Статья"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО"
статья
Аннотация. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – сохранять, поддерживать, обогащать здоровье всех субъектов образования в дошкольном учреждении: детей, педагогов, родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Цель: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morgunova_sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО
Аннотация. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – сохранять, поддерживать, обогащать здоровье всех субъектов образования в дошкольном учреждении: детей, педагогов, родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Цель: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. Проблема в том, что у детей слабое здоровье, дети мало двигаются. Наши современные родители сильно их оберегают, не давая им играть, прыгать, бегать. У детей происходит задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, дети испытывают неловкость. Сильнее всего страдает осанка. Проведенное анкетирование среди родителей показало, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.
В ДОО некоторые дети поступают уже с поставленными диагнозами. Адаптация у всех детей проходит по разному, некоторые быстро привыкают к условиям детского сада, а кому-то это дается с трудом. В такой ситуации главное – найти контакт с родителями.
Работая с детьми, мы постарались помочь им научиться правильно ходить, прыгать, выполнять основные физические упражнения. Родители принимали активное участие в данной работе. Считаем, что необходимо привлекать родителей для преобразования развивающей предметно – пространственной среды, пополнения физкультурных уголков, соответствующих основным принципам здоровьесберегающей политики дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии – один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение, укрепление здоровья всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научит их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса без негативного влияния на здоровье воспитанников [1].
В нашем экологическом уголке в феврале-марте дети совместно с педагогами выращивают лук, укроп, петрушку, листья салата. Ранней весной у детей на столах свежая, полезная зелень. Во время ОРВИ также на столы, во время обеда, ставим нарезанный лук и чеснок.
Важно конечно постараться сохранить здоровье ребенка, всю оздоровительную работу мы строим в системе, режимные моменты стараемся проводить в нетрадиционной форме. Нашим детям очень нравится утренняя гимнастика, которую проводим при музыкальном сопровождении с озвучиванием животных и сказочных персонажей.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и укреплению здоровья воспитанников, требуемого ФГОС, в дошкольном учреждении используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
1. Точечный массаж по методу Аллы Алексеевны Уманской, кандидата медицинских наук. Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Дети с интересом участвуют в таких гимнастиках. Нам она очень понравилась тем, что дети учатся расслабляться, данную гимнастику проводим под спокойное музыкальное сопровождение.
2. Гимнастика с элементами "Хатха-йоги". Хатха-йога это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Практика хатха-йоги состоит главным образом в выполнении статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии гибкости и поддержании здоровья суставов. Для детей она сложна первое время, когда им сложно удерживать себя в статических позах. Но потом все меняется. А когда в гимнастику добавляются животные (например: кошечка выгибает спинку, собачка тянет спинку…) [2].
Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
Библиографический аппарат
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст]: учебное пособие для педагогов / Т. В. Ахутина. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 210 с.
2. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие для педагогов / В.И. Дубровский. – М.: Флинта; Retorika., 2006. – 310 с.
3. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ О.Л. Зверева. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 190 с.
4. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ А.М. Сивцова. – СПб.: Методист, 2008. – 68 с.
5. Киселев, Н. В. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ / Н.В. Киселев. – М.: Академия, 2009. – 209 с.
6. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: пособие для педагогов / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
7. Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ / СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 340 с.
8. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Текст]: пособие для педагогов / М.:АРКТИ, 2007.– 420с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...
Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоров...
СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ "
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового о...
Статья «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физи...
Статья " СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Данная статья посвящена вопросам применения современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений. В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сос...
Статья "Современные здоровьесберегающие технологии"
Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью....
Статья «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Статья "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"...