«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»
консультация
Выступление на ГМО по экологическому воспитанию стрших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении, а также формирование осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зеленая трава, белый снег и пушистые облака. Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Мы взрослые должны вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес, помочь ребенку увидеть красоту мира, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.
Соприкасаясь с природой, развивается не только познавательный интерес, но формируется личность ребёнка. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Влияние природы на ребенка огромно.
Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:
- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
- наблюдают за падающими снежинками;
- слушают стихи, рассказы;
- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
- ухаживают за растениями в уголке природы.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников является главной целью экологического воспитания. В процессе реализации поставленной цели, решаются следующие задачи:
- формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.
В ходе моей работы я реализовала и продолжаю реализовывать следующие экологические проекты: «Вода», «Домашние животные», «Комнатные цветы», «Березка – наше дерево» и другие. В данный момент в нашей группе реализуется проект «Прикоснись к природе сердцем» (совместно с педагогом-психологом). Вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему. Результаты совместной работы над проектом были представлены в виде создания экологических знаков природоохраняющего содержания, выпуска экологической газеты, привлечение к экологическим акциям всех участников педагогического процесса и их родителей, оформление экологического уголка в группе. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей и обучение становится более качественным.
Предмет проектной деятельности: организационно-педагогические условия способствующие формированию у старших дошкольников экологической культуры.
По времени: среднесрочный (13 марта 2019 года по 16 августа 2019 года).
Основная цель проекта:
Использование метода проектной деятельности как способа формирование экологических знаний о природе, основ экологической культуры, осознанно-правильного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня экологических знаний и культуры поведения в природе.
Задачи педагогического проекта:
- Формирование поисково–исследовательской деятельности и интеллектуальной инициативы, посредством проектного метода.
- Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
- Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта" Приамурье моё"
Выступление на семинаре. Опыт работы по реализации проекта " Приамурье мое" в старшей группе....
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...
Экологический проект «Прикоснись к природе сердцем»
Проект «Прикоснись к природе сердцем» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, ...
Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всмех участников проекта: образовательная деятельност...
Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
Выступление на педагогическом совете....
V Муниципальные Иоанновские чтения (Федоровский район). Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «День народного единства» январь 2022 г.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.В педагогическом аспекте п...