«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
методическая разработка
Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиционные оздоровительные технологии и методики. Одной из них является, использование элементов восточных гимнастик, как средства достижения оздоровительных задач и разнообразия форм физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Ниже прилагаю ссылку на видеопрезентацию по материалу. https://rutube.ru/video/5ceed1c9cf0f094a88038e5192...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
комбинированного вида, II (вторая) категория
План профессионального развития (самообразование)
инструктора по физической культуре
Немковой Натальи Анатольевны
г.Дивногорск
2021г.
Тема по самообразованию: «Волшебные хлопки» - китайская хлопково-ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества физического воспитания детей.
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно – методической, учебной и справочной литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах). Систематизировать изученную литературу.
- Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
- Разработать проект (по данной теме), методическое комплексно-тематическое сопровождение.
- Планировать работу по формированию у детей представлений о работе организма в целом, о способах его оздоровления и профилактики заболеваний.
- Планировать работу с учетом изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы хлопковой гимнастики).
- Создать условия для реализации проекта через пополнение предметно-развивающей среды (сформировать картотеку, аудио- и видеотеку гимнастик).
- Апробирование и использование проекта по теме в рамках реализации рабочей программы.
- Поделиться опытом работы с педагогами по теме, презентация проекта, через мастер-класс.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса, в том числе и в области физического развития.
Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. Всё это требует от педагогов постоянной работы над собой, своим профессиональным ростом.
В детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.
Современные условия подталкивают педагога на поиск и использование действенной и эффективной системы методического сопровождения физического воспитания. В связи с этим, при организации физкультурно - оздоровительной работы возникает необходимость, наряду с традиционными формами, использования инновационного опыта различных подходов здоровьесберегающих методик и новых технологий.
Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Пред-й результат |
1 | Изучения научной и методической литературы по теме проекта. | Сбор и обработка данных:изучение материала по педагогическим наработкам в интернет-источниках. | ДОУ | Сентябрь Октябрь 2021 | Повышение теоретического, научно-методического уровня, компетентности, |
2 | Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме. | Консультации с педагогами ДОУ: сформировать представление об опыте мнении других педагогов по использованию в ДОУ данной гимнастики. | ДОУ | Октябрь 2021 | Использование опыта педагогов работавших по данной теме в разработке своих наработок. |
2 | Разработка проекта. | Составление плана по реализации проекта | ДОУ | Ноябрь 2021 | Повышение профессионального мастерства и компетентности. Пополнение методической копилки. |
3 | Подбор и изучение практического материала по данной теме. | Составление и оформление картотек согласно комплексно-тематического планирования. | ДОУ | Декабрь, Январь, Февраль 2021 2022 | Применение полученного опыта на практике. Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пополнение методической копилки. |
4 | Реализация проекта. | Работа по плану проекта. | ДОУ | Март, апрель, май 2022 | Использование проекта в работе с детьми. |
5 | Представление опыта работы по проекту. | Презентация и мастер – класс для педагогов в ДОУ. | ДОУ | Май 2022 | Обобщение полученного опыта. Повышение профессионального мастерства и компетентности. |
Предварительный просмотр:
Доклад к мастер-классу:
Краткая аннотация
Мастер-класс разработан с целью распространения опыта освоения нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей, повышения знаний педагогов ДОУ.
Пояснительная записка
Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня, наряду с теми мероприятиями, которые мы проводим обычно, т.е физминутки, игры и пальчиковые гимнастики, активно включаются новые формы и методы работы. Предлагаемая здоровьесберегающая технология не нова для современного мира, но я предлагаю взглянуть на неё по-новому, с позиции внедрения и разнообразия традиционных средств оздоровления в ДОУ. В сочетании с методами здоровьесбережения эта технология становится действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.
Тема: «Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Цель: повысить знания педагогов ДОУ о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей, поделиться опытом освоения нетрадиционной формы оздоровления детей.
Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.
Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.
Выразительные средства: ИКТ (презентация), видео и аудио сопровождение.
Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.
Вступительное слово: 1 слайд: Уважаемые коллеги, добрый день. Представляю вам, презентацию опыта работы, по теме: Китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
2 слайд: Китайский врач, Сунь Сымяо, времен империи Тан, внесший большой вклад во многие области традиционной китайской медицины, высказывался:
«Люди, искусные в сохранении здоровья, лечат болезнь, которой еще нет». Данное высказывание чётко характеризует нашу деятельность по созданию условий для оздоровления дошкольников, ведь именно в детстве закладываются основы здорового образа жизни.
3 слайд: Одним из главных направлений работы детского сада является создание условий для более гармоничного развития дошкольников, их физического и умственного развития. Большую роль в работе детского сада отводится деятельности, ориентированной на создание здоровой развивающей среды, укреплению природного защитного механизма, поддержанию постоянства внутренней среды организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к окружающей природной и социальной среде).
На состояние здоровья ребенка влияют несколько факторов, вы видите их на экране:
4 слайд: Профилактическая и оздоровительная деятельность в нашем детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные оздоровительные технологии и методики.
5 слайд:
В целях разнообразия традиционных методов работы, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в нашем дошкольном учреждении широко используются и нетрадиционные методы работы.
Выбор нетрадиционных методик неслучаен. Поскольку многолетний опыт практической работы в школах и детских садах, где внедряются нетрадиционные методы оздоровления, показал положительные результаты.
Из огромного количества нетрадиционных направлений, я выделила восточные оздоровительные методики, такие как - Мудры, Йога, Цигун и многие другие. Сегодня я познакомлю Вас с одной из них, это - китайская хлопково – ударная гимнастика. Эту форму оздоровления я использую впервые, и потому считаю её инновационной в своей практике.
6 слайд: Древняя восточная медицина знает множество средств оздоровления. Гимнастика мягко тренирует весь организм, повышает его выносливость, считается одной из самых уникальных и эффективных систем оздоровления организма. Она сочетает в себе комплекс статических физических упражнений, дыхательных техник и концентрацию внимания.
Занятия с использованием комплексов упражнений восточной гимнастики на детей действуют успокаивающе, укрепляя здоровье и дух ребенка, избавляют его от избытка энергии и новых эмоциональных переживаний, которые зачастую отвлекают детей и тормозят их развитие. Обладая природной гибкостью и чувством равновесия, дети обычно легко осваивают позы.
Регулярные практики меняют жизнь к лучшему и приводят к поразительным результатам для здоровья, позволяя быть всегда здоровым и бодрым.
7 слайд: Практика, про которую мы сегодня будем говорить называют не только Китайским похлопыванием, но и энергетическим самомассажем, который восстанавливает жизненные силы, бодрость, активность, профилактирует появление любых проблем с физическим телом (ну это как нам заявляют :).
Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а также специальным оборудованием.
В нашем случае мы, решили попробовать данную методику с детьми, начиная с аплодисментов здоровья.
Почему мы остановились на этом.
8 слайд: Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили взаимосвязь развития речи и тонких движений рук, на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.
Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Во время этой практики, на физическом уровне, в вашем теле усиливается циркуляция крови, ослабленные внутренние органы получают дополнительное питание, укрепляются кости и сухожилия, становятся более подвижными суставы, а из организма начнут выходить накопившиеся токсины, усилится обмен веществ, улучшится состояние кожи и волос.
Современные же исследования подтвердили, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Известный исследователь детской речи Мариони́лла Макси́мовна Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы как с воспитанниками с нарушениями речи, так и детей с нормой. Так, многие логопеды взяли её в практику своей работы с детьми с нарушениями речи.
А так как в нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи). Использование различных форм и методов стимуляции мелкой моторики посредством самомассажа, особенно актуальна.
9 слайд:
За основу нашей гимнастики похлопывания взят комплекс, который так и называется «Аплодисменты здоровья».
Он подходит всем без исключения. Можно делать, даже не вставая со стула. вот основные тезисы проведения самомассажа:
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями, слегка надавливая, легко поглаживая или похлопывая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).
Перед занятием хорошенько разотрём ладони, в том числе пространство между пальцами – вся поверхность ладоней должна «гореть».
Каждый удар выполняется от 7 раз. Весь комплекс в начале освоения достаточно повторять 2 раза подряд, а потом его рекомендуется выполнять до 6 раз подряд. В течение дня его можно повторить 3-5 раз, но только не вечером. При этом соблюдайте главное правило цигун – ищите баланс, прислушивайтесь к себе, всё делайте по своему самочувствию.
10 слайд:
А теперь коротко об упражнениях и их воздействии на организм.
- Постукивание кулачками друг о друга — это для профилактика хронических головных болей и боли в плечах;
- Похлопывание запястьями друг о друга - аплодисменты, улучшающие работу мочеполовой системы.
- Похлопывание по тыльной стороне ладони другой рукой - способствует уменьшению болей в пояснице. Сначала надо сделать упражнение с левой, потом с правой руки или наоборот. Главное поменять руки.
- Постукивание кончиками пальцев одновременно друг о друга - поможет при хронических ринитах, усталости глаз. На кончиках пальцев есть акупунктурные точки, которые связаны с лицом.
- На внутренней стороне наших ладоней есть точки, которые связаны с сердцем и легкими, постукивание кулаком внутренней части ладони - улучшает работу этих органов. Делается это упражнение сначала с одной руки, потом с другой.
- Растирание и похлопывание ладоней стимулирует те точки, которые связаны со многими внутренними органами и системой кровообращения. Похлопывания ладонями друг о друга, с расставленными пальцами - улучшит работу щитовидной железы, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы.
- Соберите ладони в горсти и похлопывайте — это отличное упражнение для профилактики инсультов и старческого маразма.
- Заведите руки за голову и похлопайте в ладоши — это упражнение снимает усталость в области плеч и рук.
Как видите, все очень просто и легко.
11 слайд: Непосредственная задача практики данной оздоровительной гимнастики состоит в пробуждении дремлющего в человеческом теле механизма самовосстановления, естественным образом восстанавливается здоровье всех систем организма и улучшается общее состояние человека. Поэтому в нашем саду, решено делать его сразу после основной гимнастики, не пропускать и делать каждый день. Сам комплекс выполняется под энергичную, весёлую музыку, что особенно нравится детям. Данный комплекс, пока, опробован с детьми старшего дошкольного возраста. Конечно, пока рано говорить о каких-либо результатах применения данной технологии, но уже сейчас можно твёрдо сказать, что дети с радостью включаются в выполнение этой гимнастики, настроение улучшается, дети с удовольствием хлопают. В перспективе, мы планируем включить его в систему физкультурно-оздоровительной работы и с детьми младшего дошкольного возраста. С логопедической точки зрения, данная технология уникальна, в тесном сотрудничестве с ними, по мере освоения движений самомассажа, предполагаем идти на усложнение упражнений и добавление новых, а также упражнений разнонаправленного действия, для улучшения межполушарных связей.
12 слайд: если вы любите необычные гимнастики, то я думаю многим должна понравиться эта практика – одно из драгоценных наследий в сокровищнице традиционной китайской медицины. Это оздоровительная и общеукрепляющая система с отличительными национальными чертами. Она является обобщением опыта, накопленного китайским народом. Мы же продолжим изучение опыта восточных технологий. И внедрение их в традиционные формы работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайский легендарный врач, Сунь Сымяо (541-682 гг. н.э.), времен династий Суй и Тан, которого в народе называли «Царём лекарств». «Люди, искусные в сохранении здоровья, лечат болезнь, которой еще нет».
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА: недостаточность врачебного контроля . климатогеографический фактор : низкие температуры воздуха, недостаток солнца, дефицит двигательной активности; биологические: состояние здоровья женщин, уровень жизни, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, неполноценное питание; нехватка витаминов, отсутствие набора свежих продуктов необходимых для детского растущего организма; социальные факторы: психологический климат в семье, отношение к здоровому образу жизни;
Цель работы: формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни, через инновационные технологии оздоровительных методик. Направлять совместную работу педагогического коллектива МДОУ на развитие и закаливание организма ребёнка. Помочь ребёнку осознанно включится в работу по укреплению психофизического здоровья. Формировать навыков здорового образа жизни, через активную деятельность. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка.
ТРАДИЦИОННЫЕ Утренняя гимнастика Физкультурное занятие Гимнастика после дневного сна Физкультминутки Подвижные игры Физические игры Закаливание Дыхательная гимнастика Физкультурные досуги Упражнения между занятиями (динамическая пауза) Летние забавы на прогулках ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Музыкотерапия Аутотренинг Психотерапия Психогимнастика Пальчиковая гимнастика «Дорожки здоровья» Само-массаж Дыхательная гимнастика Релаксация Эстетикотерапия Игрогимнастика Игротанец Креативная гимнастика Фототерапия Аэроионотерапия Ароматотерапия НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ВОСТОЧНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ Мудры (йога для пальцев) - (санскр.: mudrā, «печать, жест, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Йога – упражнения для развития гибкости, восстановления здоровья и душевного равновесия, глубокая и мудрая система самосовершенствования, представляющая собой не только физиологию, но и духовную составляющую. Цигун (Ци Гун) – система дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, включает в себя медитацию и упражнения, с контролируемыми движениями и дыханием, преимущественно в оздоровительных и терапевтических целях.
Практика похлопывания поможет вам за короткие сроки: восстановить жизненные силы, привести мышцы в тонус, и предотвратить различные болезни. Данная гимнастика, как утверждают китайские учёные, помогает не только очистить свой организм от токсинов, но и активизировать работу всего организма, способствует циркуляции крови, усиливает работу внутренних органов и обмен веществ. Потому что к тому месту, по которому хлопает себя человек, стягиваются питательные и биологически активные вещества. К тому же на теле человека находятся энергетические точки, и во время зарядки мы прорабатываем их.
На руках, кистях и пальцах расположено множество чувствительных рецепторов, нервных окончаний. Это биологически активные точки, связанные с внутренними органами.
развитие положительных эмоций. Ожидаемые результаты применения массажа: в образовательном направлении: усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы); умение овладеть простейшими приемами; в оздоровительном направлении: расширение капилляров кожи; ускорение циркуляции крови и лимфы; усиление функций потовых и сальных желез; влияние на обменные процессы; улучшение подвижности связочного аппарата; побуждение к активности; в воспитательном направлении: тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
К сведению! Скорая помощь: при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони; утоление нервной усталости – массаж мизинцев до полного расслабления; сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем – улучшает запоминание важных вещей; устранение психической напряженности – круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно; проверка функции печени – при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть, указательный палец в виде крючка; активизация функции печени – растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью; простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа – точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки). Для снятия усталости ног нужно сто раз ударить кулаком по подошвам ног – японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности. Основываясь на собственном ...
Дополнительная физкультурно-оздоровительная программа обучения детей плаванию в детском саду
Дополнительная программа по плаванию для детей среднего и старшего возраста....
Мастер- класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика –здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"
Мастер- класс Тема: "Дыхательная гимнастика – здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада" Цель: По...
Педагогический проект.Тема: «Инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур на территории «Салемальского детского сада «Золотая рыбка»
Инновационность в образовательно-оздоровительной технологии - терренкур на территории детского сада – это специально организованный маршрут для детей и взрослых, двигательной активности дошкольн...
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в подготовительной группе логопедического детского сада
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в подготовительной группе логопедического детского сада: дыхательная гимнастика, су-джок, детская йога....
«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»
В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....
Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий
Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий...