Конспект НОД в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Болховитина Елена Анатольевна

Конспект НОД  в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения». Дать представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее назначение); развивать способности делать умозаключение на основе физиологических опытов. Дать знания о работе кровеносной системы, познакомиться с понятиями сердце, капилляры, фонендоскоп, пульс. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых,  сердце сохраняется здоровым. Подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать и укреплять физическими упражнениями. Развивать  способности к сравнению, любознательность, умение мыслить логически, рассуждать, активизировать словарь через разговорную, диалогическую речь.  Воспитывать у детей стремление к повышению гигиенической культуры и заботливого отношения к собственному здоровью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_serdtse.docx94.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД № 10 Г. РОСОШИ

Конспект НОД

в подготовительной группе

«Я- человек.

Наше сердце, система кровообращения»

                                         Подготовила: Болховитина Елена Анатольевна,  

                                                                 воспитатель ВКК      

Цель: формирование основ здоровьесберегающего мышления.

Задачи: дать представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее назначение); развивать способности делать умозаключение на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови). Дать знания о работе кровеносной системы, познакомиться с понятиями сердце, капилляры, фонендоскоп, пульс. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых,  сердце сохраняется здоровым. Подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать и укреплять физическими упражнениями. Развивать  способности к сравнению, любознательность, умение мыслить логически, рассуждать, активизировать словарь через разговорную, диалогическую речь.  Воспитывать у детей стремление к повышению гигиенической культуры и заботливого отношения к собственному здоровью.

Словарная работа: кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, запястья, артерии, организм, кислород, углекислый газ, вены, эритроциты, лейкоциты.

Предварительная работа: 

  1. Чтение энциклопедии «Я познаю мир»;
  2. Рассматривание плакатов «Строение тела человека»;
  3. Дидактические игры «Полезно и вредно», «Назови по-другому».

Материалы: 3 шарика в форме сердца, волшебная шляпа, второе дно для шляпы, мяч, спринцовка с капельницей (макет), фонендоскоп. Две коробки с красными и синими кубиками, шарики, «мусор» по количеству детей,  две урны,  два стола, шарики для сухого бассейна, тканевые «сосуды», 4 ведёрка, 1,5 литровые бутылки с водой – 4 штуки. Медальоны-сердечки, фонарики по количеству детей, накидки для лейкоцитов, ватман с «раной» на стойке, скотч бумажный, заготовка «сердце» с клеевой основой, салфетки красные.

Ход нод

Дети заходят в зал, становятся полукругом лицом к гостям.

В каждой стране, люди любят здороваться,

Мальчики, девочки, тёти и дяди

При встрече друг дружке в глаза прямо глядя

Желают здоровья и доброго дня

От чистого сердца, друг друга любя.

И эти слова повторим мы сейчас

Девчонкам, мальчишкам

И, гости, для вас!

Дети по очереди произносят слова: здравствуйте, доброе утро, привет, приветствую вас, hello, good morning, how do you do, welcome, bonjour.

Заходим, становимся в круг. А сейчас я вам расскажу… ой, что это?

 (В группу залетает шляпа, подвешенная на шариках-сердечках). Воспитатель обращает на неё внимание детей. Там послание от жителей волшебной страны.

Воспитатель читает письмо (помощник в шляпу кладёт сердечки, прикрывает их вторым дном):

- За чистым полем, за дремучим лесом, за глубокими морями, за высокими горами есть сказочный город. Чудесный – расчудесный, прекрасный – распрекрасный! Жить – поживать в нем одно удовольствие. А символом этого города является сердечко доброты и дружбы. Но в этом городе случилась беда. Злая колдунья разбила это сердечко.

И теперь, пока оно разбито, жители этого города никогда не смогут быть добрыми и дружелюбными. Сами починить сердечко они не могут и просят нас о помощи. Вы хотите им помочь? Как мы это сделаем? Сердечко доброты и дружбы не простое, оно волшебное и простым клеем его не склеить. Ой, а здесь подсказка: «Испытаний пять пройдёшь - талисман стране вернёшь». Что же это значит? Значит, мы можем отправиться в волшебную страну и выполнить различные задания, которые помогут нам собрать сердечко. Вы готовы к приключениям?

(Читает инструкцию по применению волшебной шляпы, и вместе выполняют действия). «Поместить волшебное слово в шляпу, произнести заклинание:

Ва – ва – ва,

Ва – ва – ва –

Есть волшебные слова.

Жу – жу – жу,

Жу – жу – жу,

Их я в шляпу положу.

Дунем в шляпу

Раз, два, три,

И посмотрим, что внутри».

Достают сердечки из шляпы.

Воспитатель:

- Прикрепите сердечки себе на грудь.

-Мы мгновенно оказались в волшебной стране

Что же дальше? А вот и первое задание. «Мяч».

Игра «Скажи по- другому»

Я бросаю мяч, а вы называете противоположное значение.

Доброе сердце – злое

Веселое – грустное

Храброе – трусливое

Здоровое – больное

Маленькое – большое

Ласковое – сердитое

Холодное-горячее

Отважное – пугливое

Любящее – ненавидящее

Жадное – щедрое

Медленное – быстрое

Одинокое - дружное 

Работа с пословицей.

Как вы понимаете выражение «У человека золотое сердце»?

Рассказывание из опыта

- Скажите, а на самом деле сердце бывает добрым или злым, или это черта характера?

-А сердце какое, что вы знаете о нём?

(Дети передают мяч по кругу, у кого он в руках, тот отвечает.)

 Сердце – самый важный орган. Оно есть у каждого из нас.

Где оно находится? (Оно лежит немного левее центра грудины.) Покажите, где у вас находится сердце. Можно ли его увидеть невооружённым глазом?  

Да увидеть сердце мы не можем, ведь его защищают грудная клетка, мышцы и кожа, а можем его …(услышать)

Давайте послушаем сердце друг у друга.  Приложите ухо к груди своего соседа и послушайте. А теперь поменяйтесь.

- Как вы думаете, какого размера сердце?

Ребята, сожмите руку в кулак. Вот такой величины ваше сердце. А у меня вот такое. С возрастом сердце увеличивается. Мы привыкли, что на картинках сердце выглядит вот так.

Хотите увидеть, как оно выглядит на самом деле? 

Ребята, обратите внимание на рисунок сердца. (Рассматривание плаката) Как вы думаете, внутри сердца что-нибудь есть или там пусто как в мешке? (Ответы детей).

Внутри сердце не пустое. Оно представляет небольшой мешочек, стенки которого состоят из мышц и разделено перегородками. В левую часть всегда приходит в гости только алая, богатая кислородом кровь; в правую– только тёмная, с углекислым газом. Как только кровь наполняет сердце, оно сжимается (сокращается) и выдавливает кровь дальше в сосуды. Это главная задача сердца – перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу, доставляя нашим органам питательные вещества, чтобы мы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться…

Опыт №1. Со спринцовкой.

Некоторые из сосудов широкие и плотные, другие узкие и тонкие. По одним  кровь течет вниз, от главного порта «Сердце» до крошечных пристаней «Мизинец левый» и «Мизинец правый». Называется эта река очень красиво – «Артерия». Другая река, тоже с красивым именем, «Вена» интересна тем, что течет в обратную сторону: от «Мизинцев» до «Сердца», т.е. в гору. У простых рек так бывает, чтобы река в гору текла? А в человеке бывает. Это одно из многих его чудес.

А как же сердце толкает кровь по сосудам?

Хотите увидеть?  Подходите к макету. Это спринцовка. Я набрала в нее «кровь». Пусть это будет сердце. А это крупный сосуд, идущий от сердца. Сердце сжимается и  выталкивает порцию крови. 

Но что- то мы отвлеклись. Какое же следующее задание?

Задание 2: «Помоги сердечку».

Наше разбитое сердечко ослабло. Поможем ему протолкнуть кровь по сосудам?

Конкурс – эстафета «Кровь по сосудам».

Нам нужно поделиться на две команды. Я в шляпу положу листочки с единицами и двойками. Какую цифру достанете, в команду с таким номером становитесь.

Две команды по тканевым «сосудам» перекачивают кровь (шарики для сухого бассейна).

 - Молодцы! Помогли сердечку перекачать кровь по сосудам!
Опыт 2. Цвет крови. (За столами)

 - Ребята! Давайте попробуем отыскать на своем теле эти удивительные реки. Это удобнее будет сделать за столами. Разверните свои руки ладонями вверх. Видите на пальцах, на запястьях ниточки голубого цвета? Это и есть вены – удивительные реки и ручейки. Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи, их можно рассмотреть. У всех сосуды видны по-разному. Поищите сосуды на шее соседа. Видите сосуды?

- Мы видим крупные сосуды или мелкие? (крупные)
- А как доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды?
Положите руку на стол ладонью вниз. Посмотрите на кожу и ногти. Какого они цвета? А теперь надавите на ноготь. Снимите палец. Опять надавите. Как меняется цвет ногтя? Можете объяснить, почему ноготь розовый? Эти сосуды капилляры тоньше волоска и невидимы без микроскопа. В любой точке тела есть кровь. И у каждого человека ее довольно много. Например, у вас ее примерно 1,5 л – вот столько. (Педагог показывает на полную 1,5-литровую бутылку с водой.) У ваших мам примерно 3 таких бутылки, у пап – 4 бутылки.

- Какого цвета кровь? (красная)

Как в этом убедится? А если я ни разу в жизни не порезалась и не видела свою кровь, может, она у меня синяя или жёлтая?

Закрыть глаза и повернуться к лампе. А ещё поднесите к плотно сжатым пальцам фонарик и посмотрите. Что вы видите? Тело светится красноватым светом. Это через кожу виден красноватый оттенок крови.

Опыт №3. Пульс.

Приложите пальцы к сосудам, что видны на запястье или шее. Что вы ощущаете? Это пульс.

Это биение вашего сердечка. Это толчок крови, который выталкивается при сокращении сердца. У взрослого человека нормальный пульс – 70-80 ударов в минуту, у детей 80-100 ударов. Врачи, чтобы прослушать биение сердца используют фонендоскоп. По тому, как сердце бьется, они могут определить, здоров или болен человек. Через этот прибор удары сердца слышны лучше. (Слушаю.) Услышали, как работает сердце? Так оно работает днем и ночью, без остановки. Здоровое сердце человека бьётся ритмично. Где лучше всего прощупывается пульс? ( Запястье, шея).

Ребята давайте мы с вами прощупаем и посчитаем пульс. Все нашли пульс? Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно). Я засеку время, а вы посчитайте свой пульс. Сколько получилось? А теперь попробуем дать нагрузку нашему организму.  

Слайд 10 «Весёлая зарядка.

Воспитатель: Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз посчитаем свой пульс. Сколько теперь? Как бьется ваше сердце? (Быстрее, сильнее, громче). А как нам восстановить дыхание? (походить, подышать).

Дыхательная гимнастика с детьми.

А кто знает, что происходит с нашей кровью во время болезни?

Когда человек заболевает у него, меняется состав крови. И для того, чтоб поставить правильный диагноз, т.е. определить вашу болезнь, врачи делают анализ крови. Рассматривают её капельку под микроскопом.

Капля помещается на стекло, затем её рассматривают, изучают. (Рассматривание). Интересно, что это за красные  и белые пятнышки?

Хотите посмотреть поближе?

Тогда пора нам отправиться в путь, чтобы поскорее ответить на все вопросы.

На минимизаторе едем по сосудам сели на стулья перед экраном. Уменьшились.

Это кровяные клетки: красные – эритроциты, белые - лейкоциты.

Демонстрация слайда «Движение крови по сосудам» или видео.
- Итак, от главного порта «Сердце» горячая красная кровь поплыла по реке «Артерия». Кто же заставляет кровь двигаться по реке?
- Правильно, сердце, наш неутомимый мотор! Ведь оно не останавливается ни на секунду. Посмотрите, что делается в самой крови. Такая толчея, как на шумной пестрой ярмарке. Целый караван кораблей плывет вперед. В крови больше всего красных корабликов. Догадались, почему кровь красного цвета? Эти красные кораблики называются эритроциты. Цвет нашей кожи, мышц, языка, вся наша окраска зависит от них. Эти кораблики торговые. Они везут очень ценный груз – кислород, так же кровь перевозит и питательные вещества по всему нашему организму.
- А зачем они нам нужны? (Ответы детей). Крови надо отдать питательные вещества и кислород и забрать углекислый газ и ненужные вещества, чтобы вывести их из организма.

И наше третье задание - помочь нашим корабликам – эритроцитам.

3 задание. Эстафета «Кровяные пароходики».

Дети делятся на две команды. Перед командами стоят коробки с красными кубиками - это «полезные для организма вещества» и шарики; а на противоположной стороне помещения группы – коробки с мусором: с синими кубиками и сдутыми шариками – это «вредные вещества». По сигналу участники команды переносят по очереди красные кубики из первой коробки во вторую, а синие кубики из второй коробки и мусор в урны. Игра продолжается до тех пор, пока все кубики не поменяются местами.

 Ребята, но в нашей флотилии есть и белые кораблики. Зачем они нужны в крови? Это лейкоциты. Они ищут и уничтожают врагов нашего организма. Какие это враги? Конечно, это микробы! Даже в маленькую царапину на твоем пальце, в маленькую ссадину на коже врываются микробы и сразу начинают все уничтожать вокруг. Посмотрите, человек поранился. (Сквозь дыру посыпались микробы на стол). Сколько микробов! А вот и лейкоциты!

Входят два лейкоцита. (Белая накидка со ртом на груди).

Читают стихи и складывают микробы в карман – рот.

Я отважный лейкоцит,

Лишь микробами я сыт.

Всех врагов я съем на месте

Хочешь – 100, а хочешь – 200!

(Складывает микробы в рот)

Ем ангину, грипп, бронхит

Вкусную ветрянку.

Хорошо я подкрепился

Прямо спозаранку!

Скарлатина – вкуснота,

Полезай скорей сюда.

Что пищишь? Не слушаю.

Я глух и нем: я кушаю.

Хватит места всем болезням

У меня в животике.

Вот такие мы, ребята,

Чудо – пароходики.


-Да, недаром эти корабли ученые назвали пожирающими.

На помощь «белым» корабликам приходят маленькие фиолетовые «лодочки» - это тромбоциты.

Без меня не обойтись –

Рану я заклею

Я бесстрашный тромбоцит,

Клеить я умею. (Заклеивает дыру.)

Итак, микробы уничтожены, раны больше нет. А нам уже пора возвращаться в сад.

Увеличились.
- Что будет, если мало в крови эритроцитов, красных корабликов, которые переносят кислород и питательные вещества? (Ведь если их по какой-то причине становится мало, человек становится бледным, у него плохой аппетит, ему не хочется уже бегать и играть!)
- А если в крови мало лейкоцитов, пожирающих микробов? ( То организм будет слабо сопротивляться натиску микробов).

Молодцы, вы уже можете разобраться в анализах крови!

- Дети, что будет, если порезались? Что делать? Нужно обратиться за помощью к взрослому.

- А если кровь течет сильно, не останавливается? Нужно вызвать скорую помощь.

- Какой номер? – 03! (вместе, хором).

- Бывает, что случается беда, и человек теряет много крови. Большая кровопотеря – это угроза жизни человека. Как же можно помочь ему?
- Людей, отдающих свою кровь, готовых прийти на помощь в трудную минуту, у нас много, и их называют донорами. Быть донором почетно.

4 задание. Сейчас мы с вами станем на мгновение донорами и поможем нашему волшебному сердечку.

adb618cb8152643959a9f4cd13d05367.jpg Наклеивают на общую основу – сердце красные шарики из салфеток.

5 задание.

Следующее задание: назовите правила здорового сердца.

Передаём по кругу сердечко доброты, и каждый называет одно правило.

-Чтобы сердце было здоровым, о нем нужно заботиться: заниматься физкультурой, играть в подвижные игры, гулять на свежем воздухе, обязательно спать ночью, чтобы сердце отдыхало, нельзя сильно уставать, переутомляться. Нужно полноценно питаться, избегать травм, которые ведут к большой потере крови. А еще, не нужно расстраиваться по пустякам и злиться. Когда настроение хорошее, то и на сердце хорошо.

Наше сердечко снова здорово и радостно нам улыбается. Теперь жители сказочного города  могут быть спокойны. Всё у них будет хорошо.

Чары развеяны, все улыбаются,

Но мы сегодня ещё не прощаемся.

Лишь говорим вам: «До встреч, до свидания!»

И всем гостям: «Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД: "Я-человек. Наше сердце, система кровообращения"

Занятие дает представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее назначение); способствует  развитие способности делать ...

Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Навсегда в наших сердцах…»

Задачи: 1.     Воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.2.     Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к своей родине.3....

Конспект организованной образовательной деятельности, художественно эстетического развития "Рисования" в подготовительной группе "Доброта в наших сердцах"

Конспект  организованной  образовательной деятельности,  художественно эстетического развития "Рисования" в подготовительной группе "Доброта в наших сердцах"...

Комплексное занятие в подготовительной группе "Доброта в наших сердцах

Цель: воспитание добрых чувств, человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

Презентация к НОД в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения»

Презентация к НОД  в подготовительной группе «Я- человек. Наше сердце, система кровообращения»...