Конспект занятия по ЗОЖ «Береги глаза и уши»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Суслова Анна Михайловна

Познакомить дошкольников с органами чувств человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ЗОЖ

«Береги глаза и уши»

(для детей 6 – 7 лет)

Подготовила и провела: воспитатель 1 кв.кат. Суслова А.М.,

МБДОУ №27 «Родничок», г.Бердск.

Цель: Дать представление о том, что глаза и уши являются главными органами чувств человека. Уточнить, что уши и глаза у всех разные; учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков; познакомить со строением глаза.

Материал: Незнайка, письмо, рисунок с изображением ушей животных и человека. Музыкальные инструменты, фотоаппарат, звукозапись с шумом леса, реки, дороги, лист бумаги. Плакат «Строение глаза», иллюстрации из серии «Что надо делать, чтобы сохранить глаза и уши».

Словарная работа: радужная оболочка, зрачок, роговица, веко, барабанная перепонка, голосовые связки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, д/и « Собери части», «Лото», чтение художественной литературы Э. Мошковской «Уши», С.Маршак «Доктор Айболит», загадывание загадок, сюжетно ролевая игра «Поликлиника»

Методические приемы:

  1. Игровой момент.
  2. Д/и «Паучок»
  3. Д/и «Хорошо- плохо»
  4. Физминутка «Самолёт»
  5. Д/и «Угадай какие звуки ты слышишь».
  6. Д/и «Угадай музыкальный инструмент по звуку».

Ход занятия:         

Оргмомент:

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у меня на столе? Это не просто рисунок, он поможет отгадать нам загадки.

  1. На двух колах бочка, на бочке - кочка, а на кочке - лес (человек).
  2. Горшочек умен. Семь дырочек в нем (голова).
  3. Два Егорки живут возле горки, а друг на друга не глядят (глаза).

Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Как вы думаете, почему? Верно, с помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении. Ориентироваться в пространстве и времени, благодаря глазам мы получаем всю информацию об окружающем нас мире. Хотите узнать тайны наших глаз?

Воспитатель достает фотоаппарат.

- Ребята, что это? Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? Правильно, открылось маленькое круглое отверстие, через которое проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? Маленький цветной кружочек называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других – зеленый, у кого – то голубой. А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим.

  Дети рассматривают плакат «Строение глаза» и обсуждают.

Проводится игра «Паучок».

Паучок вверх ползёт,
Паутинку плетёт.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит паучка.

Указательный палец правой руки прижимается к большому пальцу левой руки.
Большой палец правой руки прижимается к указательному пальцу левой руки.
Указательный палец правой руки и большой палец левой руки отодвигаются и поворачиваются, смыкаясь вверху.
Большой палец правой руки и указательный палец левой руки размыкаются, поворачиваются и смыкаются вверху.
(Паучок, плетя паутину, поднимается вверх)

Паучок вниз ползёт,
Паутинку плетёт.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит паучка.

Указательный палец правой руки прижимается к большому пальцу левой руки.
Большой палец правой руки прижимается к указательному пальцу левой руки.
Большой палец правой руки и указательный палец левой руки размыкаются, поворачиваются и смыкаются внизу.
Указательный палец правой руки и большой палец левой руки отодвигаются и поворачиваются, смыкаясь внизу
(Паучок, плетя паутину, спускается вниз)

- А как вы думаете, для чего нужны человеку брови? Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тот час же слизнет непрерывно мигающее веко. Если же в опасной близости от глаза появится,  какой - нибудь предмет, веки закроются раньше, чем мы успеем подумать.

Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды. Если о них плохо заботиться, то что с ними может случиться, мы попробуем отгадать.

   Проводится игра «Хорошо-плохо». 

Дети рассматривают и сравнивают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях.

1.Ребенок трет глаза грязными руками.

2.Вытирает глаза чистым платком.

3.Читает в транспорте.

4.Читает, лежа в постели.

5.Читает за столом в хорошо освещенной комнате.

6.Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

7.Смотрит телевизор далеко от экрана.

- Ребята, зрение надо беречь, глаза охранять, тренировать их, подпитывать витаминами. Витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и фруктов.

Воспитатель рассказывает детям, что в них много витаминов А, В, С, Д. Объясняет в каких еще продуктах они содержатся и для чего нужны.

- Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В-мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды) .

Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек) .

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

- А теперь давайте повторим правила по охране зрения, чтобы наши глаза всегда хорошо видели:

1.Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.Нужно оберегать глаза от едких и опасных жидкостей.

4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.Нужно есть продукты с витаминами.

6.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

7.Нужно гулять на свежем воздухе.

Физкультминутка «Самолет».

    Пролетает самолет, с ним собрался я в полет (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом).

     Правое крыло отвел, посмотрел, левое крыло отвел, посмотрел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом).

      Я мотор завожу и внимательно гляжу (делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом).

      Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу (встают на носочки и выполняют летательные движения).

 Воспитатель: Ребята, я же совсем забыла, к нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные. Не на макушке, не с кисточками».

      Предлагается рисунок: уши слона, белки, зайца, человека.

-Кто же это такой? Как вы догадались? А вот и наш гость – Незнайка , тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие. Что ты ими делаешь? Для чего они тебе? Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Садись, Незнайка, поудобнее, сейчас тебе дети расскажут все про уши и зачем они тебе.

  -Что  можно услышать ушами? Что такое звук? Хотите узнать ответ на этот трудный вопрос? Я постараюсь вам объяснить. Давайте проведем с вами опыт. Будьте внимательны.

   Воспитатель берет музыкальный инструмент. Перебирает струны, а затем одну струну оттягивает и резко бросает; слушаем звук и видим дрожащие струны.

  -Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это.

Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?

  -Теперь прислушайтесь к своему телу. Ладонями обхватите горло и произнесите свою фамилию и имя. В нутрии горла что- то дрожит. Это дрожат голосовые связки. Послушаем, как  по- разному звучит наш голос. Мы можем его поменять, сделать тихим и громким, низким и высоким. В сказке « Три медведя» все разговаривали по-разному. Давайте произнесем, как говорили медведи одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные уши услышат разницу.

  -Вот какие чуткие у вас уши. А сейчас мы посмотрим, сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

  Проводится игра «Угадай музыкальный инструмент по звуку». За ширмой звучат металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас.

  -Опять угадали. Молодцы! Понравилось играть?

Игра «Угадай, какие звуки ты сейчас слышишь, где можно услышать такие звуки». Дети прислушиваются к звукам здания и улицы, затем воспитатель включает в записи звуки леса, реки. Луга, дети отгадывают.

   -Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят нам много радости. Очень трудно жить без слуха. Слух для человека – большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Дети рассматривают иллюстрации из серии «Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши».

- Мы узнали много интересного и полезного. Я думаю, и Незнайка понял, что надо делать, чтобы его уши никогда не болели и ему не придется ходить к врачу. (Раздает витамины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»

Конспект занятия «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»     Программное содержание.      Образовательные: - систематизировать знания детей о ср...

Конспект занятия "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"

привитие навыков Здорового образа жизни...

Конспект занятия "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"

привитие навыков Здорового образа жизни...

Конспект занятия "Я здоровье берегу - сам себея помогу"

Формирование педставлений о здоровом образе жизни...

Конспект занятия «Я здоровье берегу - сам себе и помогу!»

Конспект занятия «Я здоровье берегу - сам себе и помогу!» Программные задачи:Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.Развить представление о том, что здоровье - главная ценность чел...

Конспект занятия по рисованию «Арктика глазами детей» с детьми подготовительного возраста

Программное содержание:• побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию;• формировать умение изображать животных в движении, то...

Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного

Авторская зазработка моего конспекта занятия  по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены  физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...