Практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как элемент здоровьесберегающих технологий»
консультация
К сожалению, современные дети всё чаще имеют затруднения в обучении. Это обусловлено различными нарушениями в организме и трудностями в адаптации. Поэтому актуальным становится поиск эффективных форм, приемов и технологий профилактики и укрепления здоровья детей в рамках образовательного учреждения и в условиях современной социальной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovaya_ploshchadka._kinezeologiya._2.docx | 21.39 КБ |
kineziologiya_27.12.18.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Практикум для педагогов
«Кинезиологические упражнения
как элемент здоровьесберегающих технологий»
Подготовила:
Порсева Н. В.,
инструктор по физической культуре.
2019 год
Звучит песня «Закаляйся, если хочешь быть здоров».
Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить, судя по музыкальному сопровождению? (ответы)
Музыкальное сопровождение отключить.
- Хлопните в ладоши те, кто занимается спортом систематически.
- Топните ногами те, кто занимается гимнастикой и закаливанием.
- Щёлкните пальцами те, кто умеет делать гимнастику для… мозга.
Доказано, что как мышцы атрофируются без физической нагрузки, так и мозг человека слабеет без умственной работы. Как вы думаете, что такое гимнастика для мозга?
Кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Соответственно, кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
К сожалению, современные дети всё чаще имеют затруднения в обучении. Это обусловлено различными нарушениями в организме и трудностями в адаптации. Поэтому актуальным становится поиск эффективных форм, приемов и технологий профилактики и укрепления здоровья детей в рамках образовательного учреждения и в условиях современной социальной ситуации.
Физическое и психологическое здоровье формируется именно в дошкольный период. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, основная роль отводится двигательной активности. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления.. Неподвижный ребенок не обучаем, поэтому его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
С какими трудностями в обучаемости детей вам приходится сталкиваться чаще всего? (ответы)
Цель: развитие умственных способностей и физического здоровья, активизация различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет корректировать проблемы в различных областях.
Задачи:
- Снижение тревожности;
- Формирование уверенности в себе при публичных выступлениях;
- Улучшение внимания;
- Облегчение процесса чтения и письма
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Развитие мелкой и крупной моторики;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти;
- Восстановление работоспособности и продуктивности;
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости;
Систематические, ежедневные занятия кинезиологическими упражнениями помогают решить большую часть трудностей : они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма и многое другое.
Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие системой нервных волокон -мозолистого тела. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Человеческий мозг, как известно, состоит из двух полушарий. Развитие обоих полушарий головного мозга в будущем позволит ребенку концентрироваться на важном, ориентироваться в большом потоке информации, быстро принять наиболее верные решения, моментально улавливать суть вещей, обучаться в короткий срок.
На слайде вы можете посмотреть за что отвечает каждое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Предлагаю определить доминирующее полушарие. Для этого воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П. Павлова).
Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек –«карась», «орел», «собака».
2-я группа карточек –«бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек –«шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек –«карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек –«орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек –«собака», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие (показ упражнений).
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы включены дыхательные- улучшают ритмику организма, активность мозга, особенно эффективны упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, глазодвигательные упражнения- движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица)- специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела, упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела-способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется четкое выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Чтобы наши дети были успешными и могли наслаждаться полноценной жизнью, нужно поддерживать в форме не только тело, но и ум.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мозг , хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.» Мишель де Монтень 2
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие . 3
Трудности в обучении Недоразвитие отдельных психических процессов (мышления, память) Учебная деятельность (самоконтроль, умение действовать по правилу) Нарушения речи Несформированность эмоциональной сферы (тревожность,нерешительность) Кругозор ограничен Низкий уровень учебной мотивации 4
Цель: Развитие умственных способностей и физического здоровья, активизация различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет корректировать проблемы в различных областях. 5
Задачи: 1. Повышение продуктивной работоспособности 2. Повышение стрессоустойчивости 3. Синхронизирует работу полушарий 4. Улучшает мыслительную деятельность 5. Облегчает процесс чтения и письма 6. С пособствуют улучшению памяти и внимания 7. Развитие мелкой моторики 8. Снятие стресса, нервного напряжения 6
7
8
9
10
« Думательная шляпа» Цель: «включение» кратковременной памяти, активизация работы мозга. 11
«Кнопки мозга» Цель: активизация кровоснабжения головного мозга, улучшение восприятия сенсорной информации. 12
«Слон» Цель: активизация и сбалансированность целостной системы организма «интеллект—тело», улучшение концентрации внимания. 13
«Зеркальное рисование» Цель: расслабление глаз и рук. 14
«Козырёк» Цель : синхронизация деятельности левого и правого полушарий. 15
«Пальчиковая гимнастика» Цель : развитие мелкой моторики, активизация деятельности левого и правого полушарий. 16
« Лобно – затылочная коррекция» Цель: снятие чувства тревоги, напряжения, волнения. 17
« Энергетизатор » Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса, повышение уровня кислорода в крови. 18
«Святоша» Цель: снятие нервно – мышечного напряжения, гармонизация психических процессов. 19
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков; 2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке; 3. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов; 4 . Упражнения проводятся стоя или сидя за столом; 5. Алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия. Для результативности необходимо учитывать определенные условия: 20
1.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002 . 2.Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999 3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7784-2015-05-15-16-19-05.htm -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 4 . https :// www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-gimnastika-mozga.html - МааМ.ру 5. http://www.doshcolniki.ru/ - Социально-педагогический портал «Дошкольники» 6. http :// ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html - Лаборатория дошкольного образования Используемая литература и интернет-ресурсы : 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)
Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...
Сценарий занятия в средней группе с использованием элементов классической хореографии, логоритмики и элементов здоровьесберегающих технологий
Дети совершают путешествие в космос, преодолевая различные препятствия...
Инновационные технологии на занятиях музыки. Физкульминутки и динамические паузы, как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии
Одна из основных задач образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам ра...
Мастер-класс для педагогов «Кинезиологические упражнения — эффективная здоровье сберегающая технология».
мастер-класс...
План внедрения элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарнова, технологии "Сторителлинг" и адвент - календаря
Для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения для дошкольников»
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие....
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"...