Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада
статья на тему

Регина Илдаровна Миниазданова

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном детском саду» для воспитателей г.Нижнекамска 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание музыкальной предметно-развивающей

среды в группе детского сада

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.

Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами ДОУ

На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

В музыкальных уголках должны находиться : Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки

Образные пособия

1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

2) Музыкально дидактические игры:

3) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

Всевозможные картинки: Книжки-малютки «Мы поем», Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, Иллюстрации по теме «Времена года», Иллюстрации музыкальных инструментов, Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, Альбомы «Мы рисуем песенку» Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», Графическое пособие «Эмоции». Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты

Озвученные музыкальные инструменты и игрушки игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты игрушки-инструменты, издающие только один звук игрушки-инструменты с фиксированной мелодией игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования.

Технические средства Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром

Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества

Театры Виды театров: театр картинок (Фланелеграф) Пальчиковый театр Кукольный театр

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО ....

Методическая разработка "Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада"

Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада Доклад для педсовета декабрь 2017 Цель: познакомить педагогов с созданием и совершенствованием музыкальной развивающе...

Создание развивающейся предметно пространственной среды в группе детского сада

Развивающая предметно пространственная среда  в нашей группе содержательно насыщенная, вариативная,доступная, трансформируемая,безопасная. Уголки систематически обновляются....