Научная публикация " Важная роль слова у детей с общим недоразвитием речи"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мельникова Надежда Анатольевна

В этой статье вы прочитаете о том, как важно в наше время помогать детям, у которых общее недоразвитие речи, и какой большое значение имеет для них "слово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_publikatsiya.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Важная роль слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

В слове отражается название окружающих предметов, их свойства и качества, действия с предметами. Поэтому ознакомление детей с предметным миром  может способствовать развитию словаря прилагательных.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И.Яшиной и др.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?».

Автор Мельникова Надежда Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)

Методическая разработка с электронной поддержкой  в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВОЕ ДВИЖЕНИЕ К СЛОВУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развит...