проект по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОУ
проект

Лаврова Жанна Борисовна

данный материал поможет педагоам в создании развивающей среды группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-1.docx545.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по созданию инновационных моделей развивающей образовательной среды

в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №164»

Центрального района

Городского округа город Воронеж

«Организация многоуровнего игрового пространства в группе»

Цель проекта: Создать в ДОУ предметно-пространственную развивающую среду, имеющую   характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию посредством организации многоуровневого игрового пространства в группе.

Задачи:

  1. Создать предметно-пространственную среду в ДОУ обеспечивающую возможность организации  непересекающихся сфер активности детей;
  2. Обеспечить условия   для  становления  и обогащения личностного развития, раскрытия всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  3. Создать атмосферу личностного комфорта ребенка в ДОУ;
  4. Поддержать  и поощрить оригинальные творческие идеи и замыслы педагогов.

          Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.   Педагогический коллектив МБДОУ «ЦРР- детский сад №164» несколько лет  занимается вопросами создания современной комфортной развивающей среды. В связи с реализацией ФГОС ДО, педагогам  даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования предметно - пространственной среды, базирующиеся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс.      Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. На наш взгляд, инновационный подход заключается в индивидуализации среды. Игровое пространство группы должно быть  оформлено так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

           Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Вот почему так важно укрепить растущий детский организм, особенно в период дошкольного детства.  В своем проекте мы опираемся на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий двигательной активности ребенка.

           Наш проект включает в себя несколько направлений развития предметно-развивающей среды ДОУ:

  1. Организация многоуровневого игрового пространства в группе.
  2. Создание Лего-центров в каждой группе.

Организация многоуровневого игрового пространства в группе.

           В создании предметно-пространственной среды группового помещения  от педагога требуется принятие творческих, нестандартных решений.             Зачастую  при организации предметно-развивающей среды группы педагоги сталкиваются с проблемами нехватки площади групповой комнаты.  Разрешение  подобной проблемы возможно путем реализации принципа комплексирования и  зонирования помещения. Реализации настоящего принципа на наш взгляд помогло бы устройство многоуровневого игрового пространства. Основная идея игрового многоуровневого пространства — организация предметной среды, способствующей психическому и физическому здоровью ребенка, созданию условий для самореализации личности в игре и творчестве. Данная модель включает нестандартные по содержанию малые архитектурные формы, разнообразные по назначению и обладающие способностью к трансформации во внешнем и внутреннем планах. Модель построения многоуровневого игрового пространства может быть разнообразной. Мы предполагаем следующую модель организации группового пространства: в центре группы находится игровая площадка для свободного общения детей. За ней располагается возвышение в виде двух-, трехэтажных подиумов, разных по высоте, оборудованных лестницами, скатами, полузакрытыми пространствами. Нишеобразные зоны создают условия для уединения малых групп; второй и третий этажи игрового пространства позволяют получить новое восприятие предметно-пространственной среды группы, изменять личностную позицию ребенка в общении с педагогами (достигать контактного взаимодействия на уровне глаз педагога или же возвышаться над ним). Конструкция многоуровневого игрового пространства позволяет полностью реализовать потребность дошкольника в активной двигательной деятельности: лазании, прыжках, переползании и т.д. При этом детям предоставляется максимальная самостоятельность, руководство педагога сводится к минимуму указаний и приобретает косвенный характер, что способствует удовлетворению основных потребностей детей, связанных с творческой самореализацией, освоением субъектной позиции в деятельности и ощущением эмоционального комфорта. Нетрадиционная организация пространства групповой комнаты способствует формированию творческого отношения к окружающему, комбинированию привычных и неординарных элементов малых архитектурных форм с вариантами сюжетов творческих игр, более динамично и гибко выстраивать взаимодействие со сверстниками и педагогами. Такое построение предметно-пространственной среды и ее развивающий потенциал оптимизирует процесс развития личности и создает условия для расширения «зоны ближайшего развития» дошкольников, затрагивая наиболее важные личностные возможности (сенсорные, интеллектуальные, этические, эстетические, креативные и др.).

          Добиться необходимого зонирования в групповых комнатах можно при помощи света, различных цветов в интерьере и иными путями, одним из которых является устройство подиумной конструкции. Подиум представляет собой прочную конструкцию, которая возвышается над уровнем пола в определенной части. Этот архитектурный прием известен еще со времен Древнего Рима, а сегодня превратился в необычное дизайнерское решение в создании целостного образа интерьера. Подиум может выполнять разные функции. В настоящее время подиумные конструкции становятся все более популярными, что обусловлено их практичностью и возможностью значительно экономить пространство групповой комнаты. Особенно важно это в групповых комнатах с небольшой площадью,  где с пользой используется каждый квадратный метр. Ошибочно полагать, что то пространство, которое занимает подиум, занято впустую. В подиумную конструкцию можно вмонтировать ящики для игрушек, конструктора. Размещение небольших ящиков в подиумной конструкции станет оптимальным вариантом. В таком случае удастся сохранить больше свободного пространства в помещении. Подиумная конструкция  идеально подходит для театрализации, дефиле, организации  небольших групповых концертов, спектаклей, показов, обыгрывания сказок.

D:\Мои документы\1инновационный проект\Фото для чистовика\7650571.jpg

          При организации предметно-пространственной среды важно использовать весь потенциал помещения. Часть свободных стен мы планируем использовать для настенных игровых панелей различной направленности: настенный лабиринт, панели для развития сенсорики и  сенсомоторики.        Деревянная панель-лабиринт «Рисуем ногами» способствует физическому развитию, координацию движения ребенка «глаз-нога», формирует навык удержания равновесия. Игра позволяет раскрепостить скованных детей, снять мышечное напряжение, снизить излишнюю возбудимость и даже агрессивность.

          В старших и подготовительных группах одну стену мы планируем обустроить в виде  скалодрома. На наш взгляд, неуемную детскую энергию всегда можно использовать и в мирных целях.  Cкалодром - веселое, полезное и безопасное приключение, которое понравится каждому ребенку.

          Скалодром – имитация скальной поверхности, тренажер для скалолазания, который, в отличие от обычных детских спортивных «уголков», позволяет лазить не только вверх, но и в любом другом направлении. Меняя расположение зацепок, можно каждый день создавать новые скалолазные маршруты. Занятия на скалодроме – это полезная нагрузка для всех групп мышц, развитие гибкости и ловкости, умения контролировать свое тело;  это игра, развивающая у детей такие полезные для жизни качества, как умение концентрироваться, стремление к достижению цели,  развитие уверенности в своих силах. Скалодром гармонично впишется в интерьер   групповой комнаты.  Его поверхность можно выкрасить в любой цвет и украсить любым рисунком. Скалодромные тренажеры возможно установить и на участках детского сада. Для этого необходима ровная поверхность и наличие защитных ковриков.            Использование скалодрома  позволит расширить содержание непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и различных физкультурно-оздоровительных проектов, а также в самостоятельной деятельности детей.

D:\Мои документы\1инновационный проект\5a7f01d85df8f9504e93c66f88979ac5.jpg

Создание Лего-центров в каждой группе.

          Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. На наш взгляд необходимы игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений. Для более эффективной работы необходимо создать яркие, функциональные средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного воздействия как на эмоциональную, так и на логическую сферы. Именно с этой целью в каждой группе детского сада мы планируем создание «Лего-Центров».

Основные задачи «Лего-центров»:

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе;

3. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность, умственную деятельность, логическое мышление и память;

4. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

«Лего-центры» включают в себя  несколько зон:

1 Зона - стеллажи и ящики  для хранения конструкторов.

 2 Зона -  Выставочная зона        

            В выставочной зоне находится несколько полок, где выставляются лучшие индивидуальные и коллективные работы  детей по заданной теме. Здесь же представлена «Волшебная книга – Лего фантазии», в которой собраны фотографии  лучших поделок и  сочиненных  детьми  загадок к ним

3 Зона -  Рабочая зона

           Конструированием дети занимаются  стоя за столами-подиумами или сидя на ковре. На центральной стене находится пластиковый «карман», куда помещаются схемы и алгоритмы необходимые для занятия.

4 зона - Зона для обыгрывания.  Не выделена отдельно. Созданные Лего-постройки дети охотно используют в сюжетно-ролевых играх. В группах мы планируем использовать игровые столы Ландшафт со сменной панелью («Лес», «Водоем», «Городская улица») позволяет подгруппе детей воспроизводить в игровой форме повседневные действия и события. С помощью фигурок (кубиков, транспортных средств, островов и т.д.) можно организовать различные сюжетные игры. Дети могут собирать разные фигурки и конструкции, создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем, городскую улицу такая игра развивает координацию движений пальцев и творческое воображение.

D:\Мои документы\1инновационный проект\Фото для чистовика\nord kids-5.jpg

Ожидаемый результат

           Создание в детском саду модели развивающей среды, побуждающей к двигательной активности, позволяющей дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

           Практическая значимость создания многоуровневого игрового комплекса в групповых помещениях ДОУ заключается в возможности оптимизировать предметно-пространственную среду, повысить ее функциональность и эргономичность в среднем на 15—20%.  Игровое пространство ребенка увеличивается до 10—20 м2, что составляет 40% от общей полезной площади групповой комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....