Статья"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО"
статья

Ирина Валерьевна Моргунова_

Аннотация. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – сохранять, поддерживать, обогащать здоровье всех субъектов образования в дошкольном учреждении: детей, педагогов, родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Цель: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morgunova_sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО

Аннотация. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – сохранять, поддерживать, обогащать здоровье всех субъектов образования в дошкольном учреждении: детей, педагогов, родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Цель: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. Проблема  в том, что у детей слабое здоровье, дети мало двигаются. Наши современные родители сильно  их оберегают, не давая им играть, прыгать, бегать. У детей происходит задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, дети испытывают неловкость. Сильнее всего страдает осанка.  Проведенное анкетирование среди родителей показало, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

В ДОО  некоторые дети  поступают  уже с поставленными диагнозами. Адаптация  у всех детей проходит по разному, некоторые быстро привыкают к условиям  детского сада, а кому-то это дается с трудом. В такой ситуации главное – найти  контакт с родителями.

Работая с детьми, мы постарались помочь им научиться правильно ходить, прыгать, выполнять основные физические упражнения. Родители принимали активное участие  в данной работе. Считаем, что необходимо привлекать родителей для преобразования развивающей предметно – пространственной среды, пополнения физкультурных уголков, соответствующих основным принципам здоровьесберегающей политики дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии – один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение, укрепление здоровья всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения.  Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научит их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- организация образовательного процесса без негативного влияния на здоровье  воспитанников [1].

В нашем экологическом уголке в феврале-марте дети совместно с педагогами выращивают лук, укроп, петрушку, листья салата. Ранней весной у детей на столах свежая, полезная зелень. Во время ОРВИ также на столы, во время обеда, ставим нарезанный лук и чеснок.

Важно конечно постараться сохранить здоровье ребенка, всю оздоровительную работу мы строим в системе, режимные моменты стараемся проводить в нетрадиционной форме. Нашим детям очень нравится утренняя гимнастика, которую проводим при музыкальном сопровождении с озвучиванием животных и сказочных персонажей.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и укреплению здоровья воспитанников, требуемого ФГОС, в дошкольном учреждении используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

1. Точечный массаж по методу Аллы Алексеевны Уманской, кандидата медицинских наук. Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки как кнопки на пульте, управляющем всем организмом.  Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Дети с интересом  участвуют в таких гимнастиках. Нам она очень понравилась тем, что дети учатся расслабляться, данную гимнастику проводим под спокойное музыкальное сопровождение.

2. Гимнастика с элементами "Хатха-йоги". Хатха-йога это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Практика хатха-йоги состоит главным образом в выполнении статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии  гибкости и поддержании здоровья суставов. Для детей она сложна первое время, когда им сложно удерживать себя в статических позах. Но потом все  меняется.  А когда в гимнастику добавляются  животные (например: кошечка выгибает спинку, собачка тянет спинку…) [2].

Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

Библиографический аппарат

1. Ахутина, Т.В.  Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст]: учебное пособие для педагогов / Т. В. Ахутина. – М.: Айрис-Пресс, 2009.  – 210 с.

2. Дубровский, В.И.  Валеология здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие для педагогов /  В.И. Дубровский. – М.: Флинта; Retorika., 2006. – 310 с.

3.  Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: пособие для педагогов  ДОУ/ О.Л. Зверева. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 190 с.

4. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: пособие для педагогов  ДОУ/ А.М. Сивцова. – СПб.: Методист, 2008. – 68 с.

5. Киселев, Н. В. Медико-социальные  проблемы формирования ЗОЖ [Текст]: методическое пособие для педагогов  ДОУ / Н.В. Киселев. – М.: Академия, 2009. – 209 с.

6.  Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: пособие для педагогов / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

7. Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ / СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 340 с.

8. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Текст]: пособие для педагогов / М.:АРКТИ, 2007.– 420с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоров...

СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ "

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового о...

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физи...

Статья " СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данная статья посвящена вопросам применения современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений. В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сос...

Статья "Современные здоровьесберегающие технологии"

Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью....

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Статья "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"...