«Огонь - друг, огонь – враг» Педагогический проект для детей 4-6 лет по пожарной безопасности.
проект по обж (средняя группа)

Варвара Александровна Султанова

    «Огонь - друг, огонь – враг» Педагогический проект для детей 4-6 лет по пожарной безопасности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._proekt_kratkosrochnyy_pozharnaya_bezopasnost_.docx67.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 116»

города Магнитогорска

Султанова Варвара Александровна, воспитатель

                                                 

«Огонь - друг, огонь – враг»

Педагогический проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы: Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды в которой растет и воспитывается ребенок.

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.

Цель:

Формировать навыки безопасного поведения в быту.

Учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.

Задачи:

Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

Познакомить с правилами поведения при пожаре.

Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (фамилию, имя, домашний адрес и номер телефона)

Учить набирать телефонный номер пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части.

Познакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар, воспитывать уважение к труду пожарных.

Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

  • Продуктивная деятельность рисование «пожар».
  • Папка с играми по пожарной безопасности
  • Лэпбук «Пожарная безопасность»
  • Рисование «Рисование Спичка-невеличка»

         

Календарный план по реализации проекта:

Раздел программы

                    Формы и методы работы

Сроки выполнения

Познавательное развитие

НОД: «Пожарная безопасность в природе», «Огонь- друг и враг человека»; просмотр видеофильма «Огонь – друг и враг человека»;  «что горит?»; решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг»,  беседы: «Люди героической профессии». «Кто может готовить на плите», «Кто пользуется бытовыми приборами».

Январь

Речевое развитие

Составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»;

Работа с фразовым конструктором: подбери то, что нужно пожарному для тушения пожара или что может тушить пожарный.

февраль

Ознакомление с художественной литературой

Загадки о пожаре; Чтение: С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»,  Фетисов «Куда спешат пожарные машины»

февраль

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «Причины пожаров», «Собери картинку», «Отгадай загадку».

Сюжетно-ролевые: «Наш дом», «Мы пожарные».

февраль

Театрализованная деятельность

Драматизация сказки «Кошкин дом»

Март

Изобразительное искусство

Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка»

Коллективная работа: «Тушим пожар»

Апрель

Работа с родителями

 Выставка детского рисунка «Огонь – друг и враг». Папка с играми «Пожарная безопасность».

Май

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

  1. Дошкольники:
  • расширение и углубление знаний о пожарной безопасности;
  • приобретение детьми навыков работы с средствами пожарной безопасности;
  • развитие познавательной активности;
  • бережное отношение к родной природе, результатам труда взрослых людей.
  1. Педагог:
  •  повышение образовательных, профессиональных, теоретических и   практических знаний педагогов по проблеме пожарной безопасности в ДОУ.
  1. Родители:
  • вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.

Основная идея проекта:

        Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но  и во всем мире. За последние годы значительно увеличилось число пожаров, произошедших по вине человека. Часто причина пожара – детская шалость. К сожалению, родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, в частности зажигалка – привычная игрушка для них. Чтобы изменить отношения к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе правильно воспитывать детей. Необходимо изменить сознание  и отношение людей к противопожарной  безопасности, а детский возраст – самый благоприятный для формирования надлежащих правил и выработки культуры безопасного поведения.

Ожидаемые результаты:

Развитие речи. «Огонь – другогонь – враг». Уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня; Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; Развивать мыслительные операции. Закрепить правила противопожарной безопасности: не брать и не играть со спичками и зажигалками; пожароопасными предметами; способствовать формированию у детей навыков сотрудничества: радоваться общему делу.

Ознакомление с миром природы исследовательская деятельность. «Осторожно – электроприборы!». Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании; закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту; развивать мыслительную активность, любознательность; воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами; вызывать радость открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе.

Беседы: «Что такое огонь, откуда он берётся»; «Мои электроприборы дома»;  «О пользе бытовых электроприборов и правилах пользования ими», «О правилах пожарной безопасности».

Решение проблемной ситуации:

- Как называются люди, которые борются с пожарами?

- Почему работу пожарного называют опасной?

- Чем отличается пожарная машина от обычного автомобиля?

- Если в доме случился пожар, каким образом можно вызвать пожарных?

Огонь – наш друг, огонь – наш враг!

Вопросы и задания

- Когда огонь можно назвать «Огонь – наш друг»?

- Когда мы говорим «Огонь – наш враг»?

- Перечисли, что может стать причиной пожара.

- Что тушат водой?

Пословицы и поговорки:

Слезы пожара не тушат.

Спички – не игрушка, огонь не забава.

Нет дыма без огня.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Спичка – невеличка, огонь - великан.

Водой тушат пожар, а умом предотвращают

Дидактическая игры:

1. «Хорошо – плохо»Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

2. «Доскажи словечко»Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

3. «Назови причины пожара»Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом»; С. Михалкова «Пожар»; разгадывание загадок про «Огонь»; Пикулева «Пожарная машина»;

Е. Харинская «Спичка».

Сюжетно – ролевая игра «Мы – пожарные»Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

 Сюжетно – ролевая игра  «Один дома»Цель: развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители.

Результаты реализации проекта :

1. Повысился познавательный уровень у дошкольников

2. Все участники образовательного процесса получили массу положительных эмоций.

3. Проведены выставки детских работ по теме недели.

Беседы с детьми в средней группе на тему:

«Меры пожарной безопасности»

«Детские шалости с огнём»

Цель: обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.

-Ребята, а задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару?

Пожар всегда возникает неожиданно. Вот, казалось бы, только что всё было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется удушливый дым.

Однажды я наблюдала такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю. Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели на корточки и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от неё трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя. А если горящая спичка упадёт на кучу промасленных тряпок, то беды не миновать!

Взрослые должны помнить, что спички и зажигалки нужно хранить в местах, недоступных детям! Это не игрушки, это опасные предметы. Дорогие ребята! Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!»

Кстати, а почему так говорится? Верно! Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Вот послушайте, что мне один мальчик рассказал:

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк –

Всё полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжёт меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!

Меня спасти едва успели,

А вот квартиру не сумели.

Теперь в больнице я лежу,

И боль едва переношу.

Хочу напомнить всем, друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

Вот до чего доводят спички! Запомните ребята.

«Пожар в квартире»

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.

- Скажите, почему может возникнуть в квартире пожар?

-Правильно, забыли выключить электроприборы, неисправная электропроводка, детские шалости со спичками, зажигалкой.

-Ребята, что надо делать, если возник пожар?

-Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью! А если дома никого нет?

-Правильно, надо вызывать бригаду пожарных. Для этого надо набрать по телефону 01. Запомните этот номер. Говорить по телефону нужно чётко, ясно указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж. А вы знаете свой адрес?

Самое главное, не паникуйте, не бегайте зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

Надо запомнить правила поведения при пожаре:

  1. Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы увеличите тягу, и огонь станет сильнее.
  2. Не тушите водой включённые в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.
  3. Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах     большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное – побыстрее покиньте горящую квартиру!

«Кухня – не место для игр!»

Цель: познакомить детей с опасными предметами, находящимися на кухне.

-Ребята, говорят, что на кухне нельзя играть. Правда это или нет? А почему?

Правильно, кухня – это место, где мама или бабушка готовят пищу.  На кухне есть электрическая или газовая плита. На ней варят каши и супы, жарят мясо и пирожки, готовят рагу из овощей. На плите стоят кастрюли с горячими супами, бульонами, кипят чайники, на раскалённой сковороде жарят котлеты.

Вы можете нечаянно прикоснуться к горячим предметам и обжечься. Ещё хуже, если вы прольёте на себя горячий суп или чай. Пробегая возле окна, вы можете случайно задеть занавеску, а если та коснётся горящего газа, то вспыхнет, и на кухне может возникнуть пожар! Ребята, назовите опасные горячие предметы, которые есть на кухне. Вот молодцы, много предметов знаете!

А ещё на кухне много предметов, служащих источником огня. Расскажите о них.

Верно! Чтобы зажечь конфорку газовой плиты, чиркают спичками, зажигалкой. Кстати, продукты сгорания бытового газа очень вредны! Лучше их не вдыхать, а готовить пищу нужно, держа форточку открытой.

Какие горячие предметы есть на кухне?  Правильно! Чайники, кастрюли, сковороды. Если на сильно разогретую сковороду налить масло, то оно может вспыхнуть.

На кухне, ребята, вас подстерегают немало опасностей. Поэтому лучше играть с любимыми игрушками в детской комнате, а в подвижные игры с друзьями – на свежем воздухе, детской площадке.


                                                     

Дидактические игры по пожарной безопасности  (для детей 4-6 лет)

«Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

1.Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

2.Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

3.Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

4.Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

«Горит – не горит»

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

«Если возникает пожар»

Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках не даром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный …  (пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в… ( квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву).

Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин –

Этот номер … (01)!

«Хорошо – плохо»

Игровая задача: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

 Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

«Лото - пожарная безопасность»

Игровая задача: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

«Карточная викторина»

Игровая задача: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

«Назови причины пожара»

Игровая задача: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

«Выбери нужное»

Игровая задача: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель, ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

«Четвёртый лишний»

Игровая задача: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

«Сложи картинку»

Игровая задача: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре. 

«Найди ответ»

Игровая задача: закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

Ход игры: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Ситуации. Ответы

Возник пожар. Звони по телефону «01».

В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.

На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.

Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.

Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.

Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».

Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.

«Разложи по порядку»

Игровая задача: ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

Ход игры: используются карточки с изображениями:

• Сообщение по телефону «01» о пожаре;

• Эвакуация людей;

• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

• Встреча пожарных;

• Работа пожарных;

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

«С чем можно играть»

Игровая задача: развивать внимание, мышление. Закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.

«Опасные предметы – источники пожара»

Игровая задача: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

«Соедини по точкам»

Игровая задача: закреплять представления  об источниках пожарной опасности; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Ход игры: соединить точки, раскрасить и рассказать , чем опасен данный предмет.

«Кому что нужно для работы»

Игровая задача: закреплять знания об орудиях труда пожарных.

Ход игры: воспитатель предлагает показать картинки, необходимые для труда людей разных профессий, в том числе пожарных.

Усложнение: воспитатель увеличивает количество профессий и предметов для их труда и предлагает рассказать о действиях, производимых этими орудиями.

«Отдых»

Игровая задача: закреплять знания правил пожарной безопасности; развивать внимание.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, а дети хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!». В ответе на «неправильные» вопросы дети молчат.

- Кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

- Кто унюхав газ в квартире, позвонит по 04?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

«Найди, что лишнее»

Игровая задача: закреплять умение классифицировать предметы по принципу функциональности; закреплять знания об электрических приборах и предметах, связанных с огнём.

Ход игры: детям раздаются предметные картинки, воспитатель предлагает отложить те, которые не относятся к электрическим приборам и предметам, связанными с огнём.

 «Найди четвёртый лишний»

Игровая задача: закреплять представления о причинах пожара, об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает найти «четвёртый лишний» предмет, который может стать причиной пожара.

«Подбери игрушку Танюшке»

Игровая задача: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Уважаемые родители!

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Но главное: научите детей избегать потенциальную опасность. Например, опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.


Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)

Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя, спички – одна из причин пожара)

Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)

Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя, нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)

Назови номер пожарной службы? (01 или с сотового телефона 010, 112)

Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания)

Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар)

Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя, вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни).

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.

Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.

Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.

Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

Покидая квартиру в случае пожара:

не задерживайтесь, собирая вещи;

по возможности выключите все электроприборы и свет, отключите электричество на щитке, расположенном на лестничной площадке;

плотно закройте за собой все двери;

предупредите соседей;

спускайтесь по лестнице, не пользуйтесь лифтом;

ждите приезда пожарных возле дома.

Уважаемые родители!

Не проходите мимо детей, играющих с огнем.

Не забывайте выключать электроприборы.

Не разрешайте детям включать электроприборы.

Не разрешайте детям разводить костры. Костер надо раскладывать так, чтобы он был защищен от внезапных порывов ветра, которые могут разнести пламя по окрестности.

Применяя химические препараты, будьте осторожны. Ознакомьтесь и строго выполняйте инструкцию, напечатанную на этикетке.

Не загромождайте основные пути эвакуации, балконы и лоджии.

Изучите сами и разъясните детям правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Берегите себя и своих близких и не забывайте,

что самая доходчивая форма обучения –

личный пример!



Занятие с детьми по пожарной безопасности в средней группе «Капельки»

на тему: «Пожарная безопасность»

Цель: продолжать учить правила пожарной безопасности.

Задачи:

- воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности дома, в детском саду;

- дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу

человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня;

- формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми

нельзя самостоятельно пользоваться;

- закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;

- научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных «01» (запомнить

номер); привить интерес к работе пожарных;

Материалы к занятию:

- коробок спичек;

- изображение огня и номера "01";

- карточки с изображением огнеопасных предметов и просто опасных предметов;

- иллюстрации о правилах поведения при пожаре, о предметах из-за

неправильного обращения с которыми возникают пожары и о пожарниках;

- телефон.

Содержание:

1. Чтение Художественного произведения: "Сказка о непослушной спичке"

2. Беседа о правилах поведения при пожаре.

3. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Чтение сказки «непослушная спичка»

      В одном небольшом городе жила-была спичка. Она была веселой, шаловливой

девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо

всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала

шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты,

траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться.

Ей это ужасно не нравилось, потому что только люди могли ей дать жизнь. Ведь

это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички,

и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а

приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь.

Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть-это спичечный коробок.

Положил ее не одну, а с сестренками. С тех пор непослушная спичка живет в

спичечном коробке.

Беседа на тему: "Правила поведения при пожаре"

Цель: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно

использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в

предложениях; познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Ход беседы:

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Да

В: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

В: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного

обращения с огнем?

Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В: От чего бывают пожары?

Д: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных

включенных приборов, включенных газовых плит.

В: Ребята посмотрите какая новая игрушка появилась у нас в группе? (машина).

Кто догадался, как она называется? (пожарная).

В: По каким признакам вы догадались, что это пожарная машина?

Д: Она красная, с лестницей.

В: Правильно, пожарная машина всегда красная, чтобы ее было видно издалека.

Красный цвет-цвет тревоги, цвет огня. Как едет пожарная машина, быстро или

медленно?

Д: Быстро.

В: Почему быстро?

Д: Нужно быстрее потушить огонь, спасти людей.

В: Когда машина едет по дороге, ее не только видно, но и слышно сирену. Как звучит сирена?

Д: у-у-у, у-у-у.

В: Ребята, а вы знаете, что в кузове пожарной машины лежат инструменты для

тушения пожара: топор, лопата, шланг, огнетушитель и др., а самое главное в

пожарной машине всегда должна быть что ребята?

Д: Вода.

В: Ребята, как вы думаете, почему возникают пожары?

Д: ответы детей.

В: Да, много пожаров от неосторожности обращения с огнем. Огонь очень

опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше,

сильнее, разгораются, бушуют. Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила.

Сейчас мы вместе их постараемся запомнить: спички брать нельзя, газ зажигать

нельзя, розетку трогать нельзя и вставлять в нее посторонние предметы нельзя.

В: Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдайте, чтобы

пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Тематическое игровое занятие «Раз, два, три — огонь потуши»

Цель: продолжать с детьми учить действия при пожаре.

Задачи: учить элементарным навыкам тушения огня, закрепить ранее

полученные знания поведения при пожаре.

Оборудование: костюм пожарного, каска, рации, лопата, пожарная машина,огнетушитель, сигнал.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не стандартное занятие. Мы будем с вами говорить и играть на тему пожарной безопасности. А чтобы хорошо

позаниматься, надо дружно нам размяться! А разомнемся мы с помощью игры.

«Землетрясение, пожар, наводнение»: дети бегут в рассыпную по 1-му сигналу.

По сигналу «Землетрясение» - присесть и закрыть голову руками;

 «Пожар» -взяться парами;

«Наводнение» - имитировать плавание.

Построение команд.

-Скажите-ка мне, кто из вас знает единый номер телефона службы спасения?

Ответы детей… Правильно, это номер 01!

Игра «Пожар»

 Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень,

рации, лопата, машина пожарная.

 По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стола, на

котором лежат костюмы пожарных. Ребята должны правильно подобрать то что нужно пожарному, затем тоже самое проделывает следующий игрок.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «01»

Для этой игры нужно подготовить листочки с номерами экстренной помощи.

Участники каждой команды по сигналу должны найти номер телефона пожарной службы «01»

Просмотр мультфильма:  «Азбука безопасности. Пожарная безопасность. Смешарики», «Правила поведения детей при пожаре».

Чтение: С. Я. Маршак «Кошкин дом»

Речевое развитие: Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения.

Познавательное развитие: Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Использовать модели и мнемотаблицы.

-Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01». Знать специальный транспорт.

-Закрепить умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес и телефон.

Ход проведения совместной деятельности.

Дон-дон-дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
Но не добежала, воду расплескала.
дон-дон-дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит уточка с ковшом,
да ковш уронила, воду-то разлила.
дон-дон-дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит кисонька с горшком,
Залить хочет молоком,
Но не добежала, горшок расплескала.
дон-дон-дон!
Погорел весь кошкин дом!
Где теперь кошечке жить?

В. Мы прочитали потешку «Кошкин дом». А теперь давайте вспомним, кто бежал на помощь кошке и с чем?
Д. Уточка с ковшом, да ковш уронила, воду-то разлила.
В. Кто еще?
Д. Курица с ведром. Тоже воду расплескала.
В. Еще кто помогал?
Д. Сама кисонька с горшком, заливала молоком. Но не добежала, горшок расплескала. В. И в итоге Кошкин дом не спасли, погорел он. А почему он сгорел, мы сейчас разберем. Скажите, где жила кошечка: в городе или в деревне?
Д. В деревне, потому что это кошкин дом, а не квартира.
В. Я думаю, что кошечка печку топила, чтобы обогреть дом. А как нужно пользоваться печкой и что нельзя делать детям?
Д. Открывать дверцу у печки. Может выпасть уголек или даже полено и все загорится.
В. А если вдруг все начало гореть и огонь еще маленький. Как нужно поступить? д. Залить водой или накрыть одеялом.
В А если начался сильный пожар и много дыма. Как нужно выйти человеку из дома?
Д. Присесть или даже ползти к выходу или к телефону. Наверху много дыма и можно задохнуться. Вызвать пожарных.
В. Как едут пожарные машины?

Д. Они сигналят. Машины могут ехать на любой свет. Все должны им уступать дорогу. Важно, как можно быстрее приехать к месту пожара.
В. А напоследок, давайте расскажем одно правило, которое будет в стихах. Стихи о противопожарной безопасности.

Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей!
Не теряя время даром,
В 01 звони скорей!

Дети с увлечением собирают пазлы, проходят дорожки и лабиринты по пожарной безопасности.

Дети с увлечением соотносят  пожарную технику с её тенью.

Проводились беседы по эволюции пожарной техники.

Детям рассказали, что ранее пожарная служба передвигалась на телеге.  Были паровые машины. А теперь современные машины более комфортные, быстрее спешат на помощь при пожаре.

Детей заинтересовал вопрос,  почему у пожарной машины красный цвет?  Из чего  состоит пожарная машина? Для чего пожарной машине  лестница, шланг и сирена?

  Работа с фразовым конструктором:

  1. Помоги пожарному. Что ему необходимо взять с собой на тушение пожара? Ребёнку предлагается  табло, на которое он крепит подходящие картинки. Ребёнку предоставляется право выбора предметов.
  2. Что может гореть? Ребёнок подбирает те картинки, на которых изображено то, что может тушить пожарный.

Коллективная работа «Тушим пожар»

Ребята с интересом изучают   лэпбук по пожарной безопасности.

Ребята играют с макетом комнаты, обыгрывают ситуации неправильного обращения со спичками. Что может произойти, куда следует звонить и т.д.

Список литературы:        

Потапова Т.В, «Беседы с дошкольниками о профессиях» // Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.

Волочкова В.Н., Н.В. Степанова «Конспекты занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие» // Н.В. Степанова – Воронеж «Учитель» — 2004-207

Кузина В.М. «Огонь – друг и огонь – враг» // отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.

Кузина В.М «огонь — наш друг, огонь – наш враг» // С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46

Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар» // Б.Жидков-М. Фламинго» -2000-50

Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.» // Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8, 9 -05г. -20 – 22, 40-43,.

Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом» //Л. А. Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12

Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» //С. Я Маршак-М. «фламинго» -2000- 62.

Петина М.М. «О работе с детьми по предупреждению пожаров» // М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...

Конспект литературной викторины «Огонь – друг, огонь – враг!» по правилам пожарной безопасности

Основными целями данной  викторины являются:- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре;- воспитывать чувство ответственности;- развивать уверенность ...

Конспект ООД "Огонь - друг, огонь - враг" с детьми старшего дошкольного возраста в рамках "Пожарной Безопасности".

Цель: Проведение разъяснительной беседы в рамках "Пожарная Безопасность"Задачи:- познакомить детей с огнем, его свойствами;- закрепить знания детей о пользе и опасности огня;- познакомить де...

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста

Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК проводятся мероприятия по пожарной ...

«Огонь - друг, огонь – враг» Педагогический проект для детей 4-6 лет с ЗПР по пожарной безопасности.

Актуальность проблемы: Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды в которой растет и воспитывается ребенок.Основы безопасности – один из наиболее акту...

Огонь друг - огонь враг. Проект по пожарной безопасности для детей 5-6 лет

формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуа...