Оздоровительная работа в детском саду
материал (средняя группа)
Цель оздоровительной работы в детском саду «Радуга»:
Сформировать у детей дошкольного возраста навыки и привычку к
закаливанию своего организма, занятиям физической культурой и спортом,
здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_ozdorovitelnoy_raboty_v_detskom_sadu.docx | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оздоровительная работа в детском саду».
Цель оздоровительной работы в детском саду «Радуга»:
Сформировать у детей дошкольного возраста навыки и привычку к
закаливанию своего организма, занятиям физической культурой и спортом,
здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Обогащать двигательный опыт с учётом возрастных и индивидуальных
возможностей детей.
3. Помочь каждому ребёнку постепенно осознать и почувствовать значение
физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
4. Познакомить детей со строением своего тела и внутренними органами -
Человек - дитя природы, развивать у них эмоционально-положительное
отношение к своему телу.
5. Развивать творческую двигательную деятельность не только в спорте, но и
в жизни. Учить владеть своим телом в движении. Самостоятельно
чередовать нагрузку и расслабление.
6. Развивать чувство самостраховки. Учить детей сохранять правильную
осанку.
7. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни через
систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям
физической культурой.
8. Введение в режим двигательной активности детей дополнительных видов
и форм оздоровительной работы.
9. Разработка и внедрение нетрадиционных форм работы по физкультуре в
практику с использованием нестандартного оборудования.
3
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, это не
просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод
требовании к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота
о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Народная мудрость гласит
«Здоровье не купишь»
«Здоровье дороже богатства»
«Здоровью цены нет»
Актуальность проблемы
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — основа
формирования личности. Ю.Ф. Змановский определяет здоровье как
состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е.
неожиданно возникающим и необычным, болезненным патологическим
воздействиям.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит
созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,
развиваются его адаптационные возможности, повышается устойчивость к
внешним воздействиям, наблюдается интенсивное физическое развитие,
выраженное в динамике освоения различных видов движений, достижений в
крупной и мелкой моторике.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую
озабоченность. Современная ситуация, характеризующаяся социальными
потрясениями, падением уровня жизни, экологическим неблагополучием,
остро ставит проблему сохранения и укрепления здоровья.
Программа сохранения и укрепления здоровья включает оздоровительный
комплекс, обеспечивающий такой уровень здоровья, при котором возможно
успешное осуществление физической и умственной деятельности.
Методические рекомендации "Растим здорового ребёнка " - система
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду «Светлячок».
Специфика деятельности дошкольных учреждений заключается, прежде
всего, в направленности на охрану жизни и укрепление здоровья детей.
4
Физическое совершенство - что крепкое здоровье, закалённость, ловкость,
сила, выносливость. Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый
образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности,
рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных
привычек. В связи с этим, одной из актуальных задач физического
воспитания дошкольников является разработка и пользование таких методов
и средств, которые способствовали - бы функциональному
совершенствованию детского организма, повышению, его
работоспособности, сделали бы его стойким и выносливым, обладающим
высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней
среды. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Васильевой базовая в
нашем д/с не достаточно решает проблемы двигательной активности и
эффективного оздоровления детей. Нормативы физической подготовки не
учитывают уровень физического развития детей, запас их сил и состояния
здоровья.
Основные разделы методических рекомендаций
« Растим здорового ребёнка».
1. Система оздоровительной работы ( федеральный стандарт)
2. Система физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ.
3. Варианты физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ.
4. Схема взаимосвязи коллектива детского сада при проведении
оздоровительной работы.
5. Двигательная активность в условиях ДОУ.
6. Способы повышения двигательной активности в условиях
ДОУ.
7. Режим оздоровительной работы в ДОУ.
8. Профилактические работы с детьми.
19. Сотрудничество с семьей.
10. Приложение
1. Физическое совершенство - это крепкое здоровье, закаленность,
ловкость, сила, выносливость.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни,
основанный на достаточной двигательной активности, рациональном
питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек. В связи с
этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников
является разработка и использование таких методов и средств, которые
5
способствовали бы функциональному совершенствованию детского
организма, повышению его работоспособности, сделали бы его стойким и
выносливым, обладающим высокими защитными способностями к
неблагоприятным факторам внешней среды.
Программа сохранения и укрепления здоровья включает оздоровительный
комплекс, обеспечивающий такой уровень здоровья, при котором возможно
успешное осуществление физической и умственной деятельности.
Он состоит из следующих компонентов:
сохранение рационального устойчивого распорядка дня;
наличие ежедневной достаточной двигательной активности;
систематическое проведение различных типов физкультурных занятий;
обеспечение самостоятельных занятий по интересам детей;
рациональное питание;
проведение закаливающих процедур;
выработка психоэмоциональной устойчивости ребенка.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в строится в
следующих направлениях:
создание условий для физического развития и снижения
заболеваемости детей;
комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте
с медицинскими работниками;
повышение педагогического мастерства и деловой квалификации
воспитателей;
воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и
семьи.
2. Цель оздоровительной работы в детском саду «Светлячок»:
Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ на основе
здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Сформировать у детей дошкольного возраста навыки и привычку к
закаливанию своего организма, занятиям физической культурой и спортом .
- Помочь каждому ребёнку постепенно осознать и почувствовать значение
физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
- Познакомить детей со строением своего тела и внутренними органами.
Человек- дитя природы.
И развивать у них эмоционально-положительное отношение к своему телу.
6
- Развивать творческую двигательную деятельность не только в спорте, но и
в жизни.
Учить владеть своим телом в движении.
- Самостоятельно чередовать нагрузку и расслабление.
Развивать чувство самостраховки.
Учить детей сохранять правильную осанку.
- Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни через систему
знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической
культурой.
- Введение в режим двигательной активности детей дополнительных видов и
форм оздоровительной работы.
- Разработка и внедрение нетрадиционных форм работы по физкультуре в
практику с использованием нестандартного оборудования.
Методические рекомендации состоят из четырех блоков:
I -и блок «Создание условий для оздоровления и физического развития
детей»;
2-й «Система лечебно-профилактической работы»;
3-й «Организация рациональной двигательной деятельности в ДОУ»
4-й блок «Работа с педагогами и родителями по освоению и использованию
здоровьесберегающих технологий».
1-й блок
«Создание условий для оздоровления
и физического развития детей»
Основные разделы:
1 .Диагностика физического развития.
2.Организация двигательной среды в дошкольном учреждении.
3. Выполнение режима дня
3.Закаливание. Лечебно-профилактическая работа.
4.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
5.Совместная работа д/сада , семьи и других образовательных учреждений по
оздоровлению ребёнка.
6. Коррекционная работа с детьми.
7.Экология и здоровье.
7
Достижение благоприятных результатов обеспечивается реализацией
принципиальных положений
— интегрирование содержания занятий физической культурой с
повседневной самостоятельной двигательной активностью;
— максимальное приближение процесса физического воспитания к игровой
деятельности;
— доступность разных видов деятельности и форм организации
образовательного процесса восприятию, возможностям и степени
подготовленности детей;
— положительная эмоциональная окрашенность разных форм учебновоспитательной работы, способствующих развитию детей;
— использование комплексов физических упражнений, направленных на
профилактику нарушений ОДА, плоскостопия и других отклонений в
развитии.
Диагностика физического развития.
- В начале и в конце года составляются диагностические карты уровня
физического развития детей.
- Диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития
каждого ребёнка. Исходные данные определяются медсестрой,
воспитателями, руководителями д/сада.
- Учитываются антропометрические данные, определяется мажорная
плотность занятий по физкультуре.
- Планирование физкультурно-оздоровительной работы ведётся с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей здоровья детей.
- Старшая м/сестра составляет таблицу определение группы здоровья детей,
видов закаливания в зависимости от заболевания, диспансерного учёта и
развития каждого ребёнка.
Организация двигательной среды в дошкольном учреждении.
- Комплектование и размещение физкультурного оборудования для разных
форм и видов двигательной деятельности дошкольников
- В групповых комнатах оборудованы спортивные уголки, которые могут
быстро превращаться в мини-стадионы
- Дополнение традиционного оборудования нетрадиционным оборудованием
- Оборудование на участках "Дорожки здоровья "с целью повышения
активной двигательной активности детей
Оборудование спортивного зала
8
- Наличие спортивной площадки
- Наличие беговых дорожек на 30 м.
Выполнение режима дня.
Организации рационального режима дня ДОУ - это полное удовлетворение
потребности в движении; достаточной индивидуальной умственной
нагрузки; преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
Необходим достаточный по продолжительности дневной сон. Его
продолжительность определяется не только возрастными особенностями, но
и индивидуальной потребностью. В связи с этим в группах осуществляется
постепенное пробуждение детей. При организации дневного сна
обеспечивается приток свежего воздуха.
Питание:
Питание организуется с учетом «Норм питания в детском саду»,
технологических карт, и в соответствии с рекомендуемыми
Госсанэпиднадзором нормами и условиями хранения и реализации
продуктов. Меню составляется с учётом сезонных изменений: летне-осенний
и зимне-весенний периоды. Разработана меню блюд. Процесс приема пищи
организуется с учетом временных перерывов между завтраком, обедом,
полдником в пределах 4 ч. прививаются важные гигиенические навыки:
- мыть руки перед едой;
- после еды полоскать рот;
- пользоваться столовыми приборами;
- тщательно пережевывать пищу;
- Аккуратно есть;
- сохранять правильную осанку во время еды.
Прогулка:
Прогулка как обязательный элемент режима дня — надежное средство
укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет
на обмен веществ, способствует повышению аппетита, оказывает
закаливающий эффект. Прогулка — это элемент режима, дающий
возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных
физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
ННОД
9
При организации непосредственной непрерывно организованной
деятельности продолжительность определяется согласно возрасту, дается
время на отдых, физическую (физминутки, динамические паузы) активность
во время занятий и между ними, варьируется индивидуальная
интеллектуальная нагрузка, включаются задания разного уровня сложности.
Медицинский контроль:
Медицинский контроль за развитием детей — составная часть системы
оздоровительно-воспитательной работы с детьми.
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в ДОУ включает в
себя:
— динамическое наблюдение за состоянием здоровья, уровнем физического
развития и функционального состояния детей при углубленных медицинских
осмотрах;
— медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного
режима, методикой проведения и организацией физкультурных занятий,
контроль за системой закаливания;
— контроль за санитарно-гигиеническим состоянием места проведения
занятий, спортивного оборудования, одежды и обуви;
— санитарно-просветительскую работу по вопросам физического
воспитания, закаливания, здорового образа жизни, осуществляемую
медицинскими работниками, воспитателями, инструкторами по физкультуре.
2-ой блок
«Система лечебно-профилактической работы»
Лечебно-профилактическая работа в ДОО включает в себя:
— комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на раннее
выявление отклонений в состоянии физического и психического развития
ребенка;
— профилактические мероприятия;
— профосмотры детей (вновь поступивших, плановые, перед
профпрививками, узкими специалистами и др.);
— ведение индивидуальной карты ребенка;
10
— профилактика ОРВИ (витаминотерапия, фитотерапия), проведение
аэрофитотерапии, основанной на «феномене фитонцидов» — способности
растений выделять вещества, обладающие мощным бактерицидным
действием.
- использование фитонцидных свойств чеснока, лука в период повышенной
заболеваемости ОРЗ;
- полоскание зева после приема пищи кипяченой водой;
- дыхательная гимнастика;
- проведение точечного массажа по А.А. Уманской;
- смазывание носовых проходов оксолиновой мазью;
- витаминизация третьего блюда.
- закаливание организма.
Система оздоровительной работы согласно ФГОС ДО
Разделы и направления
работы
Формы работы
1.Использование
вариативных режимов
дня и пребывания
ребенка в ДОУ
- Скорректированный режим дня;
- щадящий режим дня;
- индивидуальный режим дня;
- Коррекция учебной нагрузки.
2.Психологическое
сопровождение развития.
- Психолого - медико-педагогическая поддержка
ребенка в адаптационный период;
- создание психологически комфортного климата в
ДОУ;
- создание у детей собственной побудительной
мотивации в различных видах деятельности;
- личностно-ориентированный стиль взаимодействия
педагогов и специалистов с детьми;
- изучение особенностей развития и социализации
детей;
- развитие эмоциональной сферы детей с целью
профилактики психоматеческих заболеваний;
- развитие саморегуляции и социальной
компетентности;
- коррекция нарушений адаптации в детском коллективе
и ситуативных эмоциональных расстройств;
- коррекция познавательной сферы;
11
- медико - психологические консультации для родителей
по преемственности воспитания детей и ухода за ними
3.Разнообразные виды
организации режима
двигательной активности
ребенка
1)Регламентированная
деятельность
- Утренняя гимнастика;
- физкультминутки, физкультпаузы;
- динамические переменки;
- гимнастика с элементами самомассажа; физкультурные
занятия в зале и на воздухе;
- физические упражнения после сна ( бодрящая
гимнастика);
- подгрупповые и индивидуальные занятия с
2)Частично
регламентированная
деятельность
3)Нерегламентированн
ая деятельность
варьированием физической нагрузки с учетом исходного
уровня здоровья и возможностей ребенка.
- Спортивные праздники;
- спортивные игры; спортивные досуги;
- хореография;
- спортивные упражнения на воздухе.
- Самостоятельная двигательная деятельность детей в
помещении и на прогулке.
4. Работа с детьми по
формированию основ
гигиенических знаний
и здорового образа
жизни
- Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и
поддержания здоровья;
- занятия на тему «Познай себя»;
- воспитание общих и индивидуальных гигиенических
навыков, интереса и любви к физической активности;
- словесно - наглядные, сюжетно - ролевые игры по развитию
представлений и навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасности жизнедеятельности;
- моделирование ситуаций по формированию основ
безопасности жизнедеятельности;
- формирование положительного образа своего тела
5. Оздоровительное и
лечебно -
профилактическое
сопровождение.
1)Профилактические
мероприятия
- Скорректированный режим дня;
- мероприятия, направленные на снятие адаптационного
синдрома;
- дыхательная гимнастика;
- массаж общий оздоровительный и по видам патологии;
- курсы общего ультрафиолетового облучения;
- витаминотерапия;
- подбор оптимальной слойности одежды при различных
температурах в группе, физкультурном и музыкальном залах,
на улице;
- режим проветривания и оптимизации вентиляции во время
дневного сна.
12
2) Диспансеризация
3)Общеукрепляющие
мероприятия
- специфическая и неспецифическая профилактика ОРВИ и
гриппа;
- Ежегодные профилактические осмотры детей
декретированных возрастных групп специалистами (ЛОР,
хирург, окулист, невропатолог) с последующим заключением
педиатра;
- полное лабораторное обследование детей, поступающих в
школу;
Закаливание естественным физическими факторами:
- физкультурные занятия и игры на свежем воздухе;
- режим сквозного и одностороннего проветривания в течении
дня;
- умывание рук до локтя водой в течении года.
- полоскание полости рта и глотки кипяченой водой
комнатной температуры, водно - солевым раствором, после
приема пищи;
- местные и общие воздушные ванны;
- световоздушные и солнечные ванны в весеннее -летний
сезон;
6. Организация питания - сбалансированное питание в соответствии с действующими
натуральными нормами;
- оздоровительное питание;
- индивидуальное питание в соответствии с соматической
патологией.
13
Система физкультурно-оздоровительной работы ДОУ
Цель: сохранение и укрепление здоровья ребёнка
Задачи:
Оздоровительные Образовательные
- Приучать детей
сознательно относиться
к собственному
здоровью;
- знакомить детей с
доступными способами
его укрепления;
- развивать
элементарное
представление о
строении и функциях
человеческого
организма.
Воспитательные
- Поиск эффективных
средств развития
двигательной сферы;
- обогащать двигательный
опыта за счёт усвоения
основных
переместительных
движений;
- развивать физические
качества ребёнка;
- развивать представления
о роли физических
упражнений в его
жизнедеятельности;
- развивать творческое
выполнение двигательных
действий: умение выделять
цель действия, выбирать
способы, сочетать,
доводить до результатов
Воспитывать:
- потребность интереса
к физическим
занятиям;
- гигиеническую
культуру;
- нравственные
качества личности;
- интеллектуальнопознавательное
развитие;
- развитие творческих
способностей.
14
Средства
Закаливание Игровая деятельность
Подвижные игры с правилами игры со спортивными элементами
Оздоровительные
прогулки (ежедневно).
Умывание, обливание
Полоскание рта и горла
(кипячённой водой)
Воздушные ванны
Ходьба босиком в
обычных условиях, по
ребристым дорожкам,
дорожкам здоровья.
Комплексы
оздоровительных
мероприятий на осеннезимний и летний период.
Сюжетные
Бессюжетные
С атрибутами,
игрушками
Игры
Забавы
Аттракционы
Волейбол
Баскетбол
Хоккей
Городки
Настольный
теннис
Бадминтон
15
Средства
Психогигиенические Эколого - природные Организованная
двигательная
деятельность
- Общий режим
жизнедеятельности,
питание.
- Гигиена одежды,
обуви, оборудования и
др.
- Психологический
комфорт
- Индивидуализация и
дифференциация
режимных процессов и
их воспитательная
направленность с
учётом здоровья
- Соблюдение санитарных
и гигиенических
требований
- Сквозное проветривание
(3-5 раз в отсутствие детей)
- Специальный подбор
комнатных растений,
поглощающих вредные
вещества, выделяющих
кислород и увлажняющих
воздух
- Поддержание
температуры воздуха (20-
220
)
- Использование
природного окружения
(прогулки, прогулки в парк)
- Утренняя
гимнастика(ежедневно)
- ННОД – 3 раза в неделю
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Физминутки
- Динамические паузы
- Спортивные секции
- Спортивные упражнения
- Ритмические,
танцевальные движения
- Оздоровительный бег
- Мини стадионы
16
Результат
положительное психо-эмоциональное состояние ребёнка
Совершенствование функциональных возможностей организма
Самостоятельная двигательная активность
17
Воспитание
здорового образа
жизни
Привитие стойких
культурногигиенических
навыков
Развитие
представление о
строении
собственного тела
Формирование
элементарных
представлений об
окружающей среде
Формирование
привычки в
ежедневных
физкультурных
упражнениях
Формирование
представлений о
том, что полезно, а
что вредно для
организма
Обучение ухода за
своим телом,
навыком оказания
первой помощи
18
Варианты физкультурно-оздоровительной работы в условиях МБДОУ
Д/с «Светлячок»
Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Гимнастика после сна
Сюжетная
Полоса
препятствий
Подвижные игры
танцевальноритмическая
Смешанного типа
Игровая
Традиционная
Круговая
тренировка
Учебнотренировочные
Походы
Тематические
Сюжетные
Игровые
Интегрированные
Контрольноучётные
Валеологические
(забота о своём
здоровье)
Игровые
Музыкальноритмическая
Оздоровительный
бег
Мини-спортивные
тренировки
Тренажёры
Самостоятельная
19
Схема взаимосвязи коллектива детского сада при проведении
оздоровительной работы
О
З
Д
О
Р
О
В
Л
Е
Н
И
Е
В
У
С
Л
О
В
И
Я
Х
Д
О
У
Организация,
контроль
мероприятий
Повышение
двигательной
активности
организация
витаминизированн
ого питания
Сбалансированное
питание
Обеспечение
психологического
и эмоционального
комфорта при
проведении
мероприятий
Оказание помощи
в проведении
мероприятий
Повышение
двигательной
активности
Тренировка
выносливости,
повышение
двигательной
активности
Создание условий,
контроль
Обеспечение
методической
помощи, контроль
Организация и
контроль за
питанием,
проведение
мероприятий
Проведение
мероприятий с
детьми
оказание помощи
воспитателям в
проведении
мероприятий,
соблюдение
санитарных
требований
Физрук Заведующи
й ДОУ
Старший
воспитатель
физрук
завхоз
повара
педагогпсихолог
муз.
работник
Родители
физрук
воспитатели
помощники
воспитателе
й
медсестра
20
3 – ий блок
«Организация рациональной двигательной
активности в ДОУ
Двигательная деятельность – главный источник и побудительная сила
охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и
интеллектуальных способностей ребёнка.
Формирование культуры двигательной активности служит основой
приобщения детей к здоровому образу жизни. Это содействует
всестороннему развитию всех органов и систем, и в первую очередь,
двигательного аппарата, улучшает выносливость организма ребёнка. через
движение он познаёт окружающий мир, развивается ориентировка в
пространстве, проявляются волевые усилия и яркие эмоциональные
впечатления.
Нормы двигательной активности детей в течении дня.
Работа в ДОУ организуется на принципах непрерывности (с утра до вечера),
в чередовании организационных форм с самостоятельной двигательной
активностью:
- Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо
обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день.
- Плотность двигательной активности составляет 2/3 общего пребывания
ребенка в ДОУ, из них 35% самостоятельной двигательной активности, 15% -
организованной.
Важно обеспечить плавный переход от одного вида деятельности к другому.
- Двигательная активность на прогулке 60-70% продолжительности всей
прогулки при условии разнообразия движений.
- Физкультпаузы (200-300 движений каждые 30 минут).
- Игровые «пятиминутки» через каждый час (800-2000 движений).
Организация двигательной среды в дошкольном учреждении.
- Комплектование и размещение физкультурного оборудования для разных
форм и видов двигательной деятельности дошкольников.
- В групповых комнатах оборудованы спортивные уголки, которые могут
быстро превращаться в министадионы.
- Дополнение традиционного оборудования нетрадиционным.
- Оборудование на участках «дорожки здоровья» с целью повышения
двигательной активности детей.
21
- Оборудование спортивного зала.
Способы повышения двигательной активности детей в условиях
детского сада
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия (на воздухе, в зале)
Занятия в спортивном зале
Физкультурные минутки на занятиях, между занятиями, в течении дня
Пробежки после сна в сочетании с воздушными ваннами и
физическими упражнениями
Оздоровительный бег
Мини-тренировки на полосе препятствий
Спортивные праздники, досуги, Дни здоровья
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня
(использование нестандартного оборудования, спортивных уголков,
спорткомплексов, тренажеров)
Индивидуальная работа по развитию движений, предупреждению
плоскостопия,
Музыкально-ритмические занятия
Модель двигательного режима в ДОО
Вид занятий Особенности организации Длитель
ность,
мин
1 2 3
Утренняя
гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе 10 - 15
Двигательная разминка
Ежедневно во время большого перерыва
между занятиями (с преобладанием статических поз)
7 - 10
Физкультминутка Ежедневно по мере необходимости, в
зависимости от вида и содержания занятия
3 -5
22
Подвижные игры и
физические
упражнения на
прогулке
Ежедневно во время утренней прогулки,
подгруппами, подобранными с учетом
уровня двигательной активности детей
25—30
Оздоровительный
бег
Два раза в неделю, подгруппами (по 5—7
чел.) во время утренней прогулки
3—7
Индивидуальная
работа по разв
итию движений
Ежедневно во время прогулок 12 - 15
Гимнастика после
дневного сна
По мере пробуждения и подъема детей 10
Логоритмическая
гимнастика
Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом)
Учебные занятия
по физической
культуре
Согласно сетке занятий, возрасту детей,
времени года
Самостоятельная
двигательная
активность
Ежедневно, под руководством воспитателя, в
помещении и на открытом воздухе
Зависит
от индивидуальных особенност
ей детей
Неделя здоровья
(каникулы)
2—3 раза в год (последняя неделя квартала) 20-40
Физкультурноспор-тивные
праздники
4 раза в год 75—90
Физкультурные занятия с
родителями в ДОО
По желанию родителей, детей и педагогов
Участие родителей
в физ культурнооздоровительных
мероприятиях
Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, недель здоровья,
посещения открытых занятий
23
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после ночного сна,
активизирует деятельность организма. Гимнастика вызывает положительные
эмоции и радостные ощущения, дает высокий оздоровительный эффект,
Организуется ежедневно до завтрака.
В соответствии с возрастом детей длительность гимнастики увеличивается от
5—6 до 12—15 мин.
Варианты проведения утренней гимнастики
Гимнастика
игрового характера с использованием
полосы препятствии
с включением
оздоровительных
пробежек
Могут быть включены 2- 3 подвижные
игры разной степени
интенсивности или
5—7
общеразвпвающих
упражнении имитационного характера типа
«Снежинки
кружатся»,
«Бабочки летают».
Можно создать сюжет
из имитационных движении
Использование полосы
препятствии позволяет
предлагать упражнения
с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные
виды движении с увеличением числа повторов
и темпа движении, чередовать физкультурные
пособия; можно создавать различные полосы
препятствий с использованием разнообразных
модулей
Проводится
обязательно
на воздухе, вр время
приема детей (подгруппами пи $ 7 чел.).
Вначале детям
предлагается
разминка, состоящая из
3—4 упражнений общеразвивающего вида. Затем делается пробежка
со средней скоростью в
чередовании с ходьбой.
В конце предлагаются
дыхательные упражнения
Организованная двигательная активность протекает в виде физкультурных
занятий — ведущей формы систематического обучения детей двигательным
умениям и навыкам. Проводятся занятия 2 раза в неделю во всех группах в
спортивном зале (холодное время года), одно игровое занятие на воздухе - 1
раз в неделю.
Существуют разные типы физкультурных занятий, внедряемые в
24
работу ДОУ:
— по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть,
общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
— состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности;
— сюжетно-игровые (образно-игровые по сказкам, литературным
произведениям, сюжетные);
— тематического характера, когда включенные упражнения строятся на
использовании одного пособия (мячей, скакалок, обручей и т.д.);
— занятия-тренировки в основных видах движений;
— занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд
выявляют победителей;
— комплексное занятие (синтез различных видов деятельности: решаются
задачи физического, психического, умственного, нравственного развития).
Оно содержит три части (вводную, основную, заключительную).
Цель вводной части — подготовить организм к возрастающим нагрузкам в
основной части, повысить эмоциональное состояние детей, активизировать
их внимание.
Цель основной части — развитие основных двигательных навыков,
достижение максимального тренирующего эффекта на организм ребенка.
Цель заключительной части — постепенное приведение организма в
относительно спокойное состояние, восстановление частоты сердечных
сокращений, дыхания.
Оздоровительные дозированные ходьба и бег развивают общую
выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную системы.
Основные формы проведения физкультминуток
Физкультминутка Содержание
В форме
общеразвивающих
упражнений
Общеразвивающие упражнения подбираются по тем
же признакам, что и для утренней гимнастики.
Используются 3—4 упражнения для разных групп
мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой
В форме подвижной
игры
Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами
25
В форме дидактической игры с
движением
Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, звуковой культуре речи, математике
В форме
танцевальных
движений
Используются между структурными частями занятия
под аудиозапись, пение воспитателя или детей
В форме
выполнения
движений под текст
стихотворения
Преимущество отдается стихам с четким ритмом
В форме любого
двигательного
действия и задания
Возможно отгадывание загадок не словами, а движением; использование различных имитационных
движений спортсменов, трудовых действий (рубим
дрова, заводим мотор, едем на машине)
Гимнастика пробуждения после дневного сна улучшает настроение детей,
поднять мышечный тонус. Является одной из обязательных форм
организованной деятельности дошкольников, гимнастика решает ряд
вопросов: воспитание здорового образа жизни, само организованности, что
особенно важно для дошкольников .
26
Виды гимнастики
Разминка в постели и
самомассаж
Гимнастика
игрового
характера
Пробежки
по массажным
дорожкам
Дети постепенно просыпаются
под звуки мелодичной музыки,
вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем, лежа на
спине поверх одеяла, выполняют
5—6 упражнений общеразвивающего характера. После выполнения движения по указанию
воспитателя встают и выполняют
в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, обычным,
гимнастическим шагом, бег на
месте и др.). Затем все переходят
в групповую комнату и под музыку выполняют произвольные
танцевальные движения. Заканчивается гимнастика комплексом
дыхательных упражнений
Состоит из 3-6
имитационных
упражнений.
Дети
подражают
движениям
птиц,
животных,
растений,
создают
различные
образы
Эти упражнения
сочетаются с контрастными воздушными ваннами и
проводятся не менее 2
раз в неделю. Вначале
дети просто проходят
дорожку в спокойном,
затем в быстром
темпе и переходят
на бег, чередующийся
с ходьбой,
дыхательными
упражнениями.
Заканчивается комплекс спокойной
ходьбой по массажной дорожке. По
продолжительности
гимнастика длится
5—7 мин
С целью предупреждения утомления детей проводятся дни здоровья,
каникулы в детском саду. В эти дни отменяются все виды учебных занятий.
Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями,
походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, досугами,
физкультурными занятиями, трудом в природе, художественным
творчеством. Приглашаются родители. Проводятся дни здоровья 1 раз в
квартал.
27
Режим оздоровительной работы в д/с в течение дня
Время
проведения
Оздоровительные
мероприятия в течение дня
Сезон Группа
1 2 3 4 5 6
Прием
детей
Прием детей на воздухе п/у
Утренняя гимнастика на
воздухе п/у
Дыхательная гимнастика
Оздоровительный бег
Дорожка здоровья
Подготовка к
завтраку,
завтрак
Обмывание рук до локтя
Промывание носа
Очистительный салат
Точечный массаж
Массаж ушных раковин
Полоскание рта и горла
Уход за зубами
Занятия Физкультурные занятия в
зале
Физкультурные занятия на
воздухе
Физминутки, физкультпаузы
Занятия в тренажерном зале
Подготовка к
прогулке,
прогулка
Закаливание носоглотки
чесночным р-ром
Прогулка на воздухе
Босохождение
Оздоровительный бег
Дорожка здоровья
Подготовка к
обеду, обед
Обливание рук до локтя
Промывание носа
Точечный массаж ушных
раковин
Лечебно-профилактические
28
мероприятия
Полоскание рта и горла
Подготовка
ко сну
Элементы аутотренинга
Подъем Воздушные ванны с
физическими упражнениями
Массаж стоп
Подготовка к
полднику,
полдник
Обливание рук до локтя
Промывание носа
Точечный массаж
Массаж ушных раковин
Лечебно-профилактттческие
мероприятия
Прогулка Прогулка на воздухе,
босохождение
Оздоровительный бег
Дорожка здоровья
Дома Прогулка на воздухе
Полоскание рта и горла
Промывание носа
Гигиенические процедуры
Методы закаливания Полоскание рта после каждого приема пищи Обливание
рук до локтя
Прием детей на улице, прогулка
Дыхательная гимнастика
Воздушные ванны
Режим одежды
Точечный массаж , Массаж ушных раковин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план летне-оздоровительной работы в детском саду для инструкторов по физической культуре
Как построить летне-оздоровительную работу в детском саду, что бы она была интересной, разнообразной, не скучной?.Для этого можно расширить диапозон занятий, вводя здоровье-сберегающие технологии; раз...
План организации летней оздоровительной работы в детском саду
Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.
Предлагаю презентацию, в которой раскрыты вопросы физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет. Режим дня, бассейн, гимнастика, упражнения и подвижные игры в группе, на прогулке, спортивные эс...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Школьное обучение никогда не ...
Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...
«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...