Семинар-практикум
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Семинар – практикум
«Художественное слово в формировании КГН у дошкольников»
Воспитатель: Томчук И.И.
Смоленск 2019
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Основой полноценного физического развития ребенка является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное, значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее»
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Дети 4 – 5 лет более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
В течение всего дня, педагогу предоставляются большие возможности для воспитания культуры поведения детей. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка, что является важнейшим условием нравственного воспитания. В различное время дня могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек, использование художественного слова, чтение книг, на примере персонажей которых, ребёнок учится анализировать, делать выводы и многое другое.
Я, в своей работе, особое внимание уделяю использованию художественной литературы, т.к. художественное слово имеет значимое влияние на сознание дошкольника. Посредством художественного слова ребёнок лучше запоминает, устанавливает причинно - следственные связи. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Художественное слово позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.
Интересны детям литературные сюжеты, такие как: «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе разыгрываем маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Использование художественного слова, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им потешки, стихи, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т.д.
Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно - гигиенических навыков.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С. Макаренко. «Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. И я, в своей работе, старалась руководствоваться данными принципами.
В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. Так же, хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры, сопровождающиеся художественным словом.
Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования культурно – гигиенических навыков. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя полученные навыки, развивая речь, расширяя представления об окружающем.
Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким, чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и чтении художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...