Азбука здоровья
консультация
Азбука здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_levorukomu_rebenku.docx | 19.32 КБ |
kakie_produkty_vkljuchit_v_menju_rebenka.docx | 13.92 КБ |
kon-dlja_roditelej_budte_zdorovy.odt | 8.76 КБ |
o_nervozakh.docx | 18.07 КБ |
pravila_zakalivanija_detej.docx | 20.77 КБ |
progulka_zimoj.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь леворукому ребенку
Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа. Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку: 1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу. Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка. Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут. Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.
Советы родителям леворуких детей
- Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
- Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
- Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
- Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
- Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких
Предварительный просмотр:
Какие продукты включить в меню ребенка,
чтобы он меньше болел?
1. Шиповник.
Аскорбиновой кислоты в сухом шиповнике раз в 10 больше, чем в черной смородине. В сушеном шиповнике этот витамин хранится до нового урожая. Настой из пары столовых ложек сухих плодов полностью обеспечит суточную потребность малыша в аскорбиновой кислоте.
Шиповник не содержит фермента аскорбиназы, разрушающего витамин С. Семьи, в которых регулярно готовят и пьют настой шиповника, редко посещают болезни.
2. Брюссельская капуста.
Кочанчики брюссельской капусты мельче грецких орехов, но по запасам витаминов они превосходят остальные сорта капусты. Всего пяти-семи кочанов (80 г) достаточно, чтобы полностью удовлетворить суточную потребность дошколенка в витамине С.
А уж что касается бета-каротина, тут остальным сортам капусты остается только завидовать этим крошкам. В брюссельской капусте провитамина А в 15 (!) раз больше, чем в белокочанной или цветной капусте, и в 3 раза больше, чем в краснокочанной или кольраби. "Брюсселька" служит хорошим источником витамина Е, который усиливает благотворное влияние каротинов и витамина С на иммунитет.
Есть в этой капусте также витамины группы В и ценные минеральные вещества и микроэлементы, в том числе и селен, укрепляющий иммунную защиту против инфекций.
3. Кроме того, в рацион малыша должны входить мясные, рыбные и кисломолочные продукты, яйца, злаковые и, конечно же, фрукты.
4. Облепиха.
Эта ягода – абсолютный чемпион среди всех известных ягод, фруктов, овощей и зелени по содержанию ценнейшего витаминного вещества – бета- каротина. Для сравнения: в 100 г облепихи – целых 10 мг, а в 100 г моркови – 9 мг бета-каротина. Щепотка ягод – и суточная потребность организма малыша в бета-каротине удовлетворена.
Кроме того, в 100 г свежей облепихи содержится 200 мг витамина С, причем вместе с рутином и гесперидином, повышающими усвоение витамина С и усиливающими его действие в организме.
Ягоды облепихи могут долго храниться в холодильнике без всякой обработки. А если облепиху заморозить и хранить в морозильнике, не нарушая его температурный режим, витамины в ней с ничтожными потерями сохранятся всю зиму.
5. Болгарский перец.
Этот продукт считается лидером по содержанию аскорбиновой кислоты. В 50 г болгарского перца содержится целых 125(1) мг аскорбиновой кислоты. Даже если в зимнем парниковом перце содержание витамина С несколько ниже, все равно даже треть стручка (но ежедневно!) обогатит пищевой рацион и аскорбиновой кислотой, и витамином Р (рутином), в паре с которым аскорбинка работает эффективнее.
Богат сладкий перец и бета-каротином (провитамином А), тоже исключительно важным для иммунитета. Есть в нем и витамины группы В. а также полезные минеральные вещества.
В сочных стручках болгарского перца витамины сохраняются при термической обработке. Приготовь крохе 7-11 месяцев пюре из парового или бережно запеченного перца, это поможет укрепить его иммунитет.
В стручках красного цвета витаминов особенно много. Но не стоит обходить вниманием и желтые, и зеленые сорта. Зеленый перец реже вызывает аллергию.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Будьте здоровы!"
Когда следует начинать занятия физкультурой с ребёнком? Ответ прост "чем раньше, тем лучше!" О физическом развитии ребёнка необходимо заботиться ещё до его рождения. Так что, уважаемые мамы и папы, у вас есть шанс сделать первый шаг, на пути оздоровления своих детей средствами физической культуры.
С чего начинать?
Для начала нужно определить возможности и способности вашего ребёнка. К трём годам ребёнок должен бегать со свободными, естественными движениями руками по прямой, подпрыгивать на двух ногах. К семи годам, ребёнок уже должен уметь быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперёд, в умеренном темпе, в чередовании с ходьбой. Прыгать через скакалку, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега. Оценку результатов можно определить по существующим нормативам.
Ребёнка дошкольного возраста можно учить плавать, кататься на двухколёсном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, т.е. всему тому, что ему интересно и не противопоказано в дошкольном возрасте.
Родители в данном случае – лучший пример для ребёнка!
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых, в данном случае - родителей. Поэтому если вы своим положительным отношением, справедливой оценкой будете пробуждать в ребёнке желание заниматься физкультурой, то очень скоро увидите результаты его физических возможностей. И, опираясь на заинтересованность, нужно закрепить стремление вашего ребёнка к активной деятельности. Положительный пример существенно влияет на формирование у ребёнка, стремление заниматься физкультурой.
У некоторых детей рано проявляются способности к координации движений, умение быстро овладевать навыками движений, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только теми упражнениями, которые лучше всего получаются. Роль взрослого - помогать развить, как можно больше физических качеств. Но обязательно нужно помнить о том, что нельзя ребёнка заставлять выполнять то, что ему не нравится! Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской душе.
Какие упражнения можно делать?
1.Наклоны.
Это упражнение является самым эффективным для профилактики искривлений позвоночника. Т.к. оно укрепляет мышцы, отвечающие за удержание позвоночника в нормальном положении.
2.Приседания.
Это упражнение позволяет хорошо укрепить ноги, а так же улучшить растяжку в области таза.
3.Отжимания от пола.
Это упражнение позволяет развить грудную область, руки, плечи. Главное, чтобы туловище было прямым. Если ребёнку трудно отжиматься от прямого пола, можно ноги класть на пол, а руки на какую-нибудь подставку, например, стул.
4.Подтягивания на перекладине.
Это упражнение помогает укрепить верх спины, руки. Главное в этом упражнении – отсутствие рывков при подтягивании. Все движения должны быть плавными.
5.Поднятия туловища.
Нужно лечь на пол спиной. Родитель держит ноги, а ребёнок поднимает ту-ловище и касается головой ног. Ну, или хотя бы, стремится к этому, если не достаёт до ног. Это упражнение позволяет укрепить мышцы живота.
6.Ну и, конечно же, бег !
Без него обойтись никак нельзя. Он приносит много пользы. Главное, нужно понять, что важна не скорость бега, а его продолжительность.
С детьми до семи лет, физкультура должна быть игровая. Если хотите, чтобы ваш ребёнок был здоров и счастлив, играйте с ним! Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные нагрузки, без лишних волевых усилий. Если с года до пяти-шести лет ребёнка интересует сам процесс движения, то с шести лет у него появляется интерес к результату. Хвалите своего ребёнка за любые достижения, радуйтесь новым удачам!
И помните: главное – здоровье вашего ребёнка!!!
Предварительный просмотр:
Среди различных форм «общих» неврозов детского возраста принято выделять неврозы страха, навязчивых состояний, нервную анорексию, а в рамках системных неврозов – невротические заикания, тики, расстройства сна, анорексия, энурез, энкопрез, патологические привычные действия – т.н. вредные привычки (сосание пальца, языка, губы, одежды, биение головой о подушку перед засыпанием, грызение ногтей, онанизм, ковыряние пупка и т.д.)
Чаще всего эти привычки возникают у ребёнка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу, или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постели. Он рано отлучился от материнской груди, его редко брали на руки. Вредные привычки порождены дефицитом внимания. Нередко вредные привычки возникают у ребёнка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.
Ребенок, предоставленный сам себе, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим, испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях. Вначале он прибегает к этим действиям, поскольку отсутствует мать. Постепенно такое действие закрепляется. По природе ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне, что способствует его развитию. Оставшись в одиночестве, он утешает и успокаивает себя сам, ища источники впечатлений в себе. Теперь он привык быть один, и появление матери только мешает ему.
Вредная привычка становится ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствующее внимание, ласку, общение. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах – еще и выражение глубокой неуверенности в себе.
Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмических движений, является вынужденным замещением тех необходимых движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Такой ритмический акт как сосание груди, - не только акт кормления. Сложный комплекс воздействий: пищевого, эндокринного и психологического – стимулирует развитие головного мозга. Грудь матери сосут до года, но дети, которые нуждаются в продлении стимуляции, сосут её до полутора лет; отлученные же от материнской груди до срока сосут соску или палец до 3 лет, что в таких случаях нормально.
Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритмов в сложной перестройке мозга ребенка от бодрствования ко сну, и ребенок, поэтому нуждается при засыпании в укачивании.
Ребёнок, привыкший успокаивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, прикасается к половым органам и раздражает их, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Эта само стимуляция всегда растягивается на многие годы, чтобы восполнить дефицит стимулирующего влияния матери.
Более всего родителей волнует детский онанизм. До 7 лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в 6-8 месяцев ребенок плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающих, взгляд его устремляется в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются его отвлечь, он бурно протестует. У детей старше года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке, сжимает между ножек одеяло.
С ребенком начинается отчаянная борьба. Взрослые рассматривают эту привычку как свидетельство испорченности, чрезмерной сексуальности. Однако, ребенок до 3 лет-существо по сути бесполое. Он не выделяет себя из окружающей среды. Идентификация с мужским и женским полом произойдет после 3 лет в процессе формирования личности. До 3 лет ребенок не предполагает, что он раздражает именно половые органы. Это известно только родителям. Для него нос, пупок, гениталии – только части его тела.
Трехлетний ребенок понимает, что родители недовольны им, осуждают эти его действия, которые попадают под определение «нельзя», но причины такой оценки ему неведомы. Ему непонятно, почему ковыряние в носу воспринимается более спокойно, а пальцы у половых органов вызывают у родителей гнев.
После 3-4 лет ребёнок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться – сформировалась привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Он стремится получить удовлетворение, переступив через запрет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей к в общем-то безобидному акту. Ребенок стремится к уединению, становится замкнутым.
Онанизм имеет ряд специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом; острицы, раздражающие область промежности; рубчик тесного белья; привычка закладывать одеяло между ножек, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, ягодицам и пр. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько проявление сексуальности (прикосновение детей к своим половым органам, как и интерес к ним, является составной частью нормального психосексуального развития), сколько такая же вредная привычка, как и сосание пальца, не более.
Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда он практикуется часто, занимает ребенка больше всего, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку, возможно, в таком случае это может быть следствием органического поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка а постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в кровати.
Также не следует ребенку засиживаться на горшке. Следует своевременно излечивать от остриц, не допускать задержки акта мочеиспускания. Такая задержка у мальчиков приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате способствует возникновению онанизма. Следует тщательно соблюдать гигиену промежности, чтобы не было зуда. Ребенок н должен носить одежду, из которой вырос. Не кормите его шоколадом, пряностями, острой пищей. Малыша не рекомендуется качать верхом на колене.
От попытки онанизма отвлекают, не заостряя внимания ребенка на нем, интересными занятиями. Зная причины вредных привычек их легче предупредить, чем устранить.
Если вредная привычка уже сформировалась, родители начинают борьбу с ней, а не с ребенком. На отказе от нее не настаивают. Прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и к его невротизации. Не стоит прибегать к насильственным мерам в борьбе с привычкой. Если они и помогут, ребенок будет напуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее «излеченной» вредной привычки. Не следует требовать честного слова в том, что «так больше не будет». Он дает честное слово, но вынужден нарушить его, так как не в силах отказаться от привычки. Формируется вторая вредная привычка – нарушать честное слово. Не наказывайте за вредную привычку – он не виновен в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Ребенок начинает прибегать к ней, чтобы утешить себя после наказания, и ещё больше замкнется в себе, страдая от непонимания взрослыми его переживаний, испытывая чувство вины и ещё более неуверенность.
Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на её преодоление, столько же времени, сколько она закреплялась. Ребенок замкнулся, ушел в себя – родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят, чтобы не оставалось времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой – всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.
Если ребенок грызет ногти, следует их коротко обрезать. Ребенка побуждают бороться с привычкой, учат самоконтролю. Его ободряют, активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке.
Ногти грызут те дети, которые мучительно неуверенны в себе, и борьба с этой неуверенностью – основное условие избавления от этой привычки.
При сосании пальца, предметов и пр. привычек, к которым чаще прибегают перед засыпанием, рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой перед сном. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку. Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, и поэтому всё, что вызывает положительные эмоции, способствует и устранению вредных привычек.
Любовь к ребенку мудрая и великодушная поможет преодолеть его нервность, трудности его поведения, его болезни, как бы они не были тяжелы.
По материалам опыта работы врача-психотерапевта В.И. Гарбузова
Предварительный просмотр:
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты закаливающих процедур:
- укрепление нервной системы;
- развитие мышц и костей;
- улучшение работы внутренних органов;
- активизация обмена веществ;
- невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха.
При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:
- проводить закаливающие процедуры систематически;
- увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
- учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
- начинать закаливание в любом возрасте;
- никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
- избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
- правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
- закаливаться всей семьей;
- закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
- в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.
Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.
Закаливающие воздушные процедуры:
- Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате.
- Прогулки. Летом новорожденных можно выносить на улицу уже с первой недели жизни. Длительность первых прогулок – от 20 до 40 минут. В нашей климатической зоне детей первых недель жизни можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже –5 градусов на 15-30 минут. Постепенно увеличиваю продолжительность прогулок до 1-2 часов. Малыши старше 3-х месяцев хорошо переносят мороз до –10 градусов. А полугодовалые дети могут гулять и при морозе –15 градусов. До 2-3 месяцев ребенка зимой лучше держать на руках, а не в коляске, чтобы не допустить его переохлаждения.
- Воздушные ванны во время пеленания. Малыша оставляют голеньким на пеленальном столике, лучше в положении на животе в течение 2-3 минут. Постепенно к 6 месячному возрасту длительность воздушных ванн следует довести до 15 минут, а к году – до 30 минут. Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно: вначале раскрывают только ручки и ножки, а затем тельце до пояса, а через несколько недель – оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут (например, по 5 минут 3-4 раза в день). Летом воздушные ванны следует проводить на открытом воздухе в тени деревьев.
- При первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве малыша следует немедленно одеть
- Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры.
К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.
Традиционные водные процедуры:
- Для детей с самого рождения: общие ванны с обливанием. Купают ребенка как обычно при температуре воды в ванне около 37 градусов. Готовят в другой посуде воду для первого обливания температурой на 10 градусов ниже, чем в ванне (около 26 градусов). Вынимают малыша из ванночки, держат его на ладони взрослого спинкой кверху и сначала обливают ему стопы прохладной подготовленной водой, а затем спинку вдоль позвоночника до затылка. Иногда малыши от неожиданности даже вскрикивают или “кряхтят”, но затем быстро привыкают к процедуре. После обливания ребенка промокают, закутывают в простую и байковую пеленки. Через 15-20 минут его переодевают. Рекомендуется каждые 3-5 дней снижать температуру воды для обливаний на один градус, доходя до температуры воды18-20 градусов. Дети более старшего возраста, которые адаптированы к процедуре, сами требуют обливания более холодной водой после теплой ванны или душа.
- Подмывание, умывание. Длятся 1-2 минуты. Вначале их проводят теплой водой (28 градусов), а затем каждые 2-3 дня снижают температуру воды на 1 градус – до 22 градусов. Следить, чтобы ножки малыша перед подмыванием были теплыми! После процедуры заворачивают ребенка в пеленки на 15-20 минут. А затем переодевают.
- Для детей с 2-х месяцев: общие влажные обтирания. Вначале готовят кожу ребенка к предстоящей процедуре. Для этого сухой фланелевой пеленкой или кусочком шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 7-10 дней можно приступать к обтиранию водой. Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в воде (35-36 градусов зимой и 33-34 градуса летом), слегка отжимают и обтирают руки – от пальцев к плечу, ножки – от стоп к бедру, грудь, живот, спину. Таким образом достигается сочетание действия массажа и воды. Сразу же после обтирания вытирают смоченную часть тела полотенцем до легкого покраснения кожи. Один раз в 5 дней температуру воды для обтираний снижают на 1 градус, доводя ее до 28 градусов. Продолжительность процедуры – 3-4 минуты. Лучше проводить ее перед дневным сном. Для усиления рефлекторного влияния воды на коже можно использовать раствор соли (1 чайная ложка на стакан воды).
Интенсивные методы закаливания
К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.
Основные виды контрастных закаливающих процедур:
- контрастные ножные ванны;
- контрастное обтирание;
- контрастный душ;
- сауна;
- русская баня.
Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.
Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” - 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.
Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей!
Предварительный просмотр:
Как здорово, что есть зима! Природа одарила нас такими чудесами, как снег и лед.
Мало того, что снег и лед необыкновенно красивы, так это еще и очень интересно. Ведь можно придумать много занимательных игр с ними и превратить зимнюю прогулку в увлекательное занятие.
Что нужно для того, чтобы зимняя прогулка удалась? Хорошее настроение, немного фантазии и подходящий наряд!
Одежда для прогулки предполагается удобная и практичная. Малыша надо «упаковать» так, чтобы он мог активно двигаться и при этом не замерз. Есть одно простое правило: подсчитайте, сколько слоев одежды на вас, столько же наденьте и на ребенка. Если на улице он будет бегать, снимите один слой, если же большую часть прогулки сидит в коляске, добавьте один слой. Да, и пожалуйста, не забудьте взять с собой запасную пару варежек.
«Скульпторы»
Одно из самых любимых занятий детей зимой – лепить из снега. Этот процесс получится интереснее и веселее, если захватить из дома какие-нибудь предметы (морковку, пуговицы, шарфик или сломанные солнцезащитные очки) Представь, какой забавный получится снеговик? Чтобы ему было не скучно слепите ему подружку. Вообще, из снега можно слепить все, что угодно: колобка, черепаху, башню, крепость.
«Меткий стрелок»
Выбираем цель. Из снега лепим снаряды. А теперь направляем снежок прямо в цель. После каждого попадания хлопаем в ладоши – получилось.
«Снежная дуэль»
В эту игру интереснее играть втроем: мама, папа и малыш. Мама с ребенком- на одной стороне, папа- на другой. Но, конечно же, победит дружба.
«Кладоискатели»
Предложите малышу раскопать снег до земли и посмотреть, что под ним. А там. маленькое чудо — зелененькая травка. Расскажите ребенку, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит. А если ваша прогулка проходит в лесу, найдите старый трухлявый пень и отделите кусочек коры. Под ним вы увидите спящих насекомых — они заснули на зиму. Но когда придет весна и их согреет солнышко, они снова проснуться.
«Необыкновенные художники»
Рисовать на снегу – это так красиво! Можно пальчиком, прутиком, лопаткой, а можно – водой! Нам понадобиться пластиковая бутылка с подкрашенной водой и две крышечки. Одной крышечкой закрываем бутылку, чтобы удобно было нести. Во второй делаем отверстие. На прогулке меняем крышки. Инструмент для зимнего рисования готов!
«Знакомство с деревьями»
Расскажите ребенку, какие бывают деревья и как их можно различить друг от друга. Первое знакомство лучше начать с березы, рябины, елки или сосны. А чтобы лучше запомнить, поиграйте в игру: «Раз, два, три, к елочке (березке, рябинке) беги! »
«Снежинки»
Попробуйте поймать снежинки и рассмотреть их. Они очень красивые. И заметьте, они совсем не похожи друг на друга. А что такое снежинка? Это всего лишь замершая капелька воды. Положите ее на ладошку, она растает и опять превратится в капельку. Ну, разве не волшебство? А дома, когда наступит вечер, возьмите листок бумаги и сделайте малышу подарок – вырежьте для него снежинку, которая не тает.
«Разведчики»
Настоящие разведчики должны ходить так, чтобы не оставлять после себя следов. Как сделать? Очень просто – надо шагать след в след. Будет интереснее, если тот, кто идет впереди (например, папа, будет менять дистанцию между шагами или делать резкие повороты. Чем болбше участников, тем играть веселее.
«Разные дорожки»
Если найти полянку нетронутого снега, то можно сделать и «неведомые дорожки», и «следы невиданных зверей». Например, идти «елочкой» или ехать как на лыжах, оставляя длинные следы, семенить ножками, продвигаясь вперед совсем чуть-чуть – так получится след от трактора. А можно сделать несколько шагов вперед, а потом аккуратно по этим же следам вернуться назад. Получится, что кто-то шел, шел, а потом, раз… и исчез. Вот чудеса!
«Крутые виражи»
На санках любят кататься все! А вот если разбежаться и резко развернуть санки, удержаться и не выпасть из санок смогут не многие. Но зато те, кто удержался – молодцы!
Гуляйте и играйте!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное НОД по теме здоровье "Азбука здоровья"
Закреплять и расширять знания детей о полезных продуктах питания. Закреплять знания детей на здоровье, двигательную активность, правильное питание, гигиенические процедуры. Развивать познаватель...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""
Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....
"Азбуку здоровья изучай и своё здоровье сохраняй"
Предлагаемый сценарий физкультурного досуга воплощает в себе новый подход знакомства детей с темой "Здоровья". Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности в зд...