Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
презентация по логопедии на тему

Корнева Светлана Александровна

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. Независимо от подходов к проблеме и различных тракто­вок вершиной слога признается гласный как слогообразую­щий элемент, согласный считается периферическим элемен­том, выступающим при этом инициатором слога.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы: произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи, грамоты.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок  для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования

Городской округ Симферополь Республики Крым

Формирование слоговой структуры слова у детей
с общим недоразвитием речи

Выполнила:

учитель-логопед

высшей категории

Корнева С.А

Симферополь 2018

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Вступление

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признается гласный как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступающим при этом инициатором слога.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы: произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи, грамоты.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок  для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» к 3–м годам слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Поэтому необходимо долгий процесс формирования слоговой структуры слова сделать целенаправленным и сознательным процессом обучения.

Причины нарушения слоговой структуры слов

А.К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. А.К. Маркова констатирует, что у детей-алаликов неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков, причем, при непостоянстве замен и искажений, отличается стойкостью.

С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). Но с другой — существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (на это указывали Р.Е. Левина, А.К. Маркова и др.). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

Последние исследования подтверждают связь нарушений слоговой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, С.Е. Большакова).

Типы нарушений слоговой структуры слов

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата, проводится оно по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова.

А.К. Маркова и Четверушкина Н.С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  • элизия - сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
  • опускание слогообразующей гласной  - “пинино” = “пианино”
  • итерации - увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
  • перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
  • вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”
  1. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”
  2. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение, инертное застревание на одном слоге в слове) “били…били…билитекарь”=“библиотекарь”
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) “нананасы”=“ананасы, “вевесипед” = велосипед
  4. Контаминации (смешение слов) “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке (п.2) или добавлении слогов (п.1.3) свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов (п.1.1), сокращение стечений согласных (п.3.1), уподобление слогов друг другу (п.4) указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Нарушение воспроизведения стечений согласных звуков (п.3) - дефект, который Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Б. Есечко и О.Н. Усанова выделяют как самый распространенный при произношении слов различной слоговой структуры.

Современные подходы к формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно освещен в учебно-методической литературе. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не  смотря на их актуальность.

Учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

Методики по формированию слоговой структуры слова

В настоящее время существует несколько методик по формированию слоговой структуры слова.

  • Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
  • Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
  • Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для  детей  5-7 лет.
  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
  • Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
  • Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова:  логопедические задания.
  • Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

Ткаченко Т.А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Основные тезисы данной методики.

  1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.
  2.  Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, автор предлагает отвести этой патологии особое место в процессе коррекции речи.
  3. Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению которого автор предлагает отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений.
  4.  Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения.
  5.  Одно из важных условий проведения коррекционной работы — формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции  (зрительные и жестовые символы звуков).

Авторский подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова. Следующая особенность авторской концепции — значительное повышение лексической планки в ходе коррекции нарушений слогового состава слова. Нередко педагоги стараются ограничить  лексику обиходно-бытовыми рамками и исключить редко употребляемые слова. Автор призывает коллег активнее использовать подобные слова для коррекции нарушений слоговой структуры. В применении символов — еще одно отличие этой методики от  ранее опубликованных. 

Зрительные символы гласных и согласных звуков
и жестовые символы согласных звуков.

Первая публикация  по данной теме была посвящена формированию у детей навыков звукового анализа с помощью символов гласных звуков. Впоследствии дополнительно к гласным были разработаны символы согласных звуков.

Подробное описание в книге Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте». — М.: Гном и Д, 2000.

Весь период обучения делится на четыре этапа:

1.   подготовительный этап (создание фонетико – фонематической базы);

2. этап формирования слоговой структуры слова (состоит из 3-х ступеней);

3. этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками);

4. заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

  1. Подготовительный этап.

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико - фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)

Фонематическая база – способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.), слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА - ТО - ТУ, МЫ - МА - МО);

слоговых сочетаний  с общим гласным и разными согласными звуками (ПА -КА - ТА,  ДО - ГО - БО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА - ТА, ВА - ФА);

слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА - ТЯ,  ПА - ПЯ); слов, близких по звуковому составу (ТАК - ТОК - ТУК).                

Подробное описание упражнений на этом этапе работы в альбоме дошкольника Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия» - М.: Гном и Д, 2001.

2.Этап формирования слоговой структуры слова.

 На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребёнку даются слова, содержащие только правильно произносимые звуки. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава, слово произносится медленно, раздельно по слогам,  при одновременном отхлопывании его слогового контура. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков.

3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

Это этап отраженного  проговаривания и заучивания: рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками. На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р,  Р'). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение.

4. Заключительный этап.

На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи:

  • составление рассказов по опорным словам,
  • описание предметов,
  • придумывание конца или начала к рассказу педагога,
  • сравнение объектов,
  • диалог на заданную тему,
  • рассказывание по воображению,
  • придумывание сказок по набору игрушек и т. п.

        Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для  детей  5-7 лет.

Методические рекомендации к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа).

  • Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова  целесообразно в начале 2-го периода обучения.

Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “Й”.  На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного «Л’» и работа по дифференциации этих звуков.

  • Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
  •  Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.
  •  Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.
  • Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простые и изученные слоговые структуры.
  • Характерной особенностью коррекционной работы будет являться   многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Для реализации задачи по устранению нарушений слоговой структуры слова требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Попытку подобрать и систематизировать такой практический материал делает автор данного пособия.

В основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

   1.Двухсложные слова из открытых слогов (мама, дети). 

   2.Трехсложные слова из открытых слогов (малина, охота).

   3.Односложные слова (дом, мак).         

   4.Двухсложные слова с закрытым слогом (банан, лимон).      

   5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква,   кофта).              

   6.Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).               

   7.Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, котенок).          

   8.Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).          

   9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (парусник, воротник).              

  10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, игрушка).             

  11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова (стол, волк).          

  12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (клетка, сказка).               

  13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (хлопушка).

  14. Многосложные слова из открытых слогов (черепаха, гусеница).

Примеры упражнений и игр 4-ого типа слоговой структуры (двусложные слова с закрытым слогом)

4.3. Упражнение  «НАЗОВИ ЛАСКОВО». 

    Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

а) с суффиксом  «ИК».                                              б) с суффиксом «ОК».

   Логопед:                Ребенок:                                      Логопед:                Ребенок:  

    Кот –                         котик                                         дым –                      дымок

    Ноль -                       нолик                                         мед –                       медок

4.6. Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?».

Ход игрового упражнения.

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя  названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

   Логопед:                     Ребенок:

Ползает (кто?)            удав, паук.

Летает  (кто?)             филин, лебедь, удод.

Ходит (кто?)               олень, кабан, хомяк, енот, пудель.

Плавает (кто?)            окунь, тюлень. 

4.8. Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?» 

  Ход игрового упражнения.

       Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: « Покажи и скажи, что ты будешь делать?».

Логопед:                      Ребенок:

Я копаю.                   Я буду копать.

Я пилю.                 Я буду пилить.

Я топаю.                Я буду топать

 4.10. Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»

  Ход игрового упражнения.

           Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.

Логопед:                                                      Ребенок:

У мамы букет. Это чей букет?           - Это мамин букет.

У папы пудель. Это чей пудель?         - Это папин пудель.

У Вовы кубик. Это чей кубик?                  - Это Вовин кубик. 

Выводы:

  • Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно,  по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
  • Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей.
  • Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей, она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.

Направление работы: Определение  наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на : •    Слух; •    Угадывание нормативного...

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Семинар – практикум ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Семинар – ...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В данной статье обзор логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недорозвитием речи....

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...

Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи

Игры и задания для формироания слоговой структуры слова у дошкольников...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей

Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...