НОД "Органы кровообращения"
план-конспект занятия
Материал по здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_organy_krovoobrashcheniya.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Органы кровообращения»
Подготовительная группа
Задачи: дать детям элементарные валеологические знания о работе органов кровообращения человека, об условиях, обеспечивающих охрану и жизнедеятельность сердца; учить детей делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс); развивать основы валеологического мышления, умения использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья; расширять словарный запас детей (кровеносные сосуды, органы кровообращения, пульс).
Оборудование: таблица с изображением расположения кровеносных сосудов на теле человека; секундомер, муляж сердца; таблица с изображением упражнений, полезных для сердца; дидактическая игра «Что полезно для сердца».
Ход:
Что вы наблюдаете, когда пораните кожу? (Ответы детей.)
Вопрос: Какого цвета кровь?
Где бы мы ни поранили кожу, выступает капелька крови. Кровь — красного цвета. В организме она находится в кровеносных сосудах, которые пронизывают все тело человека (см. таблицу). Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи и их можно рассмотреть.
Наблюдение. Рассмотрите ладони с наружной и внутренней стороны. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Посмотрите — они разветвляются, одни их них толще, а другие тоньше. Самые тонкие кровеносные сосуды тоньше человеческого волоса. (Рассматривание человеческого волоса.)
По сосудам постоянно течет кровь, причем течет довольно быстро. Ей надо всего полминуты, чтобы пробежать по всему телу. (Проверка по секундомеру.) Включается секундомер на 30 секунд.
За такое короткое время кровь приносит во все части организма питание от органов пищеварения и воздух — от органов дыхания. При больших потерях крови человек может умереть. Поэтому при кровотечениях ему надо сразу оказать первую помощь: обработать кожу вокруг раны и наложить повязку (что мы с вами и делали, когда проводили занятие «Кожа и ее гигиена»).
При сильных кровотечениях надо немедленно обратиться к врачу. Потеря двух литров крови может привести к смерти человека.
У детей иногда течет кровь из носа. Запомните правила оказания помощи при носовом кровотечении:
прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, прижать голову к груди;
положить в половинки носа кусочки ваты, смазанные вазелином, зажать нос пальцами.
Если после этих мер кровотечение из носа не прекратилось, надо обратиться к врачу.
Вопрос: Что заставляет кровь двигаться из носа по кровеносным сосудам? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Кровь движется потому, что в нашем организме постоянно работает сердце, от которого отходят кровеносные сосуды. Сердце и кровеносные сосуды — органы кровообращения.
Сердце находится в левой части груди. Если приложить ухо к груди, можно услышать, как работает сердце.
Практическая работа: послушать друг у друга ухом, как бьется в груди сердце. (Высказывания детей.) Оно попеременно то сокращается, то расслабляется.
Когда сердце сокращается, кровь с силой выталкивается в кровеносные сосуды. Эта сила и заставляет двигаться кровь. Когда сердце расслабляется, оно наполняется кровью. В последующее сокращение кровь снова выталкивается в кровеносные сосуды. Этот толчок сразу же отражается на стенках кровеносных сосудов. Его называют пульс.
Пульс у человека хорошо прощупывается там, где кровеносный сосуд проходит над костью. Обычно его находят на руке выше кисти, на висках. Пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 60–70 ударам в минуту, у детей — 80–100 ударам в минуту.
Практическая работа: найди у себя пульс, посчитай количество ударов за 1 минуту. Запомни его! Встань из-за стола, сделай 10 приседаний на месте, посчитай пульс. Запомни его! Когда успокоишься, выполни бег на месте а течение одной минуты, посчитай пульс. Запомни его! Сравни, как меняется пульс. Сделай вывод о влиянии физических нагрузок на работу сердца. Сравни пульс у ребят. Ответь, у кого пульс быстрее выравнивается: у тех, кто охотнее занимается физкультурой, или у тех, кто не хочет ею заниматься? Почему? (Ответы детей.)
Сердце работает непрерывно днем и ночью, всю жизнь. От его работы зависит функционирование других органов, всего организма. Кровь вовремя и в нужном количестве принесет питание и воздух ко всем органам, если сердце справляется со своей работой. За 1 минуту сердце перегоняет 4–5 л крови. Сколько крови сердце перегоняет за сутки? А размер его — всего с кулак.
Опыт. Попробуй сжимать и разжимать пальцы в кулаке в течение 18 сек. Устали у тебя пальцы или нет? (Ответы детей.)
Сердце, не уставая, работает всю жизнь. Например, за сутки сердце выполняет такую работу, какую производит подъемный кран, чтобы поднять груз весом 2 т на высоту 5 м.
Вот каким тренированным должно быть сердце! И физкультура при этом — лучший помощник! Занимаясь физкультурой и спортом, физическим трудом, ты укрепляешь не только мышцы, но и сердце.
Больное сердце лечить очень трудно: «Сердце человека — что стекло: если треснуло, никогда не склеить». «Храни свое сердце больше всего хранимого, потому что в нем источник жизни», «Больного вылечит его сильное сердце», — так гласит народная мудрость.
Существуют гимнастические упражнения, которые полезны для сердца. (Вывешиваются таблицы с нарисованными упражнениями, полезными для сердца.)
Практическая работа: детям по схеме предлагается самостоятельно выполнить упражнения: прыжки — ноги в стороны, вместе, приставные шаги; выбрать из предложенных картинок физические упражнения, полезные для сердца (дидактическая игра).
Большой вред сердцу приносят курение и алкогольные напитки. Для работы сердца, как и для всех органов, нужны питание и воздух. Подумай и реши: хорошо ли будет работать сердце, если вместо воздуха кровь принесет ему яд никотин, а вместо питания — алкоголь?
Вывод. Органы кровообращения — это сердце и кровеносные сосуды. Кровь разносит по организму человека питательные вещества и воздух. Чтобы сохранить сердце здоровым, надо заниматься спортом, работать физически, не курить, не пить алкогольные напитки, бывать на свежем воздухе, не допускать нервных перегрузок, поддерживать нормальный вес.
Случается, что человеку становится плохо, беспокоит сердечная боль. Это может произойти неожиданно. Чем мы можем помочь? (Ответы детей.)
Педагог обобщает ответы детей. Человеку нужно принять удобную позу, необходимо позаботиться о свежем воздухе для него, ему нужно вызвать «скорую помощь» по телефону 03. Пока врач не приехал, большому можно дать специальные сердечные капли или таблетку.
Чтобы сохранить сердце здоровым, важно победить в себе жадность, лень, самодовольство, лицемерие, страх, зависть, относиться ко всем доброжелательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД: "Я-человек. Наше сердце, система кровообращения"
Занятие дает представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее назначение); способствует развитие способности делать ...
Конспект по валеологии "Органы кровообращения"
-воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни;-ознакомление с работой органов кровообращения человека, с условиями, обеспечивающими охрану и жизнедеятельность сердца;-развитие у дете...
Беседа "Сердце и система кровообращения"
Интересное занятие-беседа для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД из серии «Знай своё тело» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сердца» (кровообращение нашего организма).
Уважаемые коллеги, данный материал, поможет вам в организации познавательного НОД по физическому развитию. В доступной форме, используя иллюстрированный материал, аудиозапись, игровые упражнени и подв...
Конспект НОД в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения»
Конспект НОД в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения». Дать представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и ...
Презентация к НОД в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения»
Презентация к НОД в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения»...
Конспект занятия профилактической направленности «Великий труженик и волшебные реки» (система кровообращения).
Цель: дать детям представление о значении и устройстве системы кровообращения в человеческом организме.Задачи:-Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего орга...
Комментарии
Спасибо.
Спасибо за разработку занятия. Буду использовать в своей работе.