здоровая пища для малышей
консультация (младшая группа)
бщеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу но должно быть сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища – вопрос особенно острый. Все родители знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка. В нашем государстве очень строгий подход к питанию в детских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ | 11.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
« Здоровое питание – здоровый ребенок»
Общеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу, оно должно быть
сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело
касается детей, здоровая пища – вопрос особенно острый. Все родители
знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая
мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка. В нашем
государстве очень строгий подход к питанию в детских учреждениях. Для
него установлены соответствующие нормы. Приходя в детский сад, каждый
родитель может увидеть меню и нормы питания, а о вкусовых качествах
лучше спросить у детей. Конечно, не все блюда нравятся. Про кашу, кисель
(и мало ли что еще) ребенок, может сказать «фу». Это понятно, невозможно
удовлетворить все пристрастия детей. Много зависит, как питается ребенок в
семье. Кормят ли его с ложки или балуют любимыми шоколадками вместо
полноценной пищи. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для
своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам,
которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты
и кока – колы. А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются
проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А
сосиску я буду! А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка
полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у
детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с
ряженкой. Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе
этого продукта. Чаще всего дети, глядя друг на друга, с удовольствием едят
суп, запеканки и омлеты. Вспомните детство – такие суфле и запеканки не
всегда дома приготовят. . Ребен5 ок должен получать достаточное количество
питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и
основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы,
витамины). Пища должна быть разнообразной, сбалансированной и
содержать необходимое соотношение компонентов питания. Питание должно
опережающее сопровождать все процессы роста и развития организма
ребен5 ка, другими словами, подрастая, ребен5 ок не должен испытывать
нехватку пищи и питательных веществ. Меню детского сада по
установленным нормам имеет тщательно просчитанную энергетическую
ценность. Например, дневная норма для ребенка младше трех лет составляет
1540 ккал, а старше трех лет – 1900 ккал. Именно, исходя из этих цифр, и
подбирается меню в детском саду. Первым делом в детском саду ваш малыш
получит завтрак - иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным
маслом и сыром, чай или какао. Чуть позже по распорядку следует второй
завтрак, на который обычно дают либо фруктовый сок, либо фрукт или
кисло-молочный продукт. Обед – самая важная трапеза, которая состоит из
полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно,
сок или компот в качестве третьего. После сна детки обычно полдничают –
чаще всего на полдник в саду дают блюда из творога, вкусные булочки или пирожки, чай. В каждом дошкольном учреждении детей кормят полноценно
и качественно. Важно отметить одно из правил, согласно которому детей не
могут кормить одним и тем же блюдом чаще, чем один раз в двадцать дней.
Вот почему рацион детей в детском саду довольно разнообразен.
Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным
питанием ребен5 ка в семье. Нужно стремиться. Чтобы домашнее питание
дополняло рацион детского сада. С этой целью родители должны
знакомиться с меню, ежедневно вывешиваемое в группах. Поэтому на ужин
лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребен5 ок не получал в
детском саду, а в выходные и праздники его рацион лучше приблизить к
садовскому. Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат.
Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только
хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для
ребенка это довольно - таки сложное дело. Приятного аппетита!
Как не надо кормить ребенка
СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»
1 Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из
самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и
физический и психический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в
данный момент есть не нужно! Если не хочет, есть только чего-то
определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений
в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное
животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм
нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом
случае, голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
2 Не
навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры,
убеждения, настойчивые повторения, предложения - прекратить.
3 Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство
наслаждения. Еда- средство жить. Здоровое удовольствие от еды,
конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового
аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и
извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
4 Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо
личное. Спешка еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы
даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще,
то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит
еще один не дожеванный кусок.
5 Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а
новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды
сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
6 Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в
каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или
мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно бытьпищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение
всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.
7 Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого
беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько.
Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты
поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда
захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше,
то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и
предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Как организовать рациональное питание дома
Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае,
если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе:
🕐 500 мл молока или кисломолочных продуктов в натуральном виде или
вместе с чаем, злаковым кофе;
🕐 40 гтворога, одно яйцо;
🕐 60-70- г мяса (и не реже двух раз в неделю столько же рыбы - без нее
детскому организму не обойтись, особенно головному мозгу);
🕐 20 гсливочного масла, 7-10 г растительного масла (последнее лучше
всего в натуральном виде, так как в нем есть те вещества, которые
помогают становлению ЦНС, желудочно- кишечного тракта,
гормональной системы);
🕐 150-200 г овощей (морковь, свекла, капуста и др.); фрукты - лучше
всего те, которые растут в местности, где родился малыш;
🕐 40 гсахара, крупяные блюда, а лучше ассорти (гречка, овсяные хлопья,
рис и др.);
🕐 хлеб - для детей этого возраста уже преимущественно черный;
Лучше всего весь объем пищи распределить на 4 приема и соблюдать
несколько весьма полезных правил:
🕐 голод утоляют не сладкой пищей (берегите поджелудочную железу), а
продуктами, содержащими белок (орехи, молоко, творог, овощи,
фрукты и т.д.);
🕐 любой прием пищи лучше всего начинать с овощей или фруктового
сока;
🕐 выпивать перед ночным сном ½ стакана кефира;
🕐 утром, если интервал между пробуждением и завтраком в детском саду
более 1,5 часа, можно утолить чувство голода половинкой яблока, 1-2
грецкими орехами, салатом из овощей, небольшим ломтиком сыра, ½
чашки сока, галетным печеньем;
🕐 интервал между приемами пищи должен быть в пределах 3,5 – 4 часов;
одинаково плохо для здоровья и сокращение, и удлинение интервалов.
Особенности питания детей в зимний период Зимний период имеет свои особенности в организации правильного питания
ребенка. Низкая температура воздуха оказывает определенное влияние на
организм ребенка. Прежде всего, это повышенная отдача тепла, т.е. высокие
энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех
видов обмена веществ. В целях компенсации растущих энергетических
потерь в первую очередь необходимо увеличить белковый компонент пищи.
Ребенок ежедневно должен получать мясные и рыбные блюда и молочные
продукты, в том числе творог. Особенно полезны кисломолочные продукты,
белок которых легче усваивается, а главное – они положительно влияют на
состав микрофлоры кишечника и тем самым поддерживают оптимальное
состояние здоровья ребенка.
В зимний период ребенок чаще болеет простудными заболеваниями,
острыми респираторными и другими инфекциями в результате не только
контактов с уже заболевшими, но и охлаждения организма, что резко
снижает его сопротивляемость.
Устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется
достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока
роль таких витаминов, как аскорбиновая кислота, витамины группы В,
витамин А, а также каротин, из которого вырабатывается витамин А.
Поэтому в рацион ребенка целесообразно ежедневно включать продукты,
наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень.
Известно, что зимой за время долгого хранения содержание витаминов
в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и
фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре
промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно
использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря
современным технологиям, гарантирована сохранность витаминов.
Роль витаминов в детском питании
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности
организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании
фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают
сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию
токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим
вредным факторам окружающей среды.
Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые
из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в
результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще
витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных
лучей. Основными же источниками витаминов являются различные
продукты питания.
Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период
дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием ипроцессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной
системы.
Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и
бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей,
отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов
физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит
к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов.
Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической
патологии, особенно со стороны органов пищеварения.
Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в
организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей
и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.
В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать
достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками
витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные
овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе
хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например
в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная
капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа
воздуха (соленые овощи, зелень).
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального
функционирования пищеварительной и центральной нервной систем,
принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его
недостатке в организме отмечается повышенная утомляемость, мышечная
слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит
витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе
растительных масел, являющихся основными источниками
полиненасыщенных жирных кислот.
Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом
обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает
нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует
лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и
слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение
массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта
появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците
витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз
(конъюктивит) и полости рта (стоматит).
Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты,
мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.
Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения,
процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых
оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке
глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества.
Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.
формированием различных органов и систем, напряженностью обменных При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота
зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей
отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным
заболеваниям.
Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло,
субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится
каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые
части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища».
КОНСПЕКТ беседы по здоровому образу жизни на тему: "Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища"....
Комплексное занятие с использование здоровьесберегающих технологий. Тема: Витамины и здоровый организм. Здоровая пища. Фрукты для сюжетно ролевой игры «Доктор».
Объяснить детям как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.Познакомить детей с ...
"Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища.
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Выяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять детям, что здоровьезависит от правильного питания - еда должн...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: "Витамины и здоровый организм. Здоровая пища"
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания , что еда должна быть не только вкусной, но и полезной....
План-конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе «О здоровом питании» Открытый просмотр. тема недели: «Хочу быть здоровым» тема дня: «Здоровая пища» подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №
Задачи: 1. Сформировать представление о зависимости здоровья человека от способа питания («Познание»). 2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах («Познание»). 3. Учить детей прояв...
Конспект Дня Здоровья «Любимая и здоровая пища». Театрализованная игра-зрелище «Витаминная семья»
Конспект Дня Здоровья «Любимая и здоровая пища». Театрализованная игра-зрелище «Витаминная семья» ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Предложите детям назвать их любимую еду, назовите, что люб...
Дидактические игры (ОБЖ, Вредная пища - здоровая пища, О здоровом образе жизни) для детей раннего возраста
Дидактические игры (ОБЖ, Вредная пища - здоровая пища, О здоровом образе жизни) для детей раннего возраста...