Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Базанова Людмила Михайловна

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: ”Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста”. (Советы родителям)

Культурно-гигиенические навыки у детей.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить, все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым самостоятельное одевание и умывание обычно доставляет большое удовольствие.

У детей старшего дошкольного возраста, 5 – 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

При воспитании культурно – гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательство. В семье, где родители и старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для ребенка это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык.  

Как научить ребенка мыть руки.

Прежде чем начать мыть руки, нужно закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло. Взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Позвольте ему наблюдать ваши обычные процедуры в ванной комнате, которые включают в себя мытье рук. Если он увидит, как вы моете руки, то он, вероятно, начнет ассоциировать мытье рук с посещением туалета. Попросите его встать на табуретку, чтобы он мог достать до раковины, и помогите ему с водой и мылом. Не следует торопить ребенка, если он сосредоточено повторяет одно и тоже действие (например, мылит руки), тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает ему или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему полную самостоятельность.

Вы можете предложить ребенку игру, с которой  ему будет интересно стремиться к самостоятельности.

”Мыльные перчатки”

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливание. Затем предлагает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения умывания.

Как выработать у ребенка привычку ежедневно чистить зубы?

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. Самостоятельно чистить зубы ребенок начинает к двум годам. Как же правильно научить его выполнять эту процедуру?

Самые первые и лучшие учителя – это родители. Именно их пример лежит в основе обучения ребенка чистке зубов. Мама и папа должны держать щетку вместе с ребенком и направлять движения его руки. Вы будете давать малышу поручения, которые он должен выполнить. Так же он будет отвечать на ваши вопросы. Сначала спросите, в какой руке надо держать зубную щетку. После правильного ответа попросите ребенка показать это. Затем задайте вопрос, как на щетку накладывать зубную пасту? После того, как зубная паста окажется на щетке, попросите ребенка чистить зубы столько времени, сколько песок в песочных часах перетекает сверху вниз. По истечении этого времени переверните часы и поручите ребенку полоскать рот.

Как ухаживать за волосами.

Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой).

”Делаем прическу”

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху – вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла. Давай и тебе сделаем красивую прическу! Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит его попробовать это сделать самому. Дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху – вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало. Обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как и кукла.

Не забывайте так же об этом:

Всегда ли есть в кармане у вашего ребенка чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде: развязался шнурок, расстегнулась пуговка, молния, - и сразу их устранять?

Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

Игра: ”Распорядок дня”

Заранее приготовьте картинки с символическими пунктами распорядка дня ребенка. Их можно нарисовать самостоятельно, а можно вырезать из журналов. Например, - солнышко – пора вставать; тарелка с кашей – завтракать; зубная щетка и паста – чистка зубов; мыло, полотенце – умывание; велосипед – прогулка; кровать и месяц в окне – пора спать.

Сначала разложите картинки в правильном порядке. Просмотрите их вместе с ребенком, четка проговаривая последовательность действий. Затем перемещайте картинки и предложите ребенку их разложить в правильном порядке. Затем опять перемешайте картинки, спрятав одну из них. Пусть ваш ребенок определит, какое необходимое действие пропущено.

Эта игра поможет ребенку усвоить распорядок дня и запомнить, что некоторые события его жизни (завтрак, умывание, чистка зубов и т.д.) должны происходить обязательно каждый день.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В работе представлены методы  и приемы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  и детей младшего дошкольного возраста....

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и сотрудников детских садов....

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

Культурно-гигиенические навыки-важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, в содержании в чистототе лица, рук, тела, прически, одежды, и обуви, продиктована не только требован...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....

«Методы и приемы для развития читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...