"Организация работы с родителями в области здоровьесбережения"
статья
Взаимодействие детского сада и родителей в вопросал здоровьесбережения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_raboty_s_roditelyami_v_oblasti_zdorovesberezheniya.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями
в рамках работы по направлению здоровьесбережение
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, окружающим миром и людьми. А между тем секрет этой гармонии прост- здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле- здоровый дух». Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный возраст. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представления о жизни.
Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности детей является сотрудничество ДОУ с родителями. Ведь именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребёнку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса- важная и ответственная задача педагога. Цель такого сотрудничества: организация системы взаимодействия коллектива ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей, формирование у них потребности в ЗОЖ.
Основными направлениями в данной работе являются:
- организация просветительской работы среди родителей по здоровьесбережению;
- индивидуальная работа с родителями по вопросам здорового образа жизни;
- привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в ДОУ и формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определённой совокупности форм и способов деятельности.
Организация просветительской работы среди родителей по здоровьесбережению планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности педагога и родителя. Цель данной работы вооружить родителей теоретическими представлениями о культуре здоровья. Это лекции по физиологии, гигиене; тематические родительские собрания; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка; обмен опытом воспитания детей в семье; родительские собрания.
Индивидуальная работа с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи ребёнка, добиться большего взаимопонимания в поиске путей влияния на личность ребёнка. Это консультации для родителей по вопросам физического и психического здоровья детей; индивидуальные беседы с родителями; составление карт развития детей.
Привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в ДОУ и формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье осуществляется с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как коллективные творческие дела, прогулки, походы, дни здоровья, праздники, спортивно-оздоровительные мероприятия, КВН-ы.
Теперь подробнее рассмотрим некоторые формы работы с родителями:
Общие родительские собрания.
Цель: просвещение родителей в области здоровьесбережения.
Такие собрания проводятся раз в полгода. Они носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области здоровьесбережения. На эти собрания приглашаются специалисты: врач, психолог, инструктор по физической культуре. Из их выступлений родители могут узнать полезную информацию, получить информацию, получить ответы на интересующие их вопросы.
Родительские собрания в нетрадиционной форме.
Цель: формирование индивидуальной философии здоровья на основе ценностных ориентаций, знаний и умений, приобретаемых в ДОУ.
Родительские собрания проводятся в форме КВН, например, на тему «Если хочешь быть здоров». В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить свои знания, достижения собственного ребёнка по вопросам здоровьесбережения.
Родительские тренинги.
Цель: приобретение новых знаний и умений в воспитании ребёнка.
Родительские тренинги- это формы работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений по вопросам воспитания собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. Тренинг проводится психологом с группой, состоящей из 12-15 человек и включает в себя пять- восемь заданий. По результату участия в тренинге психолог проводит собеседование с педагогом и даёт ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребёнком и каждой семьёй, участвовавшей в тренинге.
Спортивно- семейные мероприятия.
Цель: формирование у всех членов воспитательно - образовательного процесса бережного отношения к своему здоровью и потребности следовать здоровому образу жизни.
В целях пропаганды здорового образа жизни, устранения дефицита общения между родителями и детьми можно провести такие спортивно-семейные мероприятия: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Мама, бабушка, я- дружная семья». На соревнования приглашаются родители с детьми, проводятся они в спортивном зале между командами родителей и их детей. После мероприятия можно организовать чаепитие.
Спортивно-оздоровительные мероприятия.
Цель: развитие познавательной, творческой и общественной активности дошкольников; формирование потребности следовать здоровому образу жизни.
Можно организовать спортивно-туристические мероприятия с выходом на природу, где организовать преодоление полосы препятствий, различные творческие конкурсы и т.д. По результатам соревнований подводятся итоги. Достижения отмечаются грамотами, призами по разным номинациям.
Спортивные праздники.
Цель: обучение детей и их родителей по организации совместной здоровьесберегающей деятельности.
Например, «Масленница»: дети участвуют в театрализованном представлении, играх, плясках, спортивных соревнованиях; всех угощают блинами; по традиции сжигают чучело.
День здоровья.
Цель: формирование потребности в формировании здорового образа жизни у детей и их родителей.
Подготовка к дню здоровья начинается заранее. Родители совместно с детьми собирают материал на определённую тему, выбирают форму выступления (миниспектакль, пантомима, выпуск минигазеты и т.д.), затем знакомят всех со своими отчётами в спортивном зале и проводятся состязания, например, в форме путешествия по станциям, где дети и их родители показывают свои знания о том, как нужно беречь здоровье, какие условия нужно выполнять для его сохранения и укрепления.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.
Список использованной литературы
1. Волосникова Т. В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. –Т.71. - №1;
2. Михеева Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ// Методические рекомендации, М., 2009;
3. Огурцова И. А. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) / И.А. Огурцова. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. - №4 (14);
4. Стратегия развития: здоровое поколение // Обруч: образование, ребёнок, ученик. -2007. - №1;
5. Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления дошкольников // Дошкольная педагогика. 2010.- №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая проверка " Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению с учётом ФГОС ДОУ"
План и график тематического контроля...
Организация работы по физическому развитию и здоровьесбережению с учётом ФГОС
Методы и приёмы , используемыё в работе с детьми по ФИЗО...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению с учётом ФГОС ДО
Выступление на педсовете...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Педагогический совет «Современные подходы организации работы с дошкольниками в области формирования основ гражданственности и патриотизма»
Педагогический совет направлен на повышение компетентности педагогов в вопросах гражданственно - патриотического воспитания...
Организация работы по физическому развитию и здоровьесбережению в старшем дошкольном возрасте
Чтобы расширить представления об особенностях функционирования целостности человеческого организма....