Опыт работы "Использование координационных лесенок на занятиях по физической культуре"
методическая разработка (старшая группа)

Охримова Екатерина Николаевна

В данном материале вы можете познакомиться с интересной и эфективной формой работы  по здоровьесбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 

 «Использование координационных лесенок

на занятиях по физической культуре»

Актуальность выбранной схемы

В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов. В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, раздражаются и наоборот апатичны. На сегодняшний день у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, а так же нарушение мелкой и общей моторики.   А мы знаем, что дошкольный возраст является периодом, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребёнка. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.

Передо педагогами стала проблема: найти интересные и эффективные формы работы. Одним из средств развития,  это использование координационно (скоростной) лестницы в физическом воспитании в детском саду.

Характерные особенности координационной лестницы

Вариативность (в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),  

Доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста), 

Безопасность  и простота в использовании 

Мобильность (компактная, легкая)

Цель и задачи

Цель: Развитие скоростных качеств и координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью лестницы скорости и координации.

Задачи:

Оздоровительные

Укрепление опорно-двигательного аппарата

Развитие физических качеств (быстроты, координации)

Образовательные

Упражнять детей в ходьбе и беге в разном темпе

Учить совершать прыжковые движение в разных направлениях

Закреплять умение преодолевать препятствие

Воспитательные

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Теоретические основы

     Координация  способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

         Координационная лестница - скоростная лестница тренирует, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Каркасные мышцы труднее всего тренировать, т.к. они глубокие, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать.

Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее,  подвижнее и ловчее.

Такую лестницу можно купить в спортивном магазине, но можно сделать и самому. Размер ячеек подбирается таким образом, чтобы отрабатывались все элементы движения с необходимой амплитудой и частотой (примерно 45х38см).

Мы изготовили вот такие две лестницы из материала (заменитель кожи), которые хорошо протираются и моются. Они яркие, легкие, ребенок легко может их поднять и перенести в нужное место.

Методика работы на координационных лестницах разработана по принципу «от простого к сложному»

Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа.

Вначале, чтобы вызвать  у детей интерес к необычной лестнице, можно предложить детям простые упражнения: пройтись по лестнице, ступая в каждый пролет, пройтись, переступая через один. Попрыгать на одной ноге, на двух и т.п.

Затем мы разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе я уделяю не скорости, а правильности выполнения движений.

На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп.

На третьем этапе  используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.

Особенности методики работы
с координационной лестницей

1. Сначала упражнение выполняется медленно, отрабатывая технику его выполнения.

2. Все занятия с координационной лестницей разбиваются на ПОДХОДЫ и РАЗЫ (повторы): 2 раза прохождения считаются за 1 подход.

На боковые упражнения необходимо сделать 4 повтора, потому что каждая сторона тела должна быть развита в равной степени (по 2 раза на каждую сторону – влево и вправо).

Линейные упражнения (по прямой лицом вперед или назад) могут повторяться только 2 раза, т.к. в них задействовано все тело целиком.

3. Для развития силы ног, ребенок должен немного сгибать ноги в коленном суставе, выпрыгивая вверх.

4. Обращать внимание на то, чтобы ребенок, выполняя движение, не наклонял туловище вперед.

5. Обращать внимание на правильную (маховую) работу рук.

В обучении детей широко использую схемы движения на координационных лестницах.

Детям демонстрируют схему движения, по которой они выполняют задания. Схемы также идут от простого к сложному.

Где и когда можно использовать координационные лестницы?

В нашем детском саду используем лестницу, как для разминок , так и для развития основных видов движений. Как элемент полосы препятствий использую упражнения с лестницей в играх – эстафетах, спортивных досугах. 

Закрепляя  упражнения,    провожу индивидуальную работу преимущественно на прогулке.

Так же закрепление упражнений провожу через подвижные игры.

 На прогулке в теплый период я использую лестницу, как выносной материал или рисую её мелом на асфальте.

Кто может работать с координационной лестницей?

Координационную лестницу могут использовать воспитатели, специалисты образовательного учреждения: музыкальный руководитель, учитель-логопед, психолог. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, задает ритм и темп движениям.

Проводятся интегрированные занятия, включающие в себя развитие речи детей, движения, ритма, музыкальных способностей, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью.

Предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагмент занятия по ФЭМП.

Детям необходима поддержка инициативы и самостоятельности  в различных видах деятельности, в том числе и двигательной. Поэтому «Лесенка – чудесенка» должна находится в спортивном уголке, где каждый ребенка имеет возможность выбрать упражнение (по схеме), придумать свое, найти партнера для игры, научить другого тому, что умеет сам.

Что дало в работе с детьми использование

координационных лестниц?

1. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.

2.Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

 3.Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

В заключении я хочу произнести слова  Ж.-Ж. Руссо:

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

 сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении»

                                                                           

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития координационных способностей у дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

Особенности развития координационных способностей у дошкольного возраста на занятиях по физической культуре....

Координационная лестница. Конспект занятия по физической культуре

Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста на развитие координации, скорости и ловкости....

«Применение координационно-скоростной лестницы на занятиях по физической культуре»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести, ориентировки в пространстве......

Скоростная лестница, как средство повышения координационных способностей в старшем дошкольном возрасте на занятиях по физической культуре .

Одной, из главных целей физического развития в дошкольном образовании является развитие физических качеств ребенка. Особенности координационных способностей детей старшего дошкольного возраста &mdash...

Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением слуха, старшей группы. «Формирование координационных способностей»

Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Обр...

Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением зрения средняя группа. «Формирование координационных способностей»

Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Образова...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННО-СКОРОСТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ" консультация для воспитателей и родителей

для повышения двигательной активности и поддержании детской инициативы на занятиях по физической культуре в ДОУ я использую координационно-скоростную лестницу...