя марта  

 «Мамин праздник»

 «Скоро в школу» - заучивание стихов о школе.

4

2

2

1 неделя апреля,

2-3 неделя апреля

4 неделя апреля

Отгадывание загадок

Времена года. Повторение.

«Скоро лето»

4

2

2

1-2 неделя мая,

 3 неделя мая

По закодированным дорогам

Итоговое занятие Мониторинг.

3

1

2

4 неделя мая

Мониторинг.

1

0

1

5 неделя

Повторение.

1

0

1

Итого часов:

38

Обеспеченность материально-техническими и

информационно- техническими ресурсами.

  1. Столы , стулья для занятий;
  2. Картотека мнемотаблиц; коллажи к сказкам
  3. Набор букв на магнитах, магнитная доска
  4. Альбомы и карандаши
  5. Сборники сказок
  6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
  7. Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
  8. Магнитофон, диски с аудиозаписями
  9. Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен;
  10.  «Алгоритм» описания игрушки.
  11. «Лото» (для маленьких) по изучаемым темам.
  12. Книжки-игрушки издательств «ОЛМА-ПРЕСС» и «Белфакс» (сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята»).
  13.  «Играйка 3» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012) для уточнения математического словаря.
  14. Альбом «Круглый год» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
  15. Альбом «Мир природы. Животные» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012).
  16. Альбом «Наш детский сад» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012)
  17. Деревянная доска и цветные мелки.
  18. Мольберт.
  19. Различные виды театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный).
  20. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята»
  21. Информационные стенды и папки-передвижки  с информацией для родителей.

Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.

1. Пособие Н. В. Нищевой «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возрас- та. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок».

2. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3.  Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

4. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64

5. О.А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» С-П «Паритет», 2007 г.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Периодичность мониторинга 2 раза в год: в сентябре и мае.  Для мониторинга используется «Модифицированная диагностика по методу Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.»

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Путешествие в страну «Запоминай-ка!».

3 неделя декабря

2.

Пересказ сказки «Новичок на прогулке», используя мнемотаблицу.

3 неделя мая

По окончании реализации программы воспитанник должен:

- активно вступать в контакт с собеседником

-  хорошо владеть повседневным речевым этикетом, употреблять различные его формы в  зависимости от ситуации.

- воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,

- сохранять её в памяти и воспроизводить,

- правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя,

- самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы,

- прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ,

 -расшифровывать и самостоятельно составлять  ребусы без помощи взрослого.

Уровни усвоения программы.

Блок «От сказки к сказке»

Старшая группа.

Низкий уровень.

 Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

Средний уровень.

 Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Высокий уровень.

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу.  Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Блок «Мнемотехника»

Подготовительная к школе группа.

Низкий уровень.

Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса.  Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.

Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.

 Средний уровень.

Не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ.  Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого.  Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.

 Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведениям, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.

Высокий уровень.

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице.  Составляет последовательный пересказ сказки.  Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ.  Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.). Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет до 20 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.

 Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.

        

Список литературы:

1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.

3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

8. Новицкая О.Н.  «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» С-П «Паритет», 2007

9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

10. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей  направленности «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.)

11. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64

12. Пособие Н. В. Нищевой «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возрас- та. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок».

13.  Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

14. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

15. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

16. Шорыгина,Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

Приложение

Методическое обеспечение 

на 2022-2023 уч. год.

Потешки, стихи, загадки.

             *******

Листопад! Листопад!

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная,

Самая нарядная!

Что за грохот?

Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром -
Вот откуда стук и гром!

        ******

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
 

                                  ******

-Хрустальная звезда

Из узорчатого льда

В воздухе летает, А в тепле растает.

-Сто одёжек, а все без застёжек.

- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает.

-Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица.

-Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся.

-Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.  

-На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.

 -Стукнешь о стенку – А я отскочу. Бросишь на землю – А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать не хочу 

                      *****

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зубок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

        *****

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках — снежок!

                       *****

Тихо падает снежок,

То зима пришла, дружок!

Мы играем, весилимся,

И мороза не боимся!

        *****

Загрустила птица в клетке, -

Разучилась песни петь.

Ей бы с веточки на ветку.

К небу синему взлететь!

Запирают птиц в неволе,

Заставляя песни петь.

Птицам хочется на волю,

В небо синее взлететь.

                 

                  *****

Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.

        *****

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

                  *****

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Список используемой литературы

Литература, используемая педагогом

для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

4. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Солнышко" социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет

Программа "Солнышко" социально-педагогической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Речевичок» (далее - Программа)социально- педагогической направленности для детей

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложн...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-гуманитарной направленности "Словолодочки"

Иновационная деятельность. Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-гуманитарной направленности "Словолодочки"...