АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
материал
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_o_zdorove_sbereg._tehnologiy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 им. Л.Г. Венедиктовой структурное подразделение д/с №1 г. Маркса Саратовской области
__________________________________________________
индекс 413092 Саратовская область г.Маркс Проспект Строителей -22Б т. 8(84667) -5-74-08 е-mail mdetskiysad1@ mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
музыкальным руководителем Глушак Е.В.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включаю профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания, развитие и коррекция психоэмоциональной сферы.
В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Ее физиологический фактор способен изменить различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую.
В своей практике, в непосредственной образовательной деятельности использую здоровьесберегающие технологии:
- валеологические песенки
- дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)
- психогимнастика (по Давыдовой М.А.)
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- самомассаж
- музыкотерапия
Для профилактики заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях уделяю внимание формированию физиологически правильного дыхания. Для этого я использую в занятиях дыхательную гимнастику по А.Н.Стрельниковой которая укрепляет дыхательную мускулатуру и улучшает самочувствие ребёнка.
Также постоянно включаю в занятия музыкальные аутотренинги (психогимнастика). Как показали мои собственные наблюдения, у детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта), а также со временем пропадают неуверенность, различные страхи и боязни.
Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. Например, чересчур перевозбужденный малыш, благодаря правильно воспринятой мелодии, может успокоиться, а чересчур нерешительный, также может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время проведения того или
иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный.
На занятиях использую психогимнастику разработанную М.А. Давыдовой.
Также постоянно использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Составила картотеку пальчиковых игр.
Таким образом, применение мной здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие технологии,
используемые музыкальным руководителем Глушак Е.В.
в образовательном процессе
Технология | Краткое описание | Использование во время занятий | Результат |
| Упражнение «Дикая кошка» (глубокий вдох, выдох на звук «Ш» | Перед исполнением песенного репертуара, по мере утомляемости детей. | Свободное звукоизвлечение, отсутствие фарсированного пения, исключение болезненных ощущений в горле во время пения. |
| Распевки определённой протяжённости «Лесенка», «Горошина», «Василёк» и.т.д. | В начале занят перед исполнением песенного репертуара. | Свободное звукоизвлечение, отсутствие фарсированного пения. |
| Упражнение «Динозаврики» ( На звук «У» тянем ушки вверх, На звук «И» рисуем животик, на грудной звук «А» показываем хвостик). | В середине занятия по мере утомляемости детей. | Поднятие эмоционального фона, психологическое раскрепощение. |
| Глаза закрыты, спокойный вдох, выдох на звук «У» сомкнутыми губами. | После подвижной игры. | Расслабление мышечного напряжения. |
5.«Превращение» | Упражнение «Кошечка» (выгибание спины), «Весёлые часы» (чередование быстрых и медленных шагов под музыку с произношением «Тик-так») | В середине занятия. | Выработка гибкости, устойчивость координации движений. |
6.«Радость в движении" | Танцевальные этюды «Бабочка» (имитация взмахов крыльев), «Медведь» (имитация походки медведя) | В заключительной части занятия. | Развитие подвижности, ловкости. |
7.Пальчиковые игры | Упражнение «Алые цветки» (раскрывание ладошек на звук «А», Качание кистей рук на звук «Ш», Постукивание пальчиков на звук «С» | Используются в начале или середине занятия. | Нормализация эмоционального психического возбуждения, развитие мелкой моторики рук. |
8.«Весёлые жесты» | Изображение любимых животных, сказочных героев под музыкальное сопровождение. | Используется после разучивания песенного репертуара. | Регулирование мышечного тонуса. |
9.«Греем горлышко» | Губы плотно сомкнуты, резкий вдох, выдох на растягивание звука «Ха». | Используется в конце занятия. | Психологическое раскрепощение ребёнка. |
10.Логоритмика | Направлена на развитие речи детей. | Используется в середине или в конце занятия. | Рекомендуется для всех детей для развития фонематических представлений. |
11.Театральные игры | Игры: «Весёлый гном», «Кракодил» (чередование песенного и стихотворного репертуара) | Используется в конце занятия. | Психологическое раскрепощение ребёнка. |
12. «Музыка и сон» | Слушание спокойной музыки. Ровное дыхание. | Используется после подвижной игры. | Снятие напряжёния, психологическое раскрепощение. |
13. «Ловкий язычок» | Скороговорки: «На печи», «Оса», «Козлёнок». | Используется во время распевания. | Выработка чистой здоровой речи, тренировка памяти. |
14. Подвижные музыкальные игры | «Ловишки», «Баба Ёжка», «Гори-гори ясно» и.т.д. | Используется в конце занятия. | Рекомендуется для профилактики утомления и для создания положительных эмоций. |
15. Релаксация | Используется спокойная классическая музыка (П.И. Чайковский), (С.Рахманинов), звуки моря, прибоя, пение птиц. | Используется в конце занятия. | Рекомендуется для профилактики утомления и для создания положительных эмоций. |
Руководитель СП д/с №1
_______________О.М. Михеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик
В образовательном процессе мной используются следующие здоровьесберегательные технологии и методики:...
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий
Аналитическая справка...
Аналитический отчет по использованию в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Для эффективного педагогического управления процессами здоровьесбережения дошкольников необходима объективная оценка физического и...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре
Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик ...
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающая технология...
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий...