Педагогический проект для детей 3-4 лет «Лук - зеленый друг»
проект (младшая группа)

Матвиенко Ксения Александровна

Объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеобразовательного вида

 с приоритетным осуществлением познавательно-речевого

направления развития воспитанников»

Педагогический проект для детей 3-4 лет

«Лук - зеленый друг»

                                    Подготовил

воспитатель

Матвиенко Ксения Александровна

г. Озерск

Этапы работы над проектом:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.(Паспорт проектной работы)

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

1-я  неделя.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.).

2-я – 3-я недели.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Проводятся итоги работы, подготовка в пищу выращенного лука, подготавливается презентация.

4-я неделя.

I.        Подготовительный этап проекта.

Паспорт проектной деятельности.

Тема проекта: «Лук – зеленый друг».

Тип  проекта.

По доминирующей деятельности:практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности:   средней продолжительности.

Продолжительность проекта:4 недели. Март 2018 г.

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы (с 3 до 4 лет), воспитатель,  родители.

Линия развития:экологический.

Объект исследования: репчатый лук.

Проектная идея: объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.

Форма проведения: дневная (в рамках организации воспитательно-образовательного процесса во время ОД и в повседневной жизни).

Оборудование и материалы:

  • игровой персонаж – кукла дед Лукьян; корзинка с луковицами; контейнеры с землей; лейки с водой; грабельки, совочки, влажные салфетки; клеенка на столы; фартуки для детей;  
  • кисти для клея, баночки с клеем, салфетки, клеенки, тонированные  листы,  готовые формы лука;
  • дощечки, пластилин, стеки, нитки белого цвета, емкость с гречей для имитации грядки, салфетки, картинки с изображением овощей; кукла Маша; письмо от Айболита, образец готовой поделки.
  • запись произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы»;
  • кисти, баночки с водой, альбомный лист, гуашь,    фломастеры, лук, игрушка Чиполино;
  • шапочки с изображением лука.

Актуальность проекта: в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Ониконечноже, знают растения и животные,   обитающие  рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить  лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель проекта:вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.

Задачи:

  • формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
  • закрепление представления о репчатом луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
  • выработка навыков посадки лука в землю;
  • выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
  • способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
  • воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Участие родителей в реализации проекта.

  • Беседа с родителями.
  • Консультация и изготовление папки-передвижки для родителей.
  • Изготовление табличек-указателей с картинками растений (лука).
  • Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей, изготовление шапочек для игр.
  • Посадка лука детьми и родителями дома  и предложить отобразить это в календаре наблюдений, с дальнейшим предоставлением результата в группу.
  • Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».

План реализации проекта.

п/п

Мероприятия

Цели

Сроки реализации

1 этап – подготовительный.

1.

Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг».

Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:

  • приобретение необходимого оборудования: ящики, лук репчатый, земля;
  • изготовление табличек-указателей с картинками растений;
  • изготовление шапочек с изображением лука.

1-янеделя.

2.

Консультация «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки.

Просвещение родителей по данной теме.

1-янеделя.

3.

Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Лук – зеленый друг»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.

1-я неделя.

4.

Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.

Пронаблюдать и зарисовать  в календаре наблюдений в условиях дома, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

1-я неделя.

2 этап – основной.

5.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

Углублять и расширять знания об овощных культурах.

2-3 недели.

6.

Рассматривание иллюстраций овощных культур  (в том числе лука)

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

2-3 недели.

7.

Дидактические игры:

  1. «Вершки – корешки».
  2.  Лото  «Овощи, фрукты, ягоды».

Обучить классификации растений по ценности.

2-3 недели.

8.

Труд в уголке природы.

Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

2-3 недели.

9.

Опыты: «Луковка»,  «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».

Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма,  вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.

2-3 недели.

10.

Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок – желтый бочок».

Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом.

2-3 недели.

11.

ОД по познавательному развитию «Сажаем лук».

Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука.

2-3 недели.

12.

Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений, составленный дома.

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.

2-3 недели.

13.

Оформление выставки рисунков, лепки, аппликации

Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

2-3 недели.

3 – этап заключительный.

14.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

4неделя.

15.

Подведение итогов проекта:

оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».

Сопоставление желаемых и полученных результатов.

4неделя.

16.

Употребление в пищу выращенного лука.

Празднование удачного завершения работы.

4 неделя.

17.

Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый друг»

Просветительская работа с родителями в области экологии,  информирование  о проделанной работе.

4 неделя

Предполагаемый результат.

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности;формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Продукт проектной деятельности.

  • Употребление в пищу выращенного лука.

Презентация проекта.

  • Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».
  • Оформление папки-передвижки «Лук – зеленый друг».

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

  • Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг».

       Приложение № 1.

  • Консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки.

     Приложение № 2.

  • Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде».
  • Чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

      Приложение № 3.

  • Дидактические игры «Вершки – корешки», лото  «Овощи, фрукты, ягоды»;

      Приложение № 4

  • опыты: «Луковка»,  «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».

Приложение № 5

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок – желтый бочок».

      Приложение № 6

  • ОД по познавательному развитию «Сажаем лук».

      Приложение № 7

  • Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
  • Празднование удачного завершения работы.
  • Подведение итогов проекта: оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Вывод: в результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук. Рассматривая с детьми, выполненные дома работы, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в «аквариуме», может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).

По итогам работы было отмечено:

  1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
  2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
  3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
  4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение: 

  • Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной  деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
  • Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
  • Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Лук – зеленый друг».
  • Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».

Использованная литература.

  • Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
  • Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
  • Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
  • Смирнов А. «Зачем луку луковица».
  • Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.: Просвещение, 1992
  • Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992
  • Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1990
  • Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» - М.: Просвещение, 1987
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2014
  • «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2005
  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
  • Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
  • Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
  • ПаникоровскаяН. «1000 загадок, скороговорок, считалок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по творчеству Н.Носова "Николай Носов -волшебник, друг, затейник, фантазер"

Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семь...

Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"

Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....

«Огонь - друг, огонь – враг» Педагогический проект для детей 4-6 лет с ЗПР по пожарной безопасности.

Актуальность проблемы: Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды в которой растет и воспитывается ребенок.Основы безопасности – один из наиболее акту...

Краткосрочный педагогический проект по физической культуре в ДОУ "Мяч-лучший друг летом"

Краткосрочный педагогический проект по физической культуре в ДОУ "Мяч-лучший друг летом" разработан с целью разнообразить летнюю оздоровительную компанию в летний период....

«Огонь - друг, огонь – враг» Педагогический проект для детей 4-6 лет по пожарной безопасности.

  «Огонь - друг, огонь – враг» Педагогический проект для детей 4-6 лет по пожарной безопасности....

Проект для детей второй младшей группы «Лук-зеленый друг»

Сельские дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животных, которые обитают рядом с нами. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. ...

Педагогический проект "Лук -детям друг"

Познавательно – исследовательский проект для детей первой младшей группы. Цель проектастало расширение знания детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами,активизировать у ребенка ...