Инновационные технологии на занятиях музыки. Физкульминутки и динамические паузы, как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии
материал (старшая, подготовительная группа)
Одна из основных задач образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам развития детей. Для этого необходимо особое внимание уделить проведению физкультминуток на занятиях музыки для полноценного восприятия учебного материала. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение. Физкультурная «весёлая» минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki.docx | 27.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии на занятиях музыки
Физкульминутки и динамические паузы,
как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии
Составил:
музыкальный руководитель
Селезнев Н.В.
Актуальность. Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании. Одна из основных задач образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам развития детей. Для этого необходимо особое внимание уделить проведению физкультминуток на занятиях музыки для полноценного восприятия учебного материала. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение. Физкультурная «весёлая» минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.
Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности. С позиций здоровьесбережения, польза от простого выполнения нескольких физических упражнений будет большой, если при этом учитываются три условия.
1. Состав упражнений физкультминутки или динамической паузы должен зависеть от особенностей занятия.
2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3. Необходимо подобрать для каждого занятия на 2 - 3 минуты физкультминутку, позволяющую быстрее и эффективнее переключать детей в другой режим деятельности.
Педагог должен:
- Владеть двигательной культурой и образно с доступными комментариями показывать упражнения.
- Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
Цель – сохранение и укрепление здоровья путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
- укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно - мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
- обучение певческим, речевым, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств высшего порядка.
5. Развивающие:
- развитие познавательной деятельности;
- развивать устойчивый интерес к действованию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- развивать ориентировку в пространстве.
Основные педагогические принципы:
- принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса. Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
- принцип сознательности и активности. В работе с детьми активность поддерживается заинтересованностью педагога, образностью музыки, различными игровыми приёмами и упражнениями.
- принцип наглядности реализуется как путём непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (музыкальные игрушки), образного слова педагога. Взаимосвязь в работе различных рецепторов обогащает образ движений, его восприятие, его связи с речью и музыкой.
- принцип доступности предполагает доступность всех видов заданий, правильное распределение материала на занятиях в течение учебного года, чтобы предлагаемые ребёнку игры и упражнения не превышали его возможностей, соответствовали возрастным, речевым и психомоторным особенностям, типу высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизических и речевых возможностей.
Методы и приёмы: музыкальная игра, сказкотерапия, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, музыкальные, пальчиковые и коммуникативные игры, упражнения на развитие чувства ритма, пространственной ориентации, танцевальные элементы.
Виды творческой деятельности на занятиях музыки
Музыкально - ритмические движения: (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, маршевые движения к определённой цели) осуществляется развитие представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нём. Упражнения развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Речедвигательные упражнения способствуют ритмичному исполнению стихотворного текста, согласованного с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе.
Музыкально - ритмическое пение.
Логопедические песенки – распевки- это вокально - артикуляционные упражнения: выполняются под музыку, корректируют звукопроизношение, укрепляют гортань, мышцы органов артикуляции, развивают их подвижность. При исполнении этих упражнений активно работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица.
Музыкально - ритмические игры: дидактические игры с движениями, когнитивные (познавательные), креативные (творческие) игры, коммуникативные танцы - игры.
На занятиях реализуются:
- игры на развитие внимания;
- игры на развитие памяти;
- игры на перестроение;
- игры со сменой партнёра;
- сюжетные танцы - игры.
Вид занятия | Группа | Продол-жительность музыкального занятия | Продол- жительность физкультминуток и динамических пауз | Количество занятий | |
неделя | год | ||||
музыкальное | подготовительная группа | 30 минут | 2-3мин | 2 | 72 |
музыкальное | старшая группа | 25 минут | 2-3 мин | 2 | 73 |
№ | Тема месяца | Цели и задачи | Виды упражнений |
1 | Сентябрь «Музыка, движение, здоровье» | Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формирование правильной осанки. Развитие у детей музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений. | Речевое музицирование В.Степанов «Уроки дикции. Скороговорки» Танцевально-ритмическая гимнастика «Ручки, ручки» Игрогимнастика «Левой, правой». |
2 | Октябрь «Ритмическая мозаика» | Формировать устойчивое ощущение равномерной метроритмической пульсации; обучать согласованности движений с характером музыкального произведения. | Речевое музицирование В.Степанов «Мышка Марфуша» Танцевально-ритмическая гимнастика «Беготня». Игрогимнастика «В нашем зале». |
3 | Ноябрь «Придумай свой танец» (импровизации) | Развивать творческую инициативу, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. | Речевое музицирование В.Степанов «Пеликанские острова» Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок». Игрогимнастика «Листочки». |
4 | Декабрь «В мире танца» | Развитие музыкальности через объединение различных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, двигательных в процессе движения. | Речевое музицирование В.Степанов «Кричалки» Танцевально-ритмическая гимнастика «Облака» Игрогимнастика «Енот». |
5 | Январь «Первые шаги в мире искусства» | Развитие художественно-творческих способностей, обучение музыкально-ритмическим умениям и навыкам через упражнения, разминки, танцы. | Речевое музицирование В.Степанов «Кто как ходит?» Игровой самомассаж«Лягушачья зарядка» Танцевально-ритмическая гимнастика «Бум, бум». |
6 | Февраль «Танцы детства» | Развивать воображение, создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретать интеллектуальный и эстетический опыт. Импровизировать | Речевое музицирование В.Степанов «Зарядка для туриста» Танцевально-ритмическая гимнастика «Колесо» Игрогимнастика «Большие и маленькие». |
7 | Март «Детская дискотека» | Создать условия для самостоятельных танцевально-двигательных импровизаций, развивать у ребенка позицию активного участника, исполнителя, создателя музыкальных номеров. | Речевое музицирование В.Степанов «Песенка про Карабаса» Танцевально-ритмическая гимнастика «Хомяки». Игрогимнастика «Левой,правой» |
8 | Апрель «Танцевальные фантазии» | Развивать эмоциональную сферу и умение выражать свои эмоции в мимике и пантомиме, способствовать развитию импровизации. | Речевое музицирование В.Степанов «Турист» Танцевально-ритмическая гимнастика «В каждом маленьком ребенке» Игрогимнастика «Мы танцуем «Хлопай-топай» |
9 | Май «Путешествие в страну «Хореография» | Поддерживать интерес к концертной деятельности, развивать музыкальный кругозор, творческие потребности самовыражения в движении под музыку. | Речевое музицирование В.Степанов «Квартет» Танцевально-ритмическая гимнастика «То, что нужно!» Игрогимнастика «Замри» |
Результативность опыта.
Системная организация работы по реализации проекта привела к достижению максимально-возможных результатов:
- у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;
- сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально-ритмической деятельности;
- появился интерес к танцу, ритмопластике;
- обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров; - проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.
Опыт работы представлен методическими разработками, концертной программой, развлечениями; консультациями родителям и воспитателям, данными внутреннего мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию
Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...
"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл)....
Сценарий занятия в средней группе с использованием элементов классической хореографии, логоритмики и элементов здоровьесберегающих технологий
Дети совершают путешествие в космос, преодолевая различные препятствия...
Физкульминутки и динамические паузы для дошкольников
Физкульт минутки и динамические паузы для дошкольников...
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающей образовательной технологии в ДОУ
Динамическая или оздоровительная пауза является эффективной здоровьесберегающей технологией, применяемой в ДОУ. Данную методику можно активно применять для предупреждения утомления и снижения работосп...
Динамические паузы (физкультминутки) как элемент здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Динамические паузы (физкультминутки) как элемент здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста....