"О пользе плавания" подготовила - Попова Ирина Николаевна
консультация

Прочитав данную статью, вы сможете расширить свои знания о пользе плавания. Ведь многие из вас задумываются или сделали свой выбор относительно вида спорта или иной двигательной активности для своего ребенка в условиях школьной поры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_polze_plavaniya.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Прочитав данную статью, вы сможете расширить свои знания о пользе плавания. Ведь многие из вас задумываются или сделали свой выбор относительно вида спорта или иной двигательной активности для своего ребенка в условиях школьной поры.

Особое внимание уделено влиянию занятий плаванием на органы дыхательной системы человека. Плавание один из самых сложных координационных видов деятельности человека и развивать это физическое качество лучше с детства. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям, способствуют укреплению здоровья, развитию выносливости. Положительное влияние плавания оказывает и на дыхательную систему организма, тренирует дыхательные мышцы и усиливает устойчивость организма против действия микроорганизмов. Дыхание связывает человека с окружающим миром.  

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной на уровне государства. Именно плавание положительно влияет на весь организм, но дети часто этого не понимают. Многочисленные исследования выявляют и доказывают, что плавание является мощным средством для укрепления здоровья, а именно, дыхательной системы организма. Дыхательная система. Дыхательная система человека – это совокупность органов, обеспечивающих движение воздуха из атмосферы в легкие и обратно, а также газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью.

К органам дыхания относятся верхние дыхательные пути (полость носа, ротовая и носовая полость глотки), нижние дыхательные пути (гортань, трохея, бронхи) и легкие, состоящие из альвеол. Также в дыхательной системе участвует грудная клетка, дыхательные мышцы, которые обеспечивают вдох и выдох, а также дыхательный центр, который находится в головном мозге, нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания. Главная задача дыхательной системы – это газообмен, который осуществляется в альвеолах и направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделения во внешнюю среду углекислого газа. Но, кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке разных веществ, поддержании иммунитета организма. В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. Выделяют следующие этапы дыхательного процесса: - наполнение легких атмосферным воздухом (вентиляция легких); - переход кислорода из легочных альвеол в кровь и выделение из крови в альвеолы, а затем в атмосферу углекислого газа; - доставка кислорода кровью к тканям и углекислого газа из тканей к легким; - потребление кислорода клетками.

Польза плавания для дыхательной системы. Почему и как плавание влияет на состояние дыхательной системы: Пловец совершает вдох и выдох, преодолевая сопротивление воды, при этом тренируется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки. Давление воды препятствует выполнению вдоха, что приводит к развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Давление воды на грудную клетку способствует и более полному выдоху, улучшая газообмен. В то же время, при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, а это также приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру и ее развитию. При плавании тратится много энергии, а значит, возрастает потребность в кислороде. Поэтому организм стремится максимально полно использовать каждый вдох. В результате систематических плавательных тренировок растут показатели дыхательной системы (совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода). При регулярных занятиях плаванием вырабатывается совершенный тип дыхания. Дыхание пловца более глубокое и редкое. Взрослый человек, не занимающийся плаванием, в покое выполняет 14-16 дыхательных циклов в минуту, в то время как пловец – 7-8 циклов в минуту. Преимущество такого редкого дыхания в том, что легкие и другие органы дыхания успевают хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, а их износ замедляется. Альвеолы пловца работают эффективно, поэтому организм хорошо обеспечивается кислородом при вдохе, и легко освобождается от углекислого газа при выдохе. При плавании, в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, в результате исключаются застойные явления в них. Включение в процесс дыхания обычно малозадействованных частей легочной ткани позволяет избежать их преждевременной старческой атрофии и многих заболеваний дыхательной системы. Систематическое ныряние и плавание с задержкой дыхания повышают устойчивость организма к гипоксии. Плывущий человек глубоко дышит, его диафрагма опускается в крайнее нижнее положение. Каждый раз, опускаясь в такое положение, диафрагма надавливает на печень, а через нее на другие органы, массируя их и способствуя полноценной деятельности.

Вывод о влиянии плавания на органы дыхания: тренируется дыхательная мускулатура- повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается ЖЕЛ, возрастает МПК; увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются малозадействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к гипоксии. Таким образом, плавание является замечательным средством для укрепления дыхательной системы и повышения ее функциональных возможностей. Плавание - отличное средство для профилактики заболеваний органов дыхательной системы, застойных явлений и изменений в организме. Доказано, что систематические занятия плаванием положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья. При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода, как отмечают спортивные физиологи, повышается в среднем на 20-30%. У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно: частота дыхания снижается но, при этом несколько возрастает его глубина. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода. Значит, для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься плаванием регулярно.

Плавайте на здоровье и вдыхайте воздух полной грудью!

Список используемой литературы и Интернет – источников

1. Бельченко,Л.А. Физиология человека; Организм как целое: Учебно-методический комплекс./ Лавриненко, В.А.-Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.-229с.

2. Биология. 9класс.: Сборник рефератов. -Москва: Эксмо, 2003.-544с.

3. Колесов, Д.В. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для9-10кл./ Маш, Р.Д.-Москва: Просвещение,1989.-191с.

4. http://здоровье.com.ua/sam-sebe-sanolog/zaderzhka-dyxaniya 

5. https://foxford.ru/wiki/biologiya/dyhatelnaya-sistema-cheloveka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню, для детей 6-7 лет, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №5» г. Саратова Боевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню,для детей 6-7 лет, музыкального руководителяМДОУ «Детский сад №5» г. СаратоваБоевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»...

Конспект открытого занятия "Мы и космос".Автор Марквальд Ирина Николаевна-воспитатель старшей группы.

Технологическая карта  комплексного-интегрированного занятияОбразовательные области: познание, коммуникация, творчество.Подобласти: ознакомление с окружающим, математика, развитие речи, творчеств...

Конспект занятия по ручному труду во второй младшей группе. Воспитатель: Попова Ирина Владимировна Тема: «Изготовление звездочек на елку».

Цели: 1. Формировать умение использовать знакомые приемы лепки, умение отщипывать от большого куска немного пластилина, разминать его в руках и размазывать по картонной заготовке.2. Вызывать у д...

"Закономерности развития детской речи" Автор учитель-логопед ГБДОУ 140 Демидова Ирина Николаевна

Методическая разработка содержит основные этапы и законы развития детской речи в онтогенезе...