Планирование прогулки с детьми ЗПР
методическая разработка
Рекомендации для воспитателей, календарное планирование прогулки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plinirovanie_progulki_s_detmi_zpr.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №4.
Пояснительная записка
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом планировании в полной мере отражена интеграция образовательных направлений, которые делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулке в средней группе ЗПР
Месяц | Познание | Коммуникация | Социализация, здоровье | Труд | Целевые ориентиры | |
Наблюдения | Исследовательская деятельность | Дидактические игры | Подвижные игры, игры-забавы, игры разных народов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | Живая природа: - за цветами на клумбе; - за изменением цвета листвы; - за березой; - за многообразием растений; - за травянистыми и древесными растениями; - за растениями на огороде; - за осенними листьями клена, березы, дуба, рябины; - за птицами; - за насекомыми. Неживая природа: - за сезонными изменениями в природе, за погодой; за погодными явлениями (солнце, ветер, облака, дождь). | • Движение воздуха. • Состояние почвы в зависимости от температуры. • Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка). • Опыты с водой: «Мячики и шарики», «Сухой и мокрый песок», «Вода» - определение свойств и качеств предметов посредством практических действий с объектом. | «Найди ошибку», «Так бывает или нет», «Какое время года», «Где что можно делать», , «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за овощ -фрукт», «Что сажают в огороде», «Кто (что) летает?», «Что это за насекомое?» | «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «День - ночь», «Кто скорее добежит до флажка»
«К названному дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Кто скорее соберет», «Карусель». | Сбор мусора и сухих листьев на участке. Сбор сухих и старых стеблей. Вскапывание песка в песочнице. Собираем игрушки после прогулки. | Знать названия растений, цветов, животных и деревьев во время наблюдений на прогулке;
закрепляем умение самостоятельно умываться и мыть руки по окончании работы на участке. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Октябрь | Живая природа: - за листопадом и разноцветными листьями; - за изменением состояния растений; - за красотой природы; - за приметами осени в природе; - за птицами, их многообразием, за отлетом птиц; - за голубями; - за насекомыми; - за трудом взрослых. Неживая природа: - за сезонными изменениями в природе, за погодой; - за погодными явлениями (ветер, облака, солнце, дождь); - за красотой природы; - за небом; - примет осени в природе; - за одеждой людей Рассматривание опавших после ветра веток и листьев. | • Свойства мокрого песка: постройки из песка. • Движение воздуха. • Свойство солнечных лучей: развиваем умение устанавливать простые взаимосвязи (мало – много, тяжёлый – лёгкий). | «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, птицы)», «Бывает – не бывает» (с мячом), «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «Дерево, кустарник, цветок», «Где что растет?
, «Лето или осень?», «Что сажают в огороде?»,
| «Догони мяч», «Замри», «Найди листок, какой покажу», «Найди себе пару», « «Гуси – гуси», «Пузырь». | Уборка мусора и опавших листьев на участке детского сада. Подсыпание песка в песочницу. Сбор природного материала для рассматри -вания. Собираем игрушки после прогулки. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов; соблюдает правила безопасного поведения во время подвижной игры |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ноябрь | Живая природа: - за листопадом и за опавшими листьями; - за изменениями в природе; - за березой; - за птицами (воробьями, воронами) и их поведением у кормушек. Рассматривание деревьев без листвы. Развешивание кормушек. Неживая природа: - за долготой дня; - за погодными явлениями, осадками дождь,туман, первый снег. | • Таяние снега от повышения температуры. • Хрупкость льда. • Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры. | «Когда это бывает?», ,
«Так бывает или нет», «Отгадай-ка!», «Что происходит в природе?», «Кто (что) летает?»,, «Четвёртый лишний», «Давай сосчитаем». | « «Пузырь», «Зайка беленький сидит»,
«Найди себе пару», «Карусель», «Найди свой домик», «Зайцы и волк», «К названному дереву беги». | Уборка участка от мусора. Уборка снега с дорожек. Наблюдение за работой дворника. | Закрепляем умение детей определять положение строений, деревьев, предметов на участке по отношению к себе.(право-лево) Закрепляем умение детей составлять небольшой рассказ о приметах поздней осени.с помощью воспитателя. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Декабрь | Живая природа: - за деревьями и кустарниками под снегом; - за поведением птиц у кормушек; Неживая природа: - за зимним небом; - за солнцем; - за ветром; - за льдом на лужах; - за снежинками, - за снегопадом; - за красотой зимнего пейзажа; - за погодой; | • Опыт со льдом. • Зависимость свойств снега от температуры. • Защитные свойства снега. | «Найди ошибку»,
«Так бывает или нет», «Какое время года», «Где что можно делать?», «Что это за птица», «Четвёртый лишний (времена года)», «Будь внимательным». | «Пробеги тихо»,
«Пузырь», «Мышеловка», «Хитрая лиса», Зимние забавы: «Попади в обруч», «Берегись, заморожу» подвижные игры с использованием снеголепов , санок, ледянок , катание с горок. | Расчистка снега с веранды. Очистка дорожек от снега и посыпание их песком. Наполнение кормушек зерном, Очистка кормушек от снега. Собираем игрушки после прогулки. | Знает названия и умеет различать зимующих птиц. Ответственно относится к проведению опытов и к новой информации, которую получил в процессе их проведения. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Январь | Живая природа: - Сравнение следов человека , животных и птиц. Неживая природа: - за снегом; - за зимним небом; - за метелью, вьюгой; - за сугробами; - за свойством снега в морозную погоду; - за оттепелью; - за погодой. | • Таяние снега. • Свойства снега. • Лед - твердая вода: «Какой он, снег?», «Цветные льдинки», «Холодно», | «Найди ошибку», «Четвёртый лишний (растения, птицы) «Кто (что) летает», «Придумай сам», «Что это за птица», «Отгадай-ка!»,
«Зима или осень», «Рыба, птица, зверь», «Кто кем будет» | «Лохматый пес»,
«Мы веселые ребята», «Зайцы и волк», Зимние забавы: «Пробеги и не задень», «Берегись, заморожу», | Помощь дворнику в уборке снега. Сгребание снега в лунки деревьев. Чистка кормушек от снега. Собираем игрушки после прогулки. Отряхивание одежды от снега. | Умеет определять и называть количество деревьев, предметов на участке. Умеет составить краткое описание зимующих птиц. Умеет объединяться со сверстниками для совместных действий и игр, соблюдать правила игры |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Февраль | Живая природа: - за березой; - за птицами (синицы, воробьи, снегири, вороны, голуби), прилетающими на участок. Рассматривание: деревьев зимой, частей деревьев, почек на деревьях, обледенелых деревьев; - следов воробья и вороны (сравнение). Неживая природа: - за природными явлениями: солнцем, оттепелью, метелью, , рыхлым снегом, льдом на лужах, за снеговиком, погодой. Рассматривание: - сосулек; - следов на снегу; - одежды людей. | • Свойства солнечных лучей. • «Чем можно покормить птиц», «Снег и лёд» (свойства и качество, сходства и различия). | «Найди ошибку», «Будь внимательным», «Рыба, птица, зверь», «Так бывает или нет», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет действий», | «Зайцы и волк», «Мышеловка», «Лиса в курятнике», «Охотники и зайцы », «Море волнуется», Зимние забавы: «Берегись, заморожу», «Снежная баба» | Расчистка дорожек от снега и льда. Посыпание дорожек песком. Отряхивание одежды от снега. Помогаем насыпать корм для птичек. | Соблюдает правила безопасного поведения во время работы с инвентарём по уборке снега и льда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Март | Живая природа: - за птицами (воробьями, голубями); - за деревьями (упражнение в узнавании и различении по строению, находим их на участке); - за изменениями в природе. Неживая природа: - за неживой природой. - за природными явлениями: за настом, за сосульками, за снегом, за первыми проталинами, за ветром и облаками, за лужами, за весенним небом, за солнцем, за изменениями в природе, за погодой. | • Определение плотности снега. • Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры воздуха. • Таяние снега. • Что в пакете? | «Найди ошибку», «Придумай сам», «Так бывает или нет», «Когда это бывает», «Что где можно делать», «Будь внимательным», «Четвёртый лишний (птицы)», | «Пробеги тихо»,
«Найди своё место», «Самолеты», «Мышеловка», «Замри», «Пузырь», «К названному дереву беги», «Через ручеек». | Уборка участка от палок, веток, прошлогодней листвы. Ссыпание оставшегося снега в лунки деревьев и кустарников. Наведение порядка на дорожках. Уборка льда с дорожек. | Знает названия четырех времён года. Знает названия и может составить краткое описание перелётных птиц с помощью взрослых |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Апрель | Живая природа: Рассматривание растений: почек, деревьев, кустарников, одуванчиков, березы, наблюдение за вербой. Наблюдение: - за птицами (воробьи, грачи); - за насекомыми; - за муравьями; - Неживая природа: - за природными явлениями: солнцем, небом, ручейками, лужами, ветром,, весенним дождем; - за погодой. | • Опыт по выявлению свойства солнечных лучей высушивать предметы. • Веселые кораблики. • Опыты по выявлению свойств воды. | «Назови ласково», «Когда это бывает», «Наоборот», «Когда ты это делаешь», «У кого какой цвет», «Придумай сам», «Что где лежит». | «Солнышко и дождик»
«Тише едешь, дальше будешь», «Кот и мыши», «Через ручеек», «Найди себе пару», «Карусель», «Море волнуется». | Помочь детям младшей группы в наведении порядка на дорожках. Уборка участка. Собираем песок в песочницу. | Знает названия насекомых, умеет определять их характерные особенности. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Май | Живая природа: Рассматривание: распускающихся почек, цветущих деревьев и кустарников, весенних цветов, растений. Наблюдения: - за полетом семян одуванчика; - за цветением растений; - за всходами на огороде (клумбе) после дождя; - Неживая природа: Наблюдения: - за солнцем; - за погодой. | • Свойства мокрого песка. • Бумажные кораблики. • Солнце высушивает предметы. | «Отгадай, что за растение», «Кто (что) летает», «Кто же я?», «Четвёртый лишний (растения)», «Что сажают в огороде?», «Чудесный мешочек», «Да или нет», «Бывает – не бывает (с мячом) «Узнай, чей лист». | «Кот на крыше», «Карусель», «Мышеловка», «Воробушки», «Через ручеек», «Птички и кошка».
| Наведение порядка на участке. Полив всходов в цветнике. Подсыпание песка в песочницу. Наблюдение за работой дворника. Собираем игрушки после прогулки. | Умеет называть времена года в правильной последовательности. Умеет согласовывать действия со сверстниками, достигать результата во время проведения экспериментов и исследований. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование прогулки с детьми 4-5 лет на одну неделю по теме "Осень в город к нам пришла"
Тема недели: «Осень в город к нам пришла!»Задачи: Расширять знания детей о родном городе, показать красоту города в осенний период времени. Закреплять знание детей о приметах осени, обрати...
Перспективное планирование прогулки с детьми старшего возраста в ДОУ
Перспективное планирование прогулкис детьми старшего возраста в ДОУ...
Перспективное планирование прогулки с детьми IIмладшей группы.
Перспективное планирование прогулки с детьми II младшей группы....
Перспективное планирование прогулки с детьми 1 младшей группы
Методическое пособие для воспитателей 1 младшей группы. Включает в себя описание дидактических игр, темы для наблюдений, индивидуальную работу по развитию основных движений...
Перспективное планирование прогулки с детьми группы ГКП
Перспективное планирование прогулки с детьми группы ГКП...
Перспективное планирование прогулки с детьми II младшей группы
Перспективное планирование прогулки с детьми II младшей группы...
Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы
Перспективное планирование прогулки с детьми подготовительной группы...